Андрей Грузин, заместитель директора по развитию типографии «ИНТ» (Кемерово), рядом с монохромной цифровой печатной машиной Xerox Nuvera 120. Ее покупали для печати малотиражных заказов в одну краску
Путь к «цифре»
Типография «ИНТ» существует на рынке с 1996 г. Началось все с покупки копировально-множительной техники, а конкретно ризографа. Однако для серьезной работы требовалось более мощное оборудование, поэтому уже через год на предприятии появилась первая офсетная машина. Компания развивалась, количество офсетных машин со временем увеличивалось, постепенно шла замена оборудования на более современную технику, и этот процесс постоянно продолжается?— очередная машина была установлена здесь в прошлом году. Так что в этом плане «ИНТ» — классическая малоформатная типография, специализирующаяся в основном на типовых рекламно-коммерческих заказах. Впрочем, попытку работать на цифровом рынке в типографии предприняли еще 7?лет назад, когда была приобретена цифровая машина Xerox DocuColor™?3535. Как пояснил Андрей, работать на приличном полиграфическом уровне на ней не получилось. Все же это машина офисного типа, и с полиграфическими заказами справляется не лучшим образом, впрочем, она для этого и не предназначена. Так что основная работа в типографии по-прежнему велась на офсетных малоформатных печатных машинах.
Тем не менее реалии полиграфического рынка заставили руководство типографии задуматься о том, как повысить эффективность работы предприятия. Имеющийся парк офсетного оборудования позволял типографии изготавливать тиражи от 500 до 7000 экземпляров с хорошей финансовой эффективностью. Однако мелкие заказы тиражом в несколько сотен экземпляров на этих машинах выполнять оказывалось нерентабельно. Тем не менее объем малотиражных заказов постоянно возрастал, особенно в послекризисное время. Как пояснил Андрей, к концу 2010 г. количество таких тиражей достигало более 25%, при этом производство было загружено на 100%. Надо учесть, что подобные заказы нарастают сезонно, причем не только под конец года, но и в связи с некоторыми региональными особенностями (например, в конце весны в Кемерово проводится множество мероприятий, выставок, конференций, связанных с угледобычей, — своеобразный «угольный Новый год», который обеспечивает существенный приток полиграфических заказов, причем небольшой тиражности).
Такая ситуация вынуждала задуматься о дальнейшем развитии предприятия. С одной стороны, эти заказы для типографии не очень выгодны, а с другой — это реальный объем производства, который нельзя сбрасывать со счетов. Стало понятно, что простым расширением производства проблему не решить. Нужно было, наоборот, освободить офсет от не очень выгодных для него мелких тиражей и при этом научиться изготавливать их с хорошей эффективностью.
Для решения этой задачи вновь обратились к возможностям цифровой печати. На этот раз в типографии установили серьезную цифровую машину Xerox DocuColor™ 8080 (Андрей отметил, что это первая машина этой модели в России), которая отлично справляется с мелкими тиражами. Поскольку машина предназначена для коммерческой печати, она обеспечивает соизмеримый с офсетом результат, что сводит споры на тему офсетного и неофсетного качества к минимуму. Вскоре к цветной машине добавили еще и черно-белую Xerox Nuvera™ 120, поскольку загрузка малотиражными заказами в одну краску также реально существует.
Что касается вопроса выбора производителя, Андрей пояснил: «В нашем регионе разные поставщики оборудования представлены по-разному. Кемерово — это не Москва! Ближайшие к нам дилеры полиграфического оборудования работают в Новосибирске. В первую очередь нас интересовали вопросы надежности самого оборудования, качественного сервиса и возможности быстро решать возникающие проблемы с техникой со стороны поставщика. Поэтому выбор пал именно на технику Xerox, в частности, мы обратились в компанию «АльфаТех плюс», которая хорошо известна в регионе как надежный поставщик оборудования ведущих мировых производителей, в том числе и Xerox. Более того, эта компания обеспечивает полное сервисное сопровождение техники, что для цифровой печати очень важно. Помимо компетентного и профессионального отношения от дилера, мы получили и интересное предложение по приобретению оборудования Xerox».
Типография «ИНТ» стала первым в России владельцем цифровой печатной машины Xerox DocuColor 8080. Она предназначена для коммерческой печати и обеспечивает сравнимое с офсетным качество оттисков
Результаты инвестиций
Спустя год результаты инвестиций не только стали ощутимы, но и подтвердили правильность принятых решений. Все тиражи в пределах 250 экз. стали изготавливаться на цифровых машинах с существенно более высокой финансовой эффективностью. Высокотиражная продукция печатается офсетным способом, при этом офсет теперь также более рентабелен, поскольку работает в «своих» тиражах. В итоге удалось не только увеличить пропускную способность типографии в целом, но и добиться лучшего соотношения доходов и затрат.
Кроме того, появление цифровой техники позволило расширить спектр предоставляемых услуг, в первую очередь, с целью повышения лояльности заказчика?— например, выполнять пробную печать единичных экземпляров, увеличить пакет заказов от одного клиента. А ведь до покупки цифровой машины некоторые виды заказов в типографии просто не брали, да и часто возникала проблема «неудобных» заказов, даже при работе с важными клиентами. Типичная ситуация: заказчику нужно отпечатать многостраничный проспект тиражом 2 тыс. экз. и еще 200 карманных календарей. С первым заказом все понятно, но что делать со вторым? Приходилось отказывать во втором заказе, что негативно сказывалось на партнерских отношениях.
Однако при всех положительных моментах цифровой печати возникли и другие проблемы: перевод заказов с офсета дал лишь часть загрузки для «цифры» (около 25%), при этом существенно освободившийся офсет также нужно было загружать, и пришлось это делать в том числе и с помощью не очень удобных длинных тиражей. Нельзя сказать, что приобретение цифровой печатной машины мгновенно решило все производственные задачи, скорее, одни проблемы заменились на другие. Типографии потребовалось существенное время для наработки нужных офсетных заказов и постепенного избавления от непрофильных. А для дополнительной загрузки цифрового оборудования необходимо было обдумать те направления, которые традиционно считаются цифровыми. Это и штучные тиражи, и фотопечать (изготовление фотокниг), и продукция по требованию. По мнению Андрея, эти направления не очень хорошо укладываются в сложившуюся систему работы с заказчиками. Это вполне справедливо, поскольку «цифра» требует абсолютно другого подхода к продаже услуг. Менеджер типографии не должен тратить время на работу с клиентом, которому нужно «три фотокниги из отпуска», однако это не исключает, что типография может исполнять такие заказы. Как говорит Андрей, нужна специальная «прослойка» между частными заказчиками и типографией, которую можно организовать разными способами, например в виде интернет-магазина или специально подготовленных дилеров. Пока данное направление в типографии не развивается, но это не означает, что к нему нельзя вернуться в будущем.
Таким образом, профессиональная цифровая машина в традиционной типографии позволяет решать как организационные, так и финансовые задачи, а также дает реальную возможность выхода на новые перспективные рынки, улучшения работы и повышения лояльности существующих важных клиентов. Более того, сочетание цифровой и офсетной печати является тем инструментом, который может позволить типографии заметно увеличить долю заказов от одного клиента. И компания «ИНТ» в данном случае является хорошим примером грамотной интеграции офсета и «цифры».
Читайте также
- Цифре своя дорога, или Как не вступать в противоречие с офсетом
Ирина Тихонова, «Опера» (Красноярск) - Что бывает, если мыслить нестандартно: опыт "самой модной типографии"
Юлия Хоменюк, «Вишневый пирог» (Москва) - Как заполнить нишу малотиражных заказов, или Зачем покупают «цифру»
Елена Буянова, «Северодвинская типография» (Северодвинск) - Повод гордиться каждым заказом, или «Цифра» как вдохновение
Наталья Рукина, «Цифровые технологии»