Дэвид Блейк, M&R: последние 5 лет были лучшими за всю историю компании

M&R – один из крупнейших мировых производителей оборудования для текстильной и графической трафаретной печати. В Москве нам удалось пообщаться с коммерческим директором компании Дэвидом Блейком, который рассказал о секрете быстрого посткризисного восстановления, объяснил, почему он не боится струйников и обрисовал несколько свежих трендов на «трафаретном» рынке.

Написал: Максим Мережко

Совладелец компании M&R Дэвид Блейк

Коммерческий директор компании M&R Дэвид Блейк на обучающем семинаре компании Stensart

 

Дэвид, в 2013 году M&R с завидной регулярностью анонсировала новое оборудование для трафаретной печати – бизнес растет?

О, да! За 28 лет существования компании, последние семь – стали самыми успешными и прибыльными. Уходящий год, по предварительным оценкам, вообще может побить все рекорды.

 

7 лет?! Кризис 2009 года вас не коснулся?

Отчего же – у нас был спад, как и у других компаний. К счастью, он не нанес M&R критичного урона. Мы быстро восстановились и с тех пор стабильно растем каждый год.

 

И как вам это удается? В чем секрет?

Секрет в том, что мы продаем свою продукцию в 70 странах мира. Такая себе диверсификация, только не продуктовая или отраслевая, а географическая.

Людям всегда нужна одежда, поэтому, кто бы что ни говорил – бизнес печати по текстилю ни исчезает. Он просто мигрирует из одной страны в другую.

Например, лет 5 назад мы хорошо зарабатывали в Китае, но сегодня бизнес печати по текстилю «уходит» в Индию, Бангладеш и другие страны с дешевой рабочей силой. Все что нам нужно сделать – это идти вслед за бизнесом, и такая возможность у нас есть благодаря разветвленной системе сбыта.

Представьте, что у вас есть компания, которая работает только (!) в России. Если для российской экономики выдается тяжелый год, у вас он тоже будет нелегким. Но если вы продаете в 70 странах, то можете спокойно оставить стагнирующий рынок и переместиться вслед за бизнесом в более перспективный регион.

Не менее важен и тот факт, что мы сформировали достаточно широкую продуктовую линейку. M&R разрабатывает, производит и продает не только печатные машины для печати на футболках, но и оборудование для графической печати на различных материалах, а также широкую линейку вспомогательного оборудования. Это позволяет нам работать практически с любым клиентом: кому-то мы можем построить целую фабрику трафаретной печати, а кому-то подобрать нужную единицу оборудования.

Ну и кроме того, определенные преимущества дает тот факт, что мы остаемся частной компанией, а значит – более гибкие в плане скорости принятия решений и их реализации.

 

Какие рынки пострадали от кризиса в наибольшей степени?

Если мы говорим о бизнесе M&R, то в Европе и средиземноморских странах стагнация продолжается. Но чем дальше мы двигаемся на север, тем лучше там идут дела.

 

А где дела идут совсем хорошо? В Китае?

В Китае было хорошо. Поднебесная теряет интерес к производствам, которые предполагают использование дешевой рабочей силы. Гораздо больший интерес там сегодня представляют высокотехнологичные бизнесы, связанные с производством компьютеров, чипов и т. п.

Бизнес связанный с печатью по текстилю следует за рынками, где есть дешевая рабочая сила. Для нас растущими рынками являются Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Юго-Восточная Азия и Африка.

 

А как насчет России?

Здесь все стабильно. За 10 лет работы в вашей стране мы установили большое количество машин для графической печати. В 2009 году наш бизнес в России просел, но впоследствии стал быстро восстанавливаться, преимущественно, за счет продаж оборудования для трафаретной печати по текстилю.

Долго время соотношение между проданными машинами для графической и текстильной печати M&R было примерно 50 на 50. Сегодня это 80 на 20 в пользу «текстиля».

Добавлю, что рынок трафаретной графической печати условно делится на две части: Есть low-end рынок простых однокрасочных машин, а есть высокотехнологичный high-end. Так вот в России сложные дорогие машины для графической трафаретной печати практически не продавались. В основном мы «ставили» их в Европе и США.

 

Почему России так не повезло?

Честно? Не знаю (смеется). Может быть дело в стоимости машины, или себестоимости печати, или стоимости рабочей силы в России...

Наверное, наши технологии были хороши для того времени а затем, как мне кажется, большинство российских клиентов сразу перепрыгнули на широкоформатную струйную печать...

 

...которая, как говорят, убивает трафарет?..

Если вы имеете в виду графические машины, то, пожалуй, можно и так сказать. По крайней мере, мы видим, что графическая трафаретная печать по всему миру постепенно вытесняется промышленными струйными принтерами.

 

Но струйники сейчас печатают и по текстилю.

Безусловно, но они все еще имеют ряд серьезных ограничений.

Например, обычная трафаретная машина печатает порядка 600 экз./ч, при стоимости краски на экземпляр порядка 3 центов. На «цифре» вы сможете отпечатать не больше 100 штук при затратах на чернила на уровне 2 долл./экз.

Струйная печать по текстилю все еще очень медленная и дорогая.

 

Зато позволяет персонализировать продукцию...

Да, но это совершенно другой рынок. Зайдите в крупный магазин и посмотрите на брендовые вещи - они не персонализированы.

В настоящее время я не вижу конкуренции между трафаретной и струйной печатью. Скорее, они работают вместе, рука об руку. Да, цифра позволяет кастомизировать продукт, но вы не можете использовать ее, например, для нанесения глиттера. Вы не можете имитировать на футболке фактуру кожи, эффект старения и многое-многое другое, что пользуется сегодня большим спросом (в M&R это называют high-density printing).

 

А кому это надо в больших объемах?

На самом деле все эти эффекты пользуются огромным спросом в фэшн-индустрии. Посмотрите, к примеру, на современную детскую одежду – вы увидите на ней и глиттер, и еще множество всяких спецэффектов, которые массово можно сделать только на трафарете.

Безусловно, кастомизация пользуется спросом и есть люди, готовые платить за нее больше. Однако же 95% продаваемой в мире одежды не кастомизирована. Это по прежнему массовое производство продукции, которое никуда не денется. И здесь, кстати, часто бывают очень сжатые сроки производства. Ритейл может заказать несколько десятков тысяч единиц продукции через неделю. На какой цифре вы сможете это сделать?

 

Офсет прошел примерно такой же путь. Сначала все «плевались» на качество и цену первых цифровых машин, но сегодня промышленные струйные и тонерные системы HP, Xerox, Kodak и других производителей активно отъедают куски традиционно офсетных рынков. Производители офсетных машин фиксируют убытки и сокращают персонал...

Вы абсолютно правы, но есть огромная технологическая разница между печатью на белой бумаге или картоне, и, скажем, черной футболке.

Или, давайте посмотрим на это с другой стороны. В глобальном масштабе, на каком проценте запечатанных листов бумаги есть глиттер или объемные эффекты? Полагаю, что этот процент ничтожен, а вот в трафарете это используете практически повсеместно.

Далее: в печати по бумаге нет ничего сложного. Я, конечно, утрирую, но это относительно простой и стандартный процесс. А вот в текстильной печати есть не только огромное количество разнообразных носителей, но и множество переменных, которые влияют на процесс и качество готово продукции. Добавьте сюда 9 различных красочных систем и вы поймете, что создать единое цифровое решение, которое закроет все потребности предприятия, крайне сложно.

Повторюсь – я вижу трафаретную и цифровую печать союзниками (в реальности Дэвид использовал слово marriage – брак), а не врагами.

 

Ну, главное, чтобы не дошло до развода...

Думаю, не дойдет (смеется).

 

Что делает M&R в контексте цифровых технологий: игнорирует или осваивает?

Осваиваем, причем активно. У нас есть цифровые системы изготовления форм трафаретной печати (т. н. computer-to-screen), а также струйный принтер для печати по футболкам.

Однозначно, мы планируем развивать это направление.

 

Можно ли сказать, что целевые клиенты M&R сегодня, это не столько типографии, сколько текстильные предприятия?

Зависит от страны.

На рынках с дорогой рабочей силой предпочитают печатать на готовой одежде, а там где зарплаты низкие – есть множество тексильных компаний, которые инвестируют в собственное печатное производство.

В России есть стабильный рынок и для типографий, и для текстильщиков.

 

Приходилось слышать, что рынку не хватает знаний по части сложных технологий печати по текстилю...

Трафаретная печать по текстилю действительно достаточно сложна. На результат влияет множество факторов, среди которых есть три, не связанных непосредственно с печатной машиной: это сетка, сюжет и краски.

Уровень знаний клиентов – один из самых больных вопросов для нас. Я много лет работал печатником и, посетив все 70 стран, пришел к неутешительному выводу, что половина типографий не знает как правильно нанести эмульсию на сетку, что естественно, приводит к ухудшению качества конечного продукта.

 

Как вы решаете эту проблему?

Как только можем. Мы сами и наши партнеры во всем мире охотно делимся всем, что знаем и всегда стараемся помочь клиенту построить правильных техпроцесс и печатать еще лучше.

Не существует некоего конечного объема знаний в трафаретной печати. Даже компании, которые уже много лет на рынке постоянно учатся, осваивают новые материалы, технологии и проч. Что уж говорить о новичках.

 

Какие тренды вы видите в области трафаретной печати? Как развивается эта технология?

Главная тенденция, как мне кажется, это растущий спрос на водные краски – они экологичнее, дешевле и мягче на ощупь (на одежде) нежели пластизолевые.

Данный тренд, в свою очередь, стимулирует спрос трафаретные печатные машины с большим количеством станций: для одной и той же работы достаточно шести станций при печати пластизолевыми красками, но при переходе на водные их необходимо минимум 10.

Также можно отметить развитие технологии прямого экспонирования трафаретных сеток (computer-to-screen), растущую популярность LED вместо традиционных ламп, а также вспомогательных устройств, которые позволяют повысить качество печати – например, устройств для автоматического нанесения эмульсии на сетку.

 

Что вы можете казать о рыночной доли M&R в России?

В России установлено порядка 150 машин трафаретной печати производства M&R. Мне эта цифра кажется солидной и я предполагаю, что это самый популярный бренд трафаретного оборудования в стране.

 

Как меняются предпочтения и запросы российских клиентов?

Ваш рынок становится умнее, и с каждым годом клиенты интересуются все более сложным оборудованием, которое могло бы дать им дополнительные конкурентные преимущества.

Также стоит отметить, что руководители и специалисты российских типографий постоянно учатся. Я регулярно встречаю их на международных выставках, где они задают множество вопросов, стараются узнать что-то новое, чтобы сделать свою продукцию еще лучше и конкурентоспособнее. И мы, в M&R, всегда с радостью им помогаем в этом.

 

Прокомментируйте статью

Подпишитесь на еженедельную рассылку