Будущее в ультрафиолетовом свете

Компании Baldwin и «ЯМ Интернешнл» запускают в России программу по модернизации офсетных машин, позволяющую типографиям перейти на печать высокореактивными красками. Почему это важно, какую технологию выбрать и какие возможности она откроет – об этом мы поговорили с Ульрихом Саузе (Ulrich Sause), менеджером Baldwin, отвечающим за направление УФ- и ИК-сушек, и Денисом Подобедом, начальником отдела поддержки продаж оборудования компании «ЯМ Интернешнл».

Написал: Максим Мережко

Ульрих Саузе, менеджер Baldwin, отвечающий за направление УФ- и ИК-сушек

Ульрих, для тех полиграфистов, кто не слышал о компании Baldwin, хотя с трудом представляю себе таковых, "представьтесь", пожалуйста...

У.С.: Baldwin - крупная международная компания, одним из направлений деятельности которой уже много лет является производство различного периферийного оборудования для полиграфической индустрии: систем увлажнения, охлаждения, очистки и др.

Какое-то время назад Baldwin приобрела шведскую компанию IVT, выпускающую ИК-сушки, а позже - хорошо известного на рынке британского производителя УФ-сушек – компанию Nordson UV. Благодаря этому, мы существенно расширили перечень своих ноу-хау и продуктовую линейку в этой области.

То есть разработка сушек для печатных машин – это не новое направление для Baldwin?

У.С.: В этой области мы работаем уже более 40 лет. В частности, мы давно работали как ОЕМ-поставщик для крупных производителей печатного оборудования: Komori, HP, Agfa и др. При этом, компания осуществляет поставки сушек и под собственным брендом.

Сейчас компания Baldwin активно продвигает бизнес-направление дооснащения сушками уже эксплуатирующихся в типографиях печатных машин. Почему?

У.С.: Рынок производства печатной продукции переживает непростые времена, и чтобы выжить, типографиям нужно постоянно внедрять нечто новое, что позволит им, с одной стороны, сократить затраты, а с другой – расширить спектр своих услуг и, по возможности, выйти на новые рынки. Покупка новейших печатных машин для многих компаний не является выходом – у них просто нет на это средств, и это справедливо не только для стран СНГ. А вот модернизация офсетной машины, позволяющая перейти на печать высокореактивными УФ-красками, может стать интересным и очень перспективным решением.

Денис Подобед, начальник отдела поддержки продаж оборудования компании «ЯМ Интернешнл»

В двух словах – что такое высокореактивные краски, и чем они отличаются от обычных УФ-красок?

У.С.: Появление на рынке технологии классической УФ-печати позволило решить многие проблемы, присущие традиционным масляным краскам. В частности, УФ-печать не требует долгой сушки оттисков, позволяет обходиться без противоотмарывающего порошка и дает возможность печати по невпитывающим материалам. При этом, классическая УФ-технология не лишена недостатков. Главные из них – это выделение вредного для здоровья озона, сильный нагрев материала (деформация, сложности в печати на пластике и проч.), необходимость снижать скорость машины при печати определенных работ и т. д.

Д.П.: Выше перечисленные особенности классической УФ-технологии подтолкнули японскую корпорацию Komori в конце 2000-х годов к разработкам и выводу на рынок инновационной технологии печати Komori H-UV, которая лишена перечисленных проблем. Суть технологии заключается в том, что используется специальная лампа, работающая в более узком диапазоне, чем классическая УФ-лампа, и специальные высокореактивные краски, которым для полимеризации требуется значительно меньше энергии, чем обычным УФ-краскам. Благодаря этому, материал нагревается в 3-4 раза меньше, чем в обычной УФ-сушке, а озон вообще не выделяется. Оттиски выходят из машины абсолютно сухими. Например, если у вас 4-красочная машина и нужно отпечатать тираж 4+4 «со своим оборотом», то выигрыш в оперативности и беспроблемности печатного процесса налицо.

Конечно, это можно сделать и с помощью обычной УФ-технологии, но в ней краски матовые. В случае же с красками H-UV этого не наблюдается: они мгновенно высыхают и имеют глянец традиционных масляных красок. Кроме того, цветовые характеристики и растискивание красок H-UV практически идентичны традиционным офсетным краскам, что позволяет легко перевести на новую технологию традиционные заказы.

Помимо этого, новая технология позволяет эффективно печатать на самых различных материалах – матовых, натуральных, синтетических бумагах, металлизированных поверхностях, различных полимерных материалах.

За счет чего в технологии Komori H-UV удалось снизить тепловыделение и минимизировать озон?

У.С.: Ответ на этот вопрос кроется в конструкции наших сушек и используемых материалах, но мне не хотелось бы раскрывать технические подробности.

Вы постоянно упоминаете технологию Komori H-UV, но почему только ее?

У.С.: Baldwin является давним партнером Komori в этой области. Еще в 2008 году мы вместе начали разработку новых сушек с целью создать решение, которое будет потреблять меньше электроэнергии. Но тогда диоды давали недостаточно мощности, поэтому мы отказались от них в пользу инновационных ламп, работающих в узком диапазоне, но генерирующих достаточно мощное излучение. Так появилась технология Komori H-UV, которую я очень хорошо знаю и рекомендую.

Но на рынке есть и другие решения...

У.С.: Есть, но преимущество Komori в том, что она смогла собрать, протестировать и оптимально «подогнать» все компоненты друг к другу: лампы, краски, полотна и др. Это гарантирует пользователю получение требуемого результата без самостоятельных тестов, экспериментов и т.п.

Я хотел бы особо подчеркнуть, что данная технология не является чем-то новым и неизведанным. С момента выпуска на рынок технологии H-UV в 2010 году, партнерами Komori по всему миру было продано порядка 700 машин с таким оснащением. Более того, многие компании разместили повторные заказы, так как на практике оценили преимущества технологии.

Давайте поговорим о диодах: тема LED-UV сушек, где вместо ламп используются светодиоды, активно продвигается на рынке под девизом «будущее офсетной печати». Вы согласны с таким утверждением?

У.С.: Я согласен с тем, что диодные сушки имеют огромный потенциал для дальнейшего развития и, вполне возможно, что когда-то это станет реальным настоящим для типографий, а не мечтами о будущем.

Но ведь такие сушки есть уже сейчас и они активно, если не сказать агрессивно, продвигаются на рынке.

У.С.: Давайте рассмотрим вопрос с технической стороны. Во-первых, существует три диапазона УФ-излучения:

  • ультрафиолет А, длинноволновой диапазон 400—315 нм;
  • ультрафиолет B, средневолновой 315—280 нм;
  • ультрафиолет С, коротковолновой 280—100 нм.

В классической УФ-технологии традиционные лампы покрывают практически весь этот диапазон. И этого вполне достаточно, чтобы закреплять любые традиционные УФ-краски и лаки, имеющие в составе различные фотоинициаторы, откликающиеся на излучение с конкретной длиной волны. Например, обычные УФ-краски полимеризуются при длинноволновом излучении, а лаки – при коротковолновом.

Проблема диодов в том, что сегодня на рынке есть рабочие и экономически эффективные решения, которые работают в А-диапазоне – этого достаточно, чтобы надежно закреплять триадные краски, например, на "перфекторах". Готовых LED-UV сушек для полиграфии, работающих в средне- и коротковолновом диапазоне нет! Есть UV-B чипы, но их стоимость существенно выше, чем у UV-A чипов, а производительность намного ниже, что делает их непригодными для использования в печатном процессе. При этом такие чипы нельзя комбинировать с UV-A чипами с использованием такой же электроники.

Все существующие диодные сушки, использующие диоды с разной длиной волны, сделаны на базе UV-A чипов.

А в чем же преимущества диодных сушек в сравнении с той же технологией H-UV, которая использует лампу?

У.С.: Диодные сушки дают все те преимущества, что и H-UV, но обладают еще одной очень полезной особенностью: диоды, в отличие от ламп, не требуют времени на разогрев и остывание.

Почему это важно, спросите вы?

В Европе сегодня работает достаточно много машин, которые печатают огромное количество малотиражных заказов, полученных через сайт. Очевидно, что в этом случае, крайне важна эффективность производства, а время простоя должно быть минимальным. Если машина печатает по УФ-технологии и оснащена обычными сушками, типография тратит время на разогрев и остывание ламп, в это самое время машина не печатает, что является чистой потерей времени и денег! С LED-сушками этих временных затрат нет, так как время простоя минимально.

Также стоит отметить, что диоды имеют существенно больший ресурс в сравнение с лампами и потребляют еще меньше электроэнергии.

Но, как я уже говорил, пока эта технология пока только развивается. Косвенным подтверждением тому является ограниченный ассортимент расходных материалов. Лучше всего обстоят дела с триадными красками. Хуже – с металликами и специализированными красками. Красок для печати на пластике и лаков – еще меньше. В то же время все эти ограничения не относятся к технологии H-UV – выбор красок и лаков намного шире.

И, тем не менее, на выставке drupa 2016 корпорация Komori представила диодную сушку H-UV L. В чем смысл?

Д.П.: Здесь нет противоречия. Это, действительно, интересный и работающий продукт, но он имеет четко определенную область применения: печать триадными красками на бумаге (в частности, на машинах с переворотом листа). Мы уже приводили пример: если компания печатает большое количество малотиражных заказов на бумаге и для нее критично и важно минимизировать время простоя машины, то такая сушка будет оптимальным выбором. Ее покупатель получит абсолютно все преимущества, о которых мы говорили выше. Но если типография хочет печатать на разных материалах, в том числе пластиках, металлизированном картоне и других нетривиальных материалах, то я бы рекомендовал более универсальную ламповую сушку – ту же H-UV от Komori.

На выставке drupa 2016 компания Baldwin представила две новинки – расскажете о них подробнее?

У.С.: Разработчикам LED-сушек приходится решать одну известную проблему: чтобы получить достаточную мощность излучения на оттиске, диод нужно расположить как можно ближе к запечатываемому материалу. Например, если вы возьмете сушку, расположенную между печатными секциями и поместите ее в приемку, то мощность на поверхности листа снизится. Поэтому, если у вас перфектор, то одна сторона листа будет получать больше энергии - от сушки перед устройством переворота, чем другая – от сушки, установленной в приемке.

Мы решили эту проблему, разработав специальную оптику для каждой позиции. Это означает, что типография может купить одну сушку и переставлять ее так, как ей удобно: для закрепления LED-красок сушку можно поставить после последней печатной секции, а если нужно отпечатать заказ с лаком – сушка перемещается в приемку. При этом, в каждом случае на кассету одевается специальная оптика, которая фокусирует излучение диода на нужном для печати расстоянии. При установке между секциями оно составляет 4-5 см, а в приемке – чуть больше 10. В обоих случаях до поверхности листа доходит излучение требуемой мощности, что обеспечивает надежное закрепление краски и лака.

Вторая новинка – так называемая мультиволновая сушка Broadband LED-UV, в которой скомбинированы диоды с разными длинами волны. Конечная цель этих разработок – позволить работать с классическими УФ-красками и лаками, но пока такие решения, представленные сейчас на рынке, находятся в начальной стадии развития. Они излучают спектр в диапазоне 340-400 нм - это больше, чем у обычных LED-сушек, но меньше, чем у обычного УФ. В существующем виде ей сложно конкурировать с той же H-UV, работающей в гораздо более широком диапазоне.

Как приняли предлагаемые новинки типографии?

У.С.: Только в сентябре мы установили шесть новых сушек. Все - на новые печатные машины. Всего же после drupa 2016 было установлено порядка 30 сушек.

С чем связан ваш визит в Москву?

У.С.: У нас есть текущие совместные проекты с «ЯМ Интернешнл», и сейчас мы обсуждаем дальнейшее сотрудничество в области оснащения работающих в России офсетных машин нашими сушками.

Для нас очень важно, чтобы такие проекты были реализованы надлежащим образом, а «ЯМ Интернешнл» очень хорошо подготовлен для этого.

Д.П.: Мы хотим, чтобы после реализации проекта клиент быстро достиг поставленных целей, и чтобы все его ожидания оправдались. Это требует серьезной подготовки, квалифицированной работы по модернизации машины, а также сопровождения клиента после запуска.

Недостаточно просто продать типографии сушку. Сначала необходимо провести технический аудит и понять, что клиенту необходима именно эта сушка, и что ее в принципе возможно установить на имеющуюся машину. Также, нужно убедиться, что клиент правильно понимает все аспекты предстоящего проекта: технологические, технические, финансовые. После реализации проекта мы как поставщик, должны быть уверены, что машина работает как надо, что клиент получает продукцию надлежащего качества, что оператор машины понимает все технологические нюансы и т.д. и т.п.

Компания «ЯМ Интернешнл» имеет очень сильную сервисную службу и опытных сотрудников. Это дает нам основания полагать, что наши будущие совместные проекты пройдут гладко, и рынок будет получать только позитивную обратную связь от наших клиентов.

Вы будете модернизировать только машины Komori, на которых печатают клиенты «ЯМ Интернешнл», или на другие бренды соглашение тоже распространяется?

Д.П.: Мы готовы работать с разными типографиями, которые эксплуатируют не только машины Komori. При этом в зависимости от производственных задач конкретной типографии, машины могут дооснащаться как классическими УФ-сушками, так и диодными (LED).

Со своей стороны, компания «ЯМ Интернешнл» гарантирует специальные условия на поставку LED-UV сушек от Baldwin для первых покупателей.

Прокомментируйте статью

Подпишитесь на еженедельную рассылку