Руководитель российской типографии «Линия-ПРИНТ» рассказывает о сложностях, связанных с переходом на стандарт FSC
Ужесточение европейского экологического законодательства ведёт к тому, что всё больше отечественных (российских – Прим. ред.) компаний, связанных с лесопромышленным комплексом, проходят добровольную сертификацию Лесного попечительского совета – FSC. В сфере типографского бизнеса этот процесс только начинается. О трудностях, связанных с переходом на стандарт FSC, причинах этих трудностей и путях для их преодоления экологической газете ПандаTimes рассказала генеральный директор типографии «Линия-ПРИНТ» Эльвира Смагина.
Лесной попечительский совет FSC – международная некоммерческая организация, учреждённая при участии WWF. Она вырабатывает стандарты ответственного лесопользования и руководит процессом экологической сертификации. Логотип FSC означает, что при создании продукта использовалась только древесина из проверенных легальных источников, заготовленная с учётом всех норм устойчивого лесного хозяйства.
«Линия-ПРИНТ» – первая российская FSC-сертифицированная типография, партнёр WWF России.
Когда ваша типография была сертифицирована по стандарту FSC?
Сертификация типографии прошла в феврале 2010 г. В течение одного года мы были единственной в России типографией, получившей FSC-сертификат. В начале 2011 г. сертифицировалась ещё одна компания.
Насколько трудным стало для вас решение о сертификации? Какие проблемы возникли при переходе типографии на стандарт FSC?
Принять решение было несложно, но трудности, конечно, есть до сих пор. Сначала мы столкнулись с проблемой поставки сырья. Правила FSC таковы. На готовое печатное изделие можно поставить значок сертификации только в том случае, если бумага была FSC-сертифицирована, её ввез в Россию FSC-сертифицированный поставщик бумаги, и печать осуществила FSC-сертифицированная типография. Таким образом, в ходе всего процесса производства должна сохраняться непрерывная цепочка сертификации.
К сожалению, в России лишь в декабре 2010 г. появился первый и пока единственный FSC-сертифицированный поставщик мелованной бумаги – «Европапир». До этого нам приходилось ввозить бумагу этого типа своими силами из Европы. Поскольку мы не специализируемся на таком бизнесе, возникли определённые неудобства. Из-за дополнительных расходов цена на наши сертифицированные изделия в начальный период была примерно на 20% выше, чем на несертифицированные. Сейчас мы заключили с компанией «Европапир» соглашение о поставках, проблема, таким образом, решена.
Вы печатаете исключительно FSC-сертифицированную продукцию?
Нет, мы предлагаем нашим клиентам выбор: можем напечатать на сертифицированной или несертифицированной бумаге. Правила FSC допускают, чтобы одна и та же фирма производила как сертифицированные, так и не сертифицированные товары. Единственное условие: склад должен быть разделён на две части, в одной должна храниться сертифицированная бумага, в другой – несертифицированная. Их совместное хранение не допускается.
На самом деле, слово «несертифицированная» я использую здесь условно: вся наша бумага сама по себе сертифицирована. Экологически безответственную бумажную промышленность мы рублём не поддерживаем.
Ваши изделия с логотипом FSC по-прежнему стоят дороже?
Сейчас цена на продукты типографии со значком FSC на 5–10% выше, чем на аналогичные наши изделия без значка. Это обусловлено ценами на бумагу, которые устанавливает поставщик. На самом деле, в такой ценовой политике есть доля лукавства. Компания привозит нам сырьё из Европы, где вся бумага заведомо имеет сертификат FSC. Я не вижу причин, по которым цены у FSC-сертифицированного поставщика должны быть завышены по сравнению с его несертифицированными коллегами, которые точно так же импортируют европейскую бумагу.
Мы ведём переговоры по этому поводу, но поставщик пока не идёт навстречу в ценовом вопросе. Я думаю, проблема в том, что пока нет достаточного спроса. Но я считаю, что «зелёная» тема всё же станет модной, возможно, за ближайший год. Появятся 10–15 сертифицированных типографий (сейчас заявку подаёт уже третья полиграфическая компания). Со временем, спрос будет рождать предложение, тогда станет больше и сертифицированных поставщиков сырья. Монополия уйдёт, возникнет конкуренция, и цены упадут.
Прошло больше года с момента вашей сертификации. Какую проблему Вы считаете наиболее серьёзной в настоящий момент?
Проблемы с поставкой бумаги у нас как-то решились, но сохраняется другая существенная трудность – клиенты. Слишком мало на рынке заказчиков, желающих получить FSC-сертифицированные изделия. Часть компаний ведёт себя по-настоящему ответственно. Однако и среди крупных и уважаемых фирм находятся такие, которые на словах всячески поддерживают идею устойчивого лесопользования, участвуют в программе FSC, проходят сертификацию и даже являются корпоративными клиентами WWF. Но, когда дело доходит до создания полиграфических материалов, у нас заказывают, в лучшем случае, визитки. Все свои годовые отчёты и прочие корпоративные печатные издания они делают в другой типографии.
Порой доходит до абсурда. Отдельные компании могут продавать свой продукт по двойной цене только из-за того, что он FSC-сертифицирован и, следовательно, экологичен. Никаких реальных оснований для подобного завышения цены нет – сырьё, древесина, с FSC-сертификатом ничуть не дороже такой же древесины без сертификата. И те же самая компании боятся потратить лишние 5–10% от стоимости заказываемого печатного материала, чтобы он получил логотип FSC. Как это понять? Совесть работает избирательно?
На мой взгляд, это свидетельствует об отсутствии культуры потребления в самом бизнесе: сертификация – не модно, не стильно, не интересно. Стоимость сертифицированной и несертифицированной продукции почти одинакова – разница составляет, как я говорила, не более 10%. Это – копейки для крупной компании.
Рассчитываете ли Вы на то, что сертификация всё же даст типографии коммерческое преимущество?
Мы многое делаем, чтобы сертификат принёс нам коммерческий успех. С одной стороны, нехорошо, конечно, говорить, что сохранение природы даёт какую-то финансовую выгоду, но, с другой стороны, мы всё-таки коммерческое предприятие.
Какие шаги вы предпринимаете, чтобы сделать FSC-сертификацию выгодной с точки зрения бизнеса?
Наша типография старается работать именно на повышение уровня культуры. Мы не пытаемся подать FSC-сертифицированные продукты как какой-то новый бренд. Просто рассказываем клиентам о том, что существует такая система сертификации, что она должна обеспечить преимущества для экологически устойчивого лесного хозяйства. Многие фирмы, даже крупные, не слышали об FSC. Целый год мы бесплатно рекламировали ответственное лесопользование. Что ж, будем действовать, как в притче: вначале разбросаем камни, потом соберём. Если не соберём – не сильно расстроимся.
В дальнейшем у наших заказчиков по-прежнему будет выбор: хотят он или не хотят, чтобы на продукте стоял значок FSC. Я думаю, наша деятельность поспособствует популяризации системы FSC, росту узнаваемости логотипа FSC. Рано или поздно, необходимо провести такую образовательно-воспитательную работу. Кто займётся ей, если не мы?
images/content/FSC_small.jpg