Сегодня главный вопрос для MAN Roland – как будет развиваться рынок офсетных машин? Опасения за его светлое будущее вызваны, с одной стороны, бурным развитием электронных СМИ и цифровой печати, с другой – усложнением кредитования и влиянием ряда других экономических факторов. «Однозначного ответа на этот вопрос дать никто не может, – заявил Герд Финкбайнер. – Но можно точно сказать, что структурные изменения издательской и полиграфической промышленностей оставляют нам возможность роста. Здесь мы говорим о развитии региональных рынков (Центральная и Восточная Европа, Средний Восток и др.), о новых технологиях, которые позволяют повысить эффективность производства и таким образом компенсировать падение спроса, а также о предложении клиентам новых услуг и бизнес-моделей».
Как видно из таблиц и диаграммы, спрос на офсетные машины и объемы их продаж не демонстрируют высокой позитивной динамики. Тем не менее рентабельность концерна растет, и в будущем он планирует сосредоточиться на повышении именно этого показателя.
Создавайте Added Value
В сегменте листовой печати концерн намерен улучшить свои позиции за счет активной работы на развивающихся рынках и предложении клиентам решений, создающих добавленную стоимость (value added printing – VAP). «MAN Roland заботится об улучшении финансовых показателей своих клиентов, – заявил г-н Финкбайнер. – Мы позволяем производить новые продукты на одной и той же машине, что дает дополнительные возможности для роста».
Для чувствительных к цене развивающихся рынков концерн предлагает усовершенствованную листовую машину MAN Roland 200, которая «будет „взрослеть" вместе с заказчиком». А вот концепции VAP наилучшим образом соответствуют модели MAN Roland 700 Ultima с различными конфигурациями печатных и лакировальных секций (см. PrintWeek № 6, 2007 г.) и MAN Roland 700 с устройством InlineFoiler, позволяющим делать тиснение фольгой в линию. «Наши бразильские клиенты подтвердили, что „навороченные" конфигурации годятся не только для стран с развитой промышленностью», – подчеркнул г-н Финкбайнер.
Еще одна новинка решение из пакета VAP-решений – концепция «формат плюс». Она предусматривает увеличение области печати во всех форматах на несколько сантиметров, что снижает стоимость экземпляра печатной продукции и наращивает производительность. Этого же позволяет достичь использование машин супербольшого формата,
Кроме того, MAN Roland продолжает повышать экологичность и эффективность листовых машин, а также уровень автоматизации. Так, немецкая типография Rosler Druck, установившая у себя листовую машину с прямым приводом MAN Roland 700 DirectDrive, поставила своеобразный рекорд по оперативности переналадки: ей удалось сменить 412 форм за 24 часа.
Гибриды входят в моду
По убеждению Герда Финкбайнера, газетное производство – это бизнес, приносящий ежедневную прибыль. При всех мрачных прогнозах о скорой кончине газет, рентабельность большинства печатающих эту продукцию типографий по всему миру (не без исключений, конечно) находится в диапазоне 20–50%, а уровень заказов на газетные машины из года в год стабильно колеблется возле отметки в миллиард евро.
«Не стоит даже дискутировать на тему, вытеснит ли Интернет печатные газеты, – отмечает руководитель MAN Roland. – Представитель Ifra, с которым я встречался в прошлом году в Вене, удачно подметил, что перспективы этого рынка будут опираться на три M – мультиплатформенность, многоканальность и мультимедийность. И будущее газет зависит от того, удастся ли индустрии поддерживать каждое из направлений параллельно, вместо того чтобы вытеснять одно другим».
Оптимистичный прогноз относительно таких изданий г-н Финкбайнер подтвердил несколькими примерами. В Швейцарии с ее 7 млн жителей каждый день, помимо прочих, распространяются три газеты тиражом 2,2 млн экз. А в Испании 50% ежедневных газет являются бесплатными – именно они составляют сегодня основную движущую силу рынка газетной печати.
При этом газеты становятся все более компактными, а в их производстве все чаще применяются heatset-технологии, что позволяет использовать мелованные бумаги и повышать качество печати. Это привело к появлению гибридных печатных комплексов с coldest- и heatset-башнями, а также рулонных УФ-машин наподобие той, что установлена в австрийской типографии Herold Druck (см. PrintWeek № 22, 2007 г.). Именно этому направлению концерн планирует уделить особое внимание в ближайшее время.
Среди других задач, стоящих перед газетным подразделением MAN Roland, –укрепление лидирующей позиции в данном сегменте, выход на развивающиеся рынки, выпуск оборудования начального класса и предложение решений, позволяющих снизить стоимость копии для издателя (одно из основных требований клиента). По словам Герда Финкбайнера, к таковым относятся машины Regioman, которые дают 20% экономии на каждой газетной странице.
Больше-меньше
Похожие цели ставятся и перед подразделением журнальных машин компании. Главная из них – адаптировать технику для развивающихся рынков. В прошлом году концерн выпустил на рынок «бюджетную» машину Euroman и уже инсталлировал восемь таких моделей в пяти странах. MAN Roland намерен также расширить свое присутствие в Азии в сегменте 16-страничного оборудования, а вот в США и Западной Европе ставка, наоборот, делается на увеличение формата печатных машин Lithoman. Сейчас они могут печатать на рулоне шириной 2,25 м, что эквивалентно 80 с. формата А4 за один оборот цилиндра. Компания уже продала несколько этих моделей и утверждает, что количество типографий, готовых приобрести подобную технику, постоянно растет. Причина – уменьшение себестоимости копии благодаря большому формату. В дальнейших планах MAN Roland – возможный выпуск на рынок 96-страничной машины.
«Пожалуйста, снизьте себестоимость печати и повысьте гибкость оборудования при столь же высоком качестве печати. Такие просьбы постоянно поступают от наших клиентов в данном секторе, – рассказал глава MAN Roland. – Поэтому мы сфокусированы на разработке решений, позволяющих удовлетворить подобные требования».
Сервис
Если верить исследованию компании Deloitte, то «революция сервиса в мировой промышленности идет полным ходом». В полиграфии, например, доля сервиса в общем объеме продаж достигает ??%. «В прошлом понимание этого термина сводилось к ремонту поломок и поставке комплектующих, – отметил Герд Финкбайнер, – но сегодня это понятие намного шире».
Сервис MAN Roland включает в себя четыре типа решений, объединенных общим брендом PrintValue. Первое из них – printnet – предназначено для автоматизации и интеграции всех процессов в единую сеть. В числе его функций – планирование работ, мониторинг, предварительная настройка оборудования и т. д. Второе – printservice – включает в себя услуги по тренингу специалистов, менеджменту проектов, сервисные контракты и др. В рамках printcom концерн предлагает своим клиентам расходные материалы, наиболее совместимые с оборудованием MAN Roland и позволяющие добиться максимальной эффективности и экономичности работы. И, наконец, одной из самых важных частей PrintValue являются консалтинговые услуги (printadvice).
«Мы хотим, чтобы наши заказчики были успешными, – подвел итог своего выступления Герд Финкбайнер. – Концерн предлагает революционные продукты и услуги, а стремление помочь клиентам в их бизнесе делает MAN Roland сильным и надежным партнером. Приезжайте на drupа и приходите на наш стенд – мы с удовольствием покажем вам новый MAN Roland!»