Цифровая отделка оттисков: оцениваем эффективность технологии

В настоящее время возможности современных цифровых технологий распространяются не только на печать, но и на отделочные операции. В этой статье мы затронем тему того, насколько эффективна цифровая отделка и насколько она экономически оправданна, точнее, для каких тиражей и какой продукции ее имеет смысл применять. А может, выполнение декоративной отделки на цифровом оборудовании уже настолько удобно и эффективно, что ее можно применять для изготовления всевозможных видов продукции самых разных тиражей?

Александр Амангельдыев

Цифровая отделка оттисков: оцениваем эффективность технологии

Видимый результат

Те наши читатели, которые, помимо журнала «Формат», получают еще и журнал «Курсив», могли отметить, что у шестого номера за 2018 г. была необычная обложка. При ее декорировании использованы тиснение фольгой и выборочное лакирование, причем фактурное. Более того, обложка выполнена в двух разных дизайнах, где применены разные виды как фольги, так и тактильного лакирования. Наверное, об эстетической составляющей таких обложек можно спорить, поскольку не всем нравится повышенная яркость и «блескучесть», но с точки зрения технологии обложки представляют определенный интерес. Дело в том, что они были полностью изготовлены с использованием цифровых технологий печати и отделки в демонстрационном центре компании Konica Minolta. На цифровом печатном оборудовании этой компании осуществлялась печать, а на устройстве MGI JetVernish 3D c модулем iFoil на обложки были нанесены тактильные лаки и полиграфическая фольга.

При изготовлении обложки журнала «Формат» мы также довольно часто применяем различные техники отделки, обычно с использованием традиционной трафаретной печати. Без сомнения, интерес вызывает тот факт, что теперь декоративную отделку можно выполнять при помощи цифровых технологий.

Сравнивая результаты, следует отметить, что визуальные эффекты, выполненные с использованием цифрового оборудования, порой даже интереснее, чем при традиционных способах декорирования. Нельзя сказать, что цифровые технологии привнесли в полиграфию какие-то принципиально новые виды отделки. Практически все, что можно сделать цифровым способом, так или иначе выполняется и на традиционном оборудовании (с небольшими оговорками, см. справку на с. 4), но некоторых эффектов с помощью традиционных технологий добиться будет непросто, например положить лак поверх фактурного тиснения фольгой. Впрочем, сложно — не значит невозможно.

Преимущества цифровой отделки

Имея опыт декорирования обложек цифровым способом, мы можем отметить ряд преимуществ по сравнению с традиционными технологиями отделки. Первое, на что хочется обратить внимание, это гибкость и удобство. Цифровые устройства наподобие MGI JetVernish 3D c модулем iFoil или аналогичные (см. справку на с. 5) позволяют практически сразу увидеть результат дизайнерских изысков. Достаточно загрузить в машину отпечатанный ранее оттиск, отправить файл, в котором прописаны параметры для нанесения лака и фольги, на устройство отделки, и практически сразу получить отпечаток с элементами отделки. Никаких печатных форм или штампов делать не требуется. Процесс приладки на цифровых машинах для отделки занимает несколько минут. Более того, если результат не совсем соответствует ожиданиям, то ситуацию легко исправить. В компьютере правится файл для нанесения лака или фольги, и через пару минут можно получить следующую пробу. При аналоговом способе нужно будет переделывать формы или штампы для тиснения, что экономически затратно и долго по времени. Так что в плане гибкости и удобства цифровые системы отделки заметно превосходят традиционные технологии. Однако печатным бизнесом руководит не только удобство, но и экономика. Поэтому попробуем разобраться, насколько выгоднее (или невыгоднее) использовать цифровые способы отделки в профессиональном полиграфическом производстве.

Для сравнения с цифровыми возможностями отделки просчитаем несколько вариантов традиционных (аналоговых) способов декорирования. Для примера возьмем наиболее простые и понятные технологии, хотя на практике есть и другие возможности традиционной полиграфии. Для простоты ограничимся тремя:

  • Оборудование небольшой офсетной или цифровой типографии (Small). Тиснение фольгой осуществляется на простом тигельном прессе, лакирование — на простой трафаретной машине с ручной подачей и съемом листа. Такой комплект оборудования часто используется в типографиях коммерческой направленности.
  • Оборудование крупной офсетной типографии (Big). Тиснение фольгой осуществляется на автоматизированных промышленных прессах, лакирование — на стоп-цилиндровой трафаретной машине. Такой комплект оборудования типичен для упаковочных типографий.
  • Высокоавтоматизированное оборудование для однопроходной отделки (Offset). В последние годы все производители офсетного печатного оборудования предлагают рынку машины, оснащенные дополнительными секциями, среди которых секции холодного тиснения фольгой и секции лакирования (как сплошного, так и выборочного). Использование такой печатной машины позволяет проводить отделку оттиска одновременно с его печатью, что серьезно увеличивает производительность и снижает себестоимость готовой продукции.

Конечно, корректно просчитать себестоимость всех приведенных производственных процессов и понять, какой из них на самом деле выгоднее, а какой нет, практически невозможно без конкретных данных конкретной типографии. Мы же попробуем оценить процессы самым простым способом — по прямым затратам на материалы. А дальше введем поправки. В конечном итоге нам важны не конкретные цифры, а тенденции в поведении структуры затрат. Цифровая отделка интересна тем, что себестоимость ее оттиска постоянна: она почти не зависит от тиража, поскольку у нее практически нет приладки (за два–три оттиска и пару минут вполне можно приладиться) и нет затрат на формы/штампы, которые присутствуют в традиционных аналоговых процессах.

Для расчетов примем, что декорировать будем оттиск формата А3, на котором будет пятно выборочного лака площадью 500 см2 и тиснение полиграфической фольгой площадью 200  м2 (20x10 см). Для тиснения на тигеле понадобится штамп стоимостью примерно 50 евро, для тиснения на промышленном прессе таких клише нужно будет минимум два (для пресса формата А2), а затраты составят 100 евро. Для холодного тиснения на офсетной машине клише не требуется, используется офсетная форма с ценой не более 5 евро (на полуформатной машине). Цену на фольгу для всех технологий примем одинаковой (1 евро за 1 м2), хотя это и не совсем верно, но отличия в цене несущественные и поведение затрат сильно искажать не будут. Расход фольги на цифровом оборудовании и на простейшем тигеле по минимуму (с запасом) составит 0,03 м2, на промышленном прессе для тиснения — 0,06 м2 (но на два изделия), на офсетной полуформатной машине (без индексации фольги) — 0,05 м2.

Для лакирования оттисков на простой трафаретной машине потребуется форма стоимостью примерно 15 евро, на стоп-цилиндровой машине — 25 евро, на офсетной машине — около 180 евро. Расходы на лак/полимер составят: для цифрового лакирования — 25–30 евро за кг, для трафаретного лакирования — 4 евро за кг (при толщине слоя лака 20 мкм), для лакирования на офсетной машине — 6 евро за  кг (при толщине слоя лака 6 мкм). Отдельно отметим, что при тиснении фольгой на цифровой лакировальной машине полимер расходуется и на лакирование, и на тиснение (к нему липнет фольга), поэтому полимера потребуется больше (500 см2 + 200 см2 при толщине слоя 30–35 мкм). Чтобы просчитать трудозатраты, примем стоимость приладок для простого оборудования 100 евро, для профессионального — 200 евро, для офсетной машины с фольгой и лаком — 180 евро. Стоимость листопрогонов для «цифры» — 0,03 евро, для простого оборудования — 0,05 евро, для промышленного оборудования — 0,03 евро, для офсетного — 0,015 евро (считаем только отделку, без печати). Стоимость работы сотрудников для простоты уравняем и примем за 7 евро/ч. Для получения объективной картины просчитаем на основе этих данных затраты на изготовление следующих тиражей декорированной продукции: 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 3000, 5000, 10000 экз. Среднюю производительность цифровой системы примем за 1000 отт/ч (для отделки нужно два прогона), комплекта простого оборудования — 300 отт/ ч (при одном операторе), комплекта профессионального оборудования — 3500 отт/ч (при одном операторе), офсетной машины — 20000 отт/ч (если два изделия на листе).

Результаты рассчетов (см. таблицу и график ниже) получились вполне предсказуемыми. На малых тиражах цифровая отделка оттисков безоговорочно выигрывает у других способов. Но где установить точку «перегиба», при которой традиционные способы начнут быть более экономичными? В наших графиках это наступает примерно на уровне 3–5 тыс. экз. в зависимости от используемого оборудования. Но в расчетах не учитывается еще два важных параметра: стоимость приобретения оборудования и стоимость владения им. Учитывая эти параметры, мы бы осторожно поправили эффективность использования цифровой отделки в тиражный диапазон от единичных экземпляров примерно до 2–2,2 тыс. экз. При больших тиражах выгоднее будет использовать традиционное лакировальное оборудование и оборудование для тиснения большого формата (B1). Существенно повлиять на результаты (и в ту, и в другую сторону) может и стоимость расходных материалов для цифровой отделки (мы брали прогнозируемые цифры из открытых источников).

Таблица 1. Средняя себестоимость отделки одного экземпляра тестовой продукции на разных комплектах оборудования

 Тираж  10 50 100 200 1000 3000 5000 10000
 Digital  0,17  0,15 0,14  0,13 0,13 0,13 0,13 0,13
 Small  16,61  3,41 1,76 0,93  0,27  0,16 0,14 0,12
 Big  32,57 6,56 3,31  1,7  0,39  0,17  0,11 0,10
 Offset  42,12  8,42  3,81  1,88  0,43  0,18  0,13 0,09

 

График изменения себестоимости условной продукции при изменении тиража для четырех описанных в статье способах производства. При использовании цифровой отделки (Digital, синий график) себестоимость почти не зависит от тиража, чего нельзя сказать при использовании других технологий (Small — комплект оборудования для малой типографии, красный график; Big — комплект оборудования для большой типографии, оранжевый график; Offset — декорирование оттиска в процессе цифровой печати, зеленый график). Бледно-желтое поле на графике — это область допустимого использования цифровой отделки. Ярко-желтое поле показывает тиражную область, в которой использование цифровой отделки однозначно эффективнее, чем любой другой способ. Разумеется, при наличии возможностей выполнять одинаковые виды отделки

Нужно также учитывать и производительность. В наших примерах при схожей себестоимости тираж 5 тыс. экз. офсетная машина отпечатает за 15 мин, в то время как цифровой отделке в самом лучшем случае придется трудиться более 5 ч. Поэтому следует еще немного ограничить область применения отделки на цифровых машинах примерно до 1,5–2 тыс. отт. Тут она вне конкуренции. Впрочем, в условиях снижения тиражей в среднем до 1–1,5 тыс. экз. у цифровой отделки большое будущее.

 


Пространство для выбора

Устройства для цифровой отделки оттисков появились около 10 лет назад. Практически одновременно две компании, MGI и Scodix, начали работы по созданию цифрового лакировального устройства, построенного на струйном принципе работы. По сути, цифровые отделочные устройства на первых порах представляли собой струйные машины, печатающие прозрачным полимером, который закреплялся (полимеризовался) УФ-излучением. MGI успел представить свою разработку на выставке drupa 2008, Scodix вышел на рынок несколько месяцев спустя. Наверное, сейчас не очень принципиально, кто был первым. Важно, что эти компании заложили сам принцип цифрового лакирования. Справедливости ради отметим, что струйная печать прозрачным лаком (полимером) существовала и раньше, но за рамки внутренних лабораторных экспериментов и узкоспециализированных задач не выходила (например, применялась для точечного нанесения защитного прозрачного лака на платы микроэлектронных устройств). Пробовали работать с прозрачными лаками в компаниях Scitex, в Xerox (точнее, в приобретенной ей Tektronix). Скорее всего, это делали и другие компании, причастные к струйной печати. Но идея сделать из струйного печатающего устройства машину для цифрового лакирования оттисков пришла одновременно MGI и Scodix.

За прошедшие годы устройства развились, получили возможность осуществлять тиснение фольгой, а к основателям направления прибавилось еще несколько компаний, наиболее известные из которых в России — Duplo и Steinemann. Помимо них, есть еще ряд не очень известных китайских производителей. Иными словами, выбор для желающих приобрести подобное устройство уже большой и в ближайшие годы, скорее всего, еще увеличится.

Уникальные возможности

Следует отметить, что цифровые устройства декорирования, такие как, например, JetVernish 3D, используются не только для осуществления сплошного и выборочного лакирования. С их помощью можно управлять толщиной лакового слоя на оттиске. Этот слой может быть как очень тонким (собственно декоративное лакирование), так и весьма заметным на ощупь и визуально. Цифровые устройства позволяют получать толщину лакового слоя чуть ли не до 1 мм. Причем и тонкий, и толстый слой лака может быть получен на одном и том же оттиске за один прогон! Толщина лакового слоя задается довольно просто. Файл для лака может быть полутоновым (точнее, содержать градации серого). Чем темнее часть изображения, тем более толстый лаковый слой получится. Чисто теоретически цифровые устройства декорирования в состоянии воспроизводить десятки градаций толщины лака, но на практике разглядеть их практически невозможно. Реально используются 4–6 градаций толщины лакового слоя (по крайней мере, наши эксперименты показали, что большее их количество распознать не удается). Но даже в этом случае мы имеем уникальные отделочные возможности, которые позволяют одновременно получить и лакирование, и имитацию простого конгревного тиснения.

Аналоговым способом получить подобный эффект можно лишь теоретически — только если прогнать оттиск несколько раз через трафаретную машину и каждый раз наносить лаковые слои через сетки разной толщины, но на практике никто так делать не будет. Так что в этом смысле возможности цифрового лакирования уникальны.

Подпишитесь на еженедельную рассылку