Об авторе:
Александр Евсеев, совладелец типографии "Ситипринт" (Москва)
Издатели ведут свою статистику и для ее сбора и анализа им не нужны социологические опросы: продажи дают понять все гораздо яснее. В конце 2015 года «Альянс независимых издателей и книгораспространителей» сообщил, что за последние 25 лет количество книжных магазинов в нашей стране сократилось с 8500 до 2000. Газета «Ведомости» в апреле 2016 года привела еще более печальные цифры: по всей России осталось чуть более тысячи книжных магазинов. Очевидно, что большая часть из них сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Что же тогда читают в регионах?
«Те самые электронные учебники и электронные книги», - ответ напрашивающийся, но спорный. Инфраструктура в нашей стране развита не настолько хорошо, чтобы каждый человек имел возможность купить и читать электронные книги. Кроме того, ассортимент электронных книг пока все-таки значительно уступает ассортименту книг на бумаге. И все же электронные издания становятся популярнее. Издание «Коммерсант.ру» в августе 2017 году сообщило о том, что продажи электронных книг в России в первом полугодии выросли на 50% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. По официальной версии, на спрос влияет более низкая цена электронных изданий: рынок бумажных книг растет лишь за счет постоянного роста цен. При этом все понимают, что огромная доля электронного контента скачивается нелегально, покуда борьба с пиратами остается весьма условной. Портал vc.ru в марте 2016 года сообщал, что только 1 человек из 20 скачивает книгу легально. Культура потребления цифрового контента в нашей стране находится в стадии зарождения и пока перспективы ее становления весьма туманны.
Важный тренд, игнорировать который не могут ни представители СМИ, ни книгоиздатели – стремление к максимальному сокращению текстов. Читатели предпочитают превью новостей в социальных сетях полноценным материалам, а краткие содержания книг – их оригинальным версиям. Время – главный ресурс, пытаясь сэкономить на котором, многие с легкостью жертвуют качеством, отдавая предпочтение «урезанным» текстам, тогда как книги и даже журналы, напечатанные на дорогой и качественной бумаге, переходят в разряд хороших подарков. Какая же судьба ждет те самые «классические» издания на бумаге? Можно лишь предполагать, что избитая фраза «Книга – лучший подарок» уже не будет звучать так саркастично, если учесть ту цену и ценность, которые они заявляют сегодня.
Возможно, именно ставка на качество (как контента, так и печати) могла бы действительно вернуть читателю в руки печатные издания. Примером тому может быть легендарный магазин «Подписные издания» в Санкт-Петербурге: сменив концепцию, владельцы сосредоточились на хорошей литературе для настоящих ценителей книг, полностью избавившись от бульварного чтива. Рискованный шаг позволил магазину, находившемуся на грани закрытия, не просто выжить, а выйти на прибыль и продолжить развиваться. Говорит ли это о том, что люди действительно стали больше читать, отложив гаджеты? Едва ли. А значит, оптимистичные заявления социологов тем временем все же остаются под сомнением.