Canon Future Book Forum 2017: Is Content Still a King?

В конце ноября в г. Поинг (Германия) прошел шестой международный Canon Future Book Forum, на котором издатели и полиграфисты из Европы и Ближнего Востока выясняли, какой же будет книга будущего. И если в прошлом году говорили, в основном, о возможностях, которые дает “цифра” и новых бизнес-моделях, то в этом – об “умной” книге.

Написал: Максим Мережко

Canon Future Book Forum 2017: Is Content Still a King?

 

Читайте на PrintDaily.ru: Canon Future Book Forum 2016: цифра в книгоиздании

 

В этом году форум посетило 380 человек, среди которых были и российские специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Кто-то приехал в Поинг, чтобы послушать выступления приглашенных спикеров, кто-то – присмотреться к цифровой машине перед покупкой. Последним было на что посмотреть, ведь мероприятие традиционно проходило в европейском Customer Experience Center компании Oc’é. Здесь находится производство рулонных цифровых печатных машин компании, отдел R&D, огромный демо-зал, где представлена практически вся линейка оборудования, а также просторная зона для проведения конференций.

Со второго “этажа” выглядит это вот так. В дальнем левом углу расположена конференц-зона.

Экспонаты в демо-зале весьма интересные. На следующем фото, например, представлена рулонная монохромная машина ND 3, выпущенная компанией Siemens в 1983 году.

В 1996 году Siemens продала этот бизнес голландской компании Océ, а ее, в свою очередь, в 2010 г. купила японская корпорация Canon, которая продолжила инвестировать в развитие линейки цифровых машин промышленного класса, флагманом которой сегодня является модель ProStream. Она печатает на рулоне шириной до 565 мм с максимальной скоростью 80 м/мин. При этом печать возможна на очень широком спектре материалов, в том числе глянцевых мелованных бумагах – на стенде лежали образцы глянцевых журналов. Машинка, впрочем, весьма прожорлива: по оценкам Canon для возврата инвестиций в разумные сроки для нее требуется порядка 25 млн. А4 в месяц.

Выглядит ProStream вот так. Сравните с Siemens и, как говорится, почувствуйте разницу.

Однако же, вернемся к книге.

Ведущий форума профессор IE Business School Питер Фиск (Peter Fisk) напомнил, что в прошлом различные эксперты неоднократно предрекали смерть печатной книги уже “через несколько лет”, но этого так и не произошло. Более того, электронная книга, которая должна была вытеснить печатную, еще в 2015 году начала сдавать позиции. На европейских рынках фиксировали спад продаж на несколько процентов и сегодня на цифровые издания приходится порядка 6–7% от общего объема реализованной книги (Источник: The Book Sector in Europe: Facts and Figures, Federation of European Publishers, март 2017).

Различные исследования показывают, что большинство людей, в том числе молодежь, по прежнему предпочитают материальный продукт. Например, такой вывод в 2017 году сделала компания Two Sides – 72% ее респондентов проголосовали за печатную книгу. Понятно, что опросы респондентов штука весьма гибкая, но есть и другие показатели, которые можно принимать во внимание. К примеру, в 2015 году европейские издатели добавили более 570 тыс. новых книг к уже имеющимся 22 млн. наименований, а компания Caslon прогнозирует, что до 2022 года в Западной Европе рынок книги отпечатанной на цифре будет расти примерно на 15% ежегодно. Положительную динамику показывает и российский рынок. Об этом можно судить по официальным данным, а также по отзывам руководителей книжных типографий – интервью с ними регулярно публикуются в журнале “Формат”, который выпускает Издательство “Курсив”.

Показательный пример: в 2011 году газета Financial Times на своих страницах провозгласила, что если негативная динамика сохранится, менее чем через 7 лет будет продан последний бумажный путеводитель. В 2016-м продажи путеводителей по зарубежным направлениям выросли на 4,45% в сравнении с 2015-м. Схожий рост был зафиксирован в США.

Что сделали издатели? Переосмыслили подход к работе. Вместо выпуска большого печатного путеводителя, компания Lonely Planet, к примеру, сфокусировалась на создании контента, который затем распространяется в той или иной форме. Более того, компания стала дробить большие путеводители по одному направлению на несколько маленьких, которые могут отличаться размером, стилем и проч. Например, помимо 450-страничного издания по Нью-Йорку компания предлагает 40-страничный вариант Make My Day с большим количеством фотографий, который продается в сувенирных лавках.

Падение тиражей отдельно взятых книг и увеличение количества наименований, в том числе на рынке самиздата – уже давно не новость. Распространение интернета, появление большого количества гаджетов, позволяющих потреблять цифровой контент, развитие полиграфических и IT-технологий – все это с одной стороны сильно изменило привычки аудитории, а также привычные процессы издания, производства и распространения книги, с другой – открыло абсолютно новые возможности, многие из которых все еще игнорируются многими игроками рынка. И речь уже давно не идет просто о цифровой печати.

Выступавший на конференции управляющий директор компании fullstop Свен Фанд (Sven Fund) отметил, что сегодня издатели живут в новой реальности, но зачастую используют старые инструменты, и по привычке думают в первую очередь об авторах и контенте, тогда как им стОит больше внимания уделять технологиям. Он считает, что на первом плане сегодня находится не столько качество продукта, сколько объемы. Поэтому, успешные издатели в Европе создают онлайн-платформы, которые позволяют перевести личный контакт с каждым клиентом в онлайн-среду и автоматизировать его.

Данный тренд объясняется просто: прежняя модель, когда издатель тщательно отбирает и выпускает потенциальный бестселлер работает все хуже. За последние пять лет ни одна книга не продавалась тиражом более 20 млн экз. Для справки, “Код да Винчи” Дэна Брауна, вышедший в 2003, “пробил” отметку в 80 млн. В то же время, отдельные авторы (самиздат) генерируют большое количество новых наименований, которые продаются в относительно небольших количествах. Предсказать спрос и оценить риски нереализации в этом случае намного сложнее. Управлять таким потоком продукции – тоже. Очевидно, что работать в этом случае в старом “ручном” режиме и использовать традиционные технологии производства и распространения – неэффективно и практически нереально. IT-технологии и цифровая печать позволяют решить эту проблему.

В одном из слайдов Свен привел забавную трактовку известнейшего закона Мура применительно к автомобилестроению. Если бы оно развивалось сравнимыми темпами, то популярный Volkswagen Beatle, выпущенный на рынок в 1971 Году, сегодня развивал бы скорость в 300 тыс. миль/ч, проезжал 2 млн миль на одном галлоне бензина и, что самое приятное, стоил бы 4 цента. Тем самым Свен пытался продемонстрировать, что за последние годы технологии сделали огромный скачок вперед, чем воспользовались в самых разных отраслях, но издательство в их число пока, к сожалению, не входит.

С точки зрения типографий, первым шагом на пути адаптации к новым реалиям стало добавление цифровой печати в традиционное офсетное производство. Позже появились чисто цифровые книжные типографии, в том числе с онлайн-инструментами для отправки заказов минуя менеджера типографии. И если российские издатели с типографиями пока только осваивают цифровую печать книг по-требованию, иностранные компании уже успешно запустили и используют онлайн сервисы, а особо продвинутые, вооружившись самыми современными технологиями, уходят еще дальше. В Canon уже открыто говорят, что внедрение цифровой печати и эффективное производство единичных и малотиражных заказов само по себе не является залогом успешной работы издательства/типографии в долгосрочной перспективе.

Например, Чеховский печатный двор использует цифровую печать в дополнение к офсетной для выпуска черно-белой книги тиражом до 1000 экземпляров. Компания работает только с издателями и только традиционным способом - онлайн-инструментов у нее нет.

Читайте на PrintDaily.ru: В гостях у типографии: Чеховский печатный двор

Московская типография “Паблит”, в которой сейчас запускается новая рулонная машина Canon/Océ – пример чисто цифровой книжной типографии, но тоже без активной работы в онлайне. Насколько известно автору, количество российских книжных типографий, которые делает ставку на привлечение заказов через свой интернет-ресурс, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Читайте на PrintDaily.ru: Типография «Паблит» приобрела рулонную ЦПМ Canon ColorStream 6500

В Европе намного больше книжных цифровых типографий и большинство из них отличает наличие онлайн-платформы (часто – собственной разработки), которая связывает поставщика печатных услуг с издателями или конечными заказчиками и позволяет организовать действительно полностью автоматизированный процесс по производству книги тиражом от одного экземпляра. В качестве примеров можно привести латвийскую компанию Livonia Print (550 человек, более 40 млн книг/год), которая параллельно с офсетным производством организовала цифровой бизнес, разработав для него собственную онлайн-платформу. Выступавший на форуме директор по развитию цифрового направления Livonia Print Марк Фрайтаг (Marc Freitag) рассказал, что своей основной задачей компания видела “цифровизацию всех процессов”.

В офсете решения о печати книги принимаются на основе собственного данных анализа рынка и собственного опыта, но риски принять неправильное решение очень велики, говорил он. Но Livonia Print разработали полностью цифровой процесс – от приема pdf до получения готовой книги, который закрывает практически все потребности издателя. Он может заказывать ровно столько продукции, сколько требуется в данный момент, допечатывать любые издания по мере необходимости, не тратить деньги на хранение продукции и т.д. и т. п.

Все, что издатели получали в офсете, Livonia Print полностью перенесла в цифру. Для печати были выбраны рулонные и листовые машины Canon, в том числе новейшая струйная листовая машина i300. Послепечатное оборудование – в основном Muller Martini – полностью продублировали.

“Нет волшебной таблетки, которая переносит издателя и типографию в новую реальность, – подчеркнул Марк. – Обеим сторонам нужно много работать вместе, и этот процесс не заканчивается”...

Еще один схожий пример – голландская компания Digiforce, которая считает себя не столько типографией, сколько IT-компанией. Пять из 25 ее сотрудников – программисты. Клиенты компании не только отправляют свои заказы через веб-интерфейс, но также получают обратную связь от онлайн-системы Digiforce, которая автоматически информирует их о статусе прохождения заказа. В год Digiforce печатает 500–600 тыс. книг для клиентов из Нидерландов, Германии, Бельгии и некоторых других стран. Все процессы автоматизированы – человек появляется в технологическом процессе только после того, как книга изготовлена.

Еще больше книг печатает другой голландский сервис PrintForce, представитель которого приезжал на первый российский Canon Future Book Forum, который в мае 2017 года прошел в Санкт-Петербурге.

Читайте на PrintDaily.ru: Книга будущего. Российская версия

От печати по требованию – к умной книге и динамическому издательству

В Canon предположили, что следующим этапом в развитии станет появление т. н. умной книги (smart book). Под этим термином в компании понимают результат динамического или т. н. “умного” издательского процесса, когда контент с высокой степенью релевантности доставляется целевым группам или даже отдельным пользователям в удобной для них форме. При этом, пользователь сам может выбирать контент из разных источников и комбинировать его со своим контентом.

Первые шаги умное издательство делает в сегменте учебной литературы. Его представители уже давно сошлись во мнении, что чем более персонализированными будут учебные материалы, тем выше будет эффективность обучения. Современная модель предполагает возможность выбора преподавателем и студентом необходимых учебных материалов из любых доступных источников (это могут быть разные книги разных издателей), комбинация их со своими материалами и получение в удобной форме – печатной или электронной. В данном случае, речь идет не столько о персонализации, сколько о динамическом контенте, который меняется для каждого конкретного пользователя. Излишне говорить, что в этом случае речь идет о производстве книги исключительно по требованию. Более того, в этом случае появляется возможность работы с big data, что дает дополнительные возможности для повышения эффективности учебного процесса.

Такую модель уже внедрили турецкие компании Meteksan и Teknolist, которые имеют богатый опыт по производству различных тестов и экзаменационных билетов для турецких школьников и студентов – Meteksan, например, печатала порядка 600 млн. единиц такой продукции в год. Некоторое время назад компании объединили усилия для разработки издательской платформы нового типа. Ее основная особенность в том, что книга не печатается с готового pdf-файла. Вместо этого, создана обширная база данных контента, из которой подключенные пользователи могут выбирать необходимые компоненты и создавать из них конечных продукт. Таким образом, каждое образовательное учреждение может выбирать и заказывать для себя требуемые материалы. Такая же возможность есть и у отдельных студентов.

Естественно, весь технологический процесс полностью автоматизирован, а печать выполняется на цифровом оборудовании Canon.

Сейчас компании работают над развитием своего решения. В частности, учителя и преподаватели уже могут автоматически проверять тесты своих подопечных. В будущем система будет автоматически анализировать собранную информацию и на основе этих данных формировать учебные материалы для каждого студента с учетом его успеваемости.

Таким образом, контент сам по себе перестает быть ключевым элементом успешного издательского продукта. Его становится слишком много, поэтому на первый план выходит способность его обработать и донести до той части потенциальной аудитории, которой он наиболее релевантен. Перефразируя одного из спикеров, вспомнившего известное изречение Билла Гейтса, можно сказать, что Content is not the King anymore. Service is King! По крайней мере в книгоиздании...

Прокомментируйте статью

Подпишитесь на еженедельную рассылку