Новость о мировом рекорде тверской типографии, была опубликована еще летом прошлого года, во время выставки Drupa 2016. Тогда руководство«Парето-Принт», корпорации Kodak и ее стратегического партнера на постсоветском пространстве компании NCL ограничились стандартными заявлениями об уникальных возможностях пластин Sonora: высоком качестве и стабильности печати, а также экологических и экономических преимуществах, которые они обеспечивают. Спустя полгода, специалисты типографии смогли поделиться опытом применения новой технологии.
Перед официальной частью директор по производству «Парето-Принт» Алексей Оборин провел для гостей небольшую экскурсию по предприятию, которое является одним из крупнейших производителей книжной продукции в России, а также входит в ТОП-5 книжных производителей в Европе. Сегодня в типографии работает 8 листовых офсетных машин (в основном – немецкой фирмы Manroland), на которых печатают полноцветные издания, 4 рулонные машины для выпуска черно-белых изданий, а также широкая линейка оборудования для послепечатной отделки производства таких известных брендов как Kolbus (Германия), Muller Martini (Швейцария), Meccanotecnica (Италия) и др. Стоит отметить, что некоторые машины – например поточная линия для ниткошвейного скрепления, не имеют аналогов в России.
«В «Парето-Принт» мы всегда стремились внедрять самые инновационные технологические решения от ведущих мировых производителей, – подчеркнул позже Генеральный директор типографии Павел Арсеньев. – Мы работаем с крупнейшими российскими и зарубежными книжными издательствами, а также другими заказчиками, которые предъявляют очень высокие требования к качеству выпускаемой продукции и оперативности производства. Поэтому, мы выбираем только такое оборудование и технологии, которые позволяют нам в полное мере им соответствовать».
В 2016 году «Парето-Принт» выпустила 62 млн книг и брошюр, что на 1 млн. больше, чем в 2015-м, а также около 22 млн книг в твердом переплете – на этот год запланирован рост до 25 млн. Также компания достраивает новый корпус площадью 1500 м2, в котором хотят установить оборудование для производства детских картонных книг-сэндвичей.
Беспроцессные пластины
Напомним, что в отличие от обычных термальных CtP-пластин их беспроцессные аналоги (process free) не требуют проявки. Проэкспонированные пластины сразу устанавливаются в печатную машину, где с первыми листами увлажнением с них удаляются остатки копировального слоя с пробельных элементов. Таким образом, исчезает необходимость в покупке и утилизации химии, значительно снижается потребление воды, экономится производственная площадь ввиду отсутствия проявочного процессора, уходят издержки по обслуживанию и содержанию проявочных процессоров, исчезает риск брака или разнотона, связанных с процессом качества проявления пластин, снижается время изготовления печатных форм и в целом повышается экологичность производства.
Но есть, конечно, и нюансы, которые отличают беспроцессные пластины от своих процессных предшественников. В частности, на этапе их внедрения сотрудникам «Парето-Принт» пришлось привыкать к более тонкому копировальному слою, из-за чего пластины стали чаще царапаться. В рамках процесса интеграции специалисты компании NCL и Кодак провели поэтапный инструктаж сотрудников “Парето-Принт”, а также разработали комплекс мер по минимизации временных и материальных издержек на адаптацию к новому технологическому процессу. В результате типография за короткий срок вышла на запланированные показатели по эффективности производства.
Полный переход на беспроцессные пластины в “Парето-Принт” завершился в декабре 2016 года – тогда компания отпечатала с них более 40 млн. листооттисков. По словам Алексея Оборина, новые пластины дали компании все заявленные преимущества: повышение качества и стабильности, сокращение потребления воды и химии и др.
Объем потребления пластин в «Парето-Принт» в 2016 году составил 297 000 м2, что на 3% больше, чем в 2015-м. В 2017 году ожидается дальнейший рост и, определенно, это будут Kodak Sonora XP: используемые ранее проявочные процессоры были демонтированы, что лишний раз доказывает приверженность компании беспроцессной технологии.
«Парето-Принт и Kodak являются для нас ключевыми партнерами, а пластины Sonora XP – стратегическим продуктом. Наши специалисты приложили максимум усилий к тому, чтобы проект по переводу «Парето-Принт» на пластины Sonora XP прошел максимально быстро и гладко, – комментирует Екатерина Макеичева, Генеральный директор компании NCL («НЦ Лоджистик»), которая является единственным дистрибьютором пластин Kodak на российском рынке. – Это была командная работа специалистов всех трех компаний на каждом уровне – от рядовых сотрудников до высшего руководства. И те преимущества, которые в итоге получила типография и все мы, определенно стоили затраченных усилий».
Kodak о будущем
Беспроцессные пластины Kodak Sonora были выпущены на рынок в 2012 году и сегодня их использует более 4000 типографий во всем мире. В Kodak считают эту технологию очень перспективной: Брэд Крахтен, Президент офсетного подразделения Кодак PSD рассказал, что корпорация уже вложила в производство этих материалов в США, Китае и Германии более 15 млн. долл и в будущем будут сделаны новые инвестиции.
Также Kodak планирует расширение продуктовой линейки – в частности, ведутся работы над созданием версии беспроцессной пластины Sonora, предназначенной для печати упаковки агрессивными УФ-красками. "Мы стремимся к тому, чтобы через три года треть выпускаемых пластин были беспроцессными", – подчеркнул г-н Крахтен.
Кстати, в Kodak не забывают и фиолетовые пластины, на которые приходится до 40% продаж в некоторых странах, включая Россию. Для укрепления позиций на этом рынке компания выпустила фотополимерные пластины Libra, но это тема для отдельного рассказа.
В целом же, по словам г-на Крахтена, на мировом рынке наблюдается незначительное снижение объема потребления офсетных пластин – в пределах 1-2%, – но ситуацию можно считать скорее позитивной. Несмотря на рост объемов цифровой печати, офсет успешно удерживает свои позиции, в первую очередь за счет появления новых печатных продуктов, а также совершенствования самой технологии офсетной печати, в частности – распространения высокореактивных красок и диодных сушек.
С пожеланиями роста
Екатерина Макеичева убеждена, что рекорд “Парето-Принт” связан с постоянным стремлением типографии внедрять самые современные и эффективные решения, повышая эффективность своего предприятия.
«В этом контексте Kodak и NCL являются оптимальными партнерами для «Парето-Принт», – говорит Генеральный директор Парето-Принт Павел Арсеньев. – Продукция Kodak давно стала стандартом качества в индустрии, и мы убеждены, что российским полиграфистам необходимы инновационные и высокотехнологичные решения, так как только они помогут им успешно развивать свой бизнес в непростых экономических условиях».
В свою очередь, Брэд Крахтен вручил Павлу Арсеньеву символический земной шар, подчеркнув, что Kodak всегда будет не только предлагать наилучшие решения своим партнерам, но и оказывать им всю необходимую поддержку, что позволит увеличить прибыльность, эффективность и экологичность их бизнеса.