Образовательная деятельность не является чем-то принципиально новым в российской полиграфии. Практически любая более-менее крупная компания периодически проводит семинары, вебинары, конференции и другие мероприятия, нацеленные на формирование лояльной аудитории, ее информирование о новых продуктах и обучение работы с ними. “НИССА Центрум” в этом контексте – не исключение. В ее московском демо-центре, где установлена семикрасочная цифровая печатная машина HP Indigo 7900 Digital Press регулярно проходят практические тренинги по работе с машиной, печати на нестандартных материалах и т.п., а время от времени компания с партнерами проводит и более масштабные мероприятия, наподобие российской конференции DSCOOP, посвященные в большей степени новинкам и последним тенденциям на российском и мировом полиграфическом рынке. На PrintDaily.ru можно найти репортаж с первого DSCOOP Россия.
Академия открыта для всех
В конце лета 2017 года “НИССА Центрум” решила пойти дальше и запустила проект по созданию, ни много ни мало, – Академии цифровой печати.
“Обычно подобные инициативы исходят от нас, но в данном случае с предложением выступили коллеги из российского представительства HP, – рассказывает исполнительный директор “НИССА Центрум” Игорь Григоров. – Идея нам очень понравилась, так как мы видели, что многие полиграфисты, погрузившись в текущую работу, не только не знают о новых решениях HP Indigo, но и в целом плохо знакомы с существующими интересными разработками и технологиями, которые при минимальных вложениях могли бы очень помочь в их бизнесе”.
Не лучшим образом обстоят дела и с информированностью клиентов типографий. Многие из них по привычке заказывают стандартную продукцию, зачастую, даже не подозревая о новых возможностях, которые предлагает цифровая печать. Теоретически, рассказывать им об этом должны сами типографии, но те, как правило, или заняты или не уделяют достаточно внимания образованию своих заказчиков. Например, многие РА слышали о проектах Coca-Cola, в рамках которых были изготовлены сотни тысяч персонализированных этикеток, но для них становится откровением, что подобные проекты были и в России (например, с “Конфаэль”), и что есть типографии, которые уже освоили эту технологию.
“НИССА Центрум” и HP хотят привлечь в Академию как типографии: так и заказчиков, чтобы помочь своим клиентам. Самая непростая аудитория – это дизайнеры тех же РА – ее сложно собрать и еще сложнее стимулировать к донесению новых идей для руководства. Чуть более эффективным было общение с технологами рекламных агентств. Но эффективнее всего оказывается общение с теми, кто непосредственно принимает решения, кто думает о будущем принадлежащего им предприятия и открыт для всего нового.
“Модель «вы приносите готовый макет, а мы напечатаем» в цифровой печати работает все хуже. Гораздо больший эффект типография получает в тех случаях, когда сама придумывает некий интересный проект и затем продает его заказчику”, – уверен Игорь Григоров.
Сейчас проект Академии находится на начальной стадии реализации, но уже понятно, что участникам предложат как серию запланированных мероприятий, так и возможность заказать персональные лекции или практические тренинги, которые будут проходить в демозале “НИССА Центрум” или на площадке клиента.
Особенностью Академии цифровой печати является ее открытость для всех. В целом организаторы выделяют для себя три основные группы потенциальных слушателей:
- Типографии, эксплуатирующие коммерческие или этикеточные ЦПМ HP Indigo. Им было бы интересно послушать о новых разработках HP Indigo и способах их применения, узнать об интересных кейсах за рубежом и т.п.
- Офсетные и флексотипографии, у которых нет оборудования HP Indigo, но которые имеют многокрасочные машины, особенно УФ со светодиодными сушками, а также те, кто использует какие-то нестандартные технологии. Им обещают рассказать о том, как выделиться среди конкурентов, используя существующее оборудование.
- Заказчики печатной продукции (дизайнеры, технологи РА и др.), а также студенты профильных образовательных учреждений, в первую очередь, конечно, МГУПа), которые в будущем станут заказчиками или профессиональными полиграфистами и, возможно, заинтересуются оборудованием HP Indigo.
Одним из активных участников и преподавателем Академии является инструктор-печатник “НИССА Центрум” Сергей Кувшинов, имеющий многолетний опыт работы в разных типографиях и накопивший богатый опыт работы в области цифровой печати. Ранее он регулярно проводил практические тренинги, например, по работе с настандартными запечатываемыми материалами только для клиентов НИССА Центрум, сейчас же – финализирует новые курсы.
“Я давно активно интересуюсь вопросами печати на нестандартных материалах, а также многокрасочной печати, когда наряду с CMYK используются дополнительные краски (не как отдельный цвет, а в сочетании с триадой), – рассказывает он. – В демозале “НИССА Центрум”, где стоит семикрасочная HP Indigo 7900 Digital Press, я провел множество тестов по этим направлениям и набил, наверное, все возможные шишки. Теперь мы готовы поделиться нашими наработками со всеми, кто хотел бы получить дополнительные конкурентные преимущества и готов для этого немного поучиться и поэкспериментировать”.
Сергей уверяет, что тема многокрасочной печати сколь интересная, столь и не распространенная. На рынке немало офсетных и цифровых машин с возможностью печати дополнительными цветами, но обычно их используют просто для нанесения пантонов. Многокрасочную печать пробовали единицы – кто-то слышал, что это очень дорого, кто-то не знает как правильно выполнить цветоделение и т.д. И лишь немногие отваживаются на эксперименты.
Сергей Кувшинов убежден, что необходимость внедрения в типографиях систем управления цветом обусловлена естественным развитием полиграфических технологий: появились новые решения (LED UV, LE-UV, H-UV и др.), совершенствуются существующие (струйная печать, печать сухим и жидким тонером)… Однако, при этом общедоступные решения в этой области лишь отчасти отвечают потребностям пользователей и часто содержат смысловые и программные ошибки, предоставляя тем самым широкое поле для самореализации технологам полиграфического производства и специалистам IT сферы.
«Успешное внедрение и эксплуатация многопрофильных и многоплатформенных систем управления цветом требуют тесного сотрудничества и полного взаимопонимания между производственным персоналом и сотрудниками IT-сферы, которым к тому же необходимо глубокое понимание производственных процессов в типографии» – говорит он.
Эксперименты с пятым цветом в “Типографии Ситипринт”
Одним из первых слушателей Академии стала московская “Типография Ситипринт”, где два с половиной года назад запустили восьмикрасочный перфектор Heidelberg Speedmaster XL 106-8-P, оснащенный для печати высокореактивными УФ-красками, а затем провели комплексный ребрендинг. Новая машина сразу открыла перед типографией несколько новых возможностей: благодаря технологии Heidelberg LE UV оттиски выходили из машины абсолютно сухими и их сразу можно было передавать на послепечатную обработку, получалось более контрастное изображение с линиатурой до 350 lpi, исчезли проблемы с отмарыванием, появилась возможность уверенно печатать на матовых, немелованных и дизайнерских материалах и проч. Но, со временем, компания начала искать новые возможности...
“После того как мы полностью освоили Heidelberg и высокореактивные краски нам захотелось пойти дальше и предложить клиентам что-нибудь новое, а многокрасочная печать была интересным вариантом, – рассказывает главный технолог “Типографии Ситипринт” Ольга Петрова. – С одной стороны у нас есть машина, которая может печатать не только 4+4, но и 5+0, и 6+0... (строго говоря, можно наносить до 4 дополнительных цветов, но это, скорее, экзотика – Прим. ред.). С другой – мы видели, что некоторым нашим клиентам это интересно и, в то же время, знали, что не все московские типографии смогли освоить эту технологию. Поэтому, предложение Сергея помочь нам с теорией и практикой пришлось как нельзя кстати”.
Обучение Ольги, руководителя отдела допечатной подготовки “Типографии Ситипринт” Романа Сосновика и их коллег началось с того, что Сергей прочитал несколько обстоятельных лекций по теории многокрасочной печати, после чего провел практические занятия по построению профилей и проч. Занятия проходили в демозале “НИССА Центрум” на машине HP Indigo, после чего Роман с Ольгой повторили все процедуры на производстве “Типографии Ситипринт”. “Принципы и алгоритмы практически те же самые, так что, умея строить профиль на “индиге” у нас не возникло сложностей с повторением процесса на офсетной машине”. Результатом стало получение оттисков с расширенным цветовым охватом, отпечатанных триадой с дополнительным фиолетовым цветом.
Процесс оказался не быстрым: много времени ушло на тестирование и подбор материалов и красок и даже при этом в “Типографии Ситипринт” отмечают, что компания все еще находится на этапе тестирования. Пока освоили только фиолетовый цвет, но если клиент попросит другой – все итерации для него придется проводить заново, а это требует времени, которое непросто выделить на постоянно работающей и загруженной машине.
“Скажем так, если наш клиент захочет, чтобы ему отпечатали работу с дополнительным цветом и будет готов за это платить – мы уже можем провести все необходимые тесты и получить требуемый результат. При этом, стоимость возрастет не в разы, как это часто было ранее, а на некоторую адекватную величину, – говорит Ольга. – Но для того, чтобы поставить эту услугу на поток и запустить ее продажи, нам хотелось бы наработать еще некоторый опыт и выяснить, где и какие подводные камни нас могут ожидать. Мы хотим четко для себя определить, что мы готовы предлагать, а что нет”.
Печать с дополнительным цветом – не единственный эксперимент, который пробовали в “Типографии Ситипринт”. Кроме этого, Сергей Кувшинов предложил попробовать так называемый CMYK+ – способ расширения цветового охвата на оттиске путем увеличения оптических плотностей триадных цветов и построения соответствующих профилей. Этот подход интересен тем, что позволяет предложить клиенту более высокое качество печати фактически за ту же цену – ведь финансовые вложения здесь не требуются. Однако, в “Типографии Ситипринт” только недавно провели первые тесты на выбранных материалах и пока не готовы детально говорить о результатах. По словам Ольги, оттиск действительно выглядит лучше, но при этом качество зависит от многих параметров и типографии еще предстоит пройти длинный путь, чтобы понять все закономерности.
Расширение цветового охвата CMYK в FineArtPrint
Московская Группа компаний FineArtPrint – давний клиент HP Indigo и “НИССА Центрум”. Типография печатает много различной фотопродукции как для корпоративных, так и для конечных заказчиков, поэтому качество является одним из приоритетов. Некоторое время назад при участии Сергея Кувшинова здесь также смогли расширить цветовой охват при печати стандартной триадой – тот самый CMYK+. Для этого пришлось кое-что изменить на стадии допечатной подготовки и подготовить профили.
“После данных манипуляций оттиски стали ярче и насыщеннее, – комментирует руководитель ГК FineArtPrint Дмитрий Степанов. – Можно сказать, ушла характерная сероватость, изображение стало чище”.
HP Indigo 7600 Digital Press в ГК FineArtPrint позволяет печатать дополнительными цветами, но пока эту возможность здесь не используют. По словам Дмитрия печать “лайтами” сопряжена с определенными сложностями в калибровке и профилировании, а вот вариант с использованием дополнительного цвета (как в “Типографии Ситипринт”) выглядит более интересным, но для его запуска в производство нужен определенный портфель соответствующих заказов, формированием которого типография пока не занималась. Впрочем, не исключено, что это может произойти в будущем.
В данный момент проекты классов CMYK+ (четырехканальные печатные системы с величинами OD и колориметрией, сильно отличающимися от общепринятых) и CMYK++ (пяти- и более канальные) являются максимально технико-технологически сложными и требуют для своей реализации мобилизации всех интеллектуальных возможностей персонала, – добавляет Сергей Кувшинов. Рынок таких проектов сейчас только формируется, но это неизбежно случится вследствие необходимости снижения себестоимости производства печатной продукции с сохранением или улучшением ее качества”.
Выводы
“Типография Ситипринт” и FineArtPrint – не единственные компании, где удалось улучшить качество печати без инвестиций в новое железо или софт. Кроме этого, в начале октября в МГУП уже прошел первый семинар для студентов – «Практика построения ICC профайлов современных печатных процессов». Также есть и другие компании, которые, фактически, уже записались в Академию и сейчас активно работают, чтобы получить новые конкурентные преимущества.
Всех остальных “НИССА Центрум” и HP приглашают в класс. Обширная программа Академии состоит из пяти больших направлений, каждое из которых поделено на несколько разделов и тем:
- Направление 1: Расходные материалы.
- Направление 2: Производственный учет.
- Направление 3: Многокрасочное цветоделение и печать.
- Направление 4: Нестандартные материалы.
- Направление 5: Нестандартные краски.
В основу направлений положены курсы и тренинги, которые были разработаны специалистами “НИССА Центрум” для пользователей оборудования HP Indigo, но по словам Сергея Кувшинова сейчас активно идет их адаптация и расширение, а также подготовка новых тем, которые будут рассчитаны на другие категории слушателей и студентов. Полное и обновленное расписание с указанием даты проведения мероприятий будет опубликовано на сайте “НИССА Центрум” уже в ноябре 2017 года. Чтобы не пропустить – отправьте запрос в свободной форме Варваре Никитиной на адрес