Оазис в год пандемии

Михаил Кувшинов Михаил Кувшинов Про бизнес

Оазис в год пандемии

Портал labelsandlabeling.com опубликовал серию обзоров состояния рынка производства упаковки и этикетки в год пандемии по регионам. С большим акцентом на этикетку, хотя разделить производство этикетки и гибкой упаковки достаточно сложно. Добавим к его краткому изложению собственные наблюдения о российском рынке.

ВВП в 2020 г. сократился (за важным исключением) повсеместно, однако сегмент производства этикетки и упаковки показал завидную устойчивость. В Северной Америке и Европе, регионах с наибольшим числом заболевших, отмечен его рост. Цифры, впрочем, приведены только по Европе — +3,6%. Это меньше, чем 4,7% годом ранее, но рост заметный. Китай — особый случай. Здесь в I кв. ВВП упал (все проценты — в годовом исчислении) на 6,8%, а затем вырос до 3,2% во втором. В III кв. 2020 года, когда Китай полностью вышел из изоляции, экономика выросла на 4,9%. Экспорт китайского полиграфического оборудования сократился за три квартала на 16,6%, а вот импорт флексомашин вырос на 56,8%. Похоже, в сегменте производства этикетки и упаковки в Китае всё очень хорошо. Латинская Америка, Индия и Юго-Восточная Азия перенесли год тяжелее. Авторы обзоров этого прямо не отмечают, но, очевидно, глубина спада находится в четкой корреляции с жесткостью карантинных мер. Так, в Индии локдаун был очень жесткий — спад сильнее, в том числе в производстве упаковки и этикетки. Но повсеместно этот сегмент был лучше рынка в целом.

Россия — слишком маленький рынок, чтобы нас отдельно обозревали, так что будем собирать информацию по кусочкам. Очень важно, что производители упаковки не прерывали работу, а спрос на их продукцию вырос. Полноценной статистики не существует, но представляется, что отечественный сегмент производства упаковки в целом показал умеренно позитивную динамику. Об этом можно судить по множеству косвенных признаков. Так, (1) в середине года российские поставщики запечатываемых материалов отмечали резкий спад закупок бумаги для коммерческой печати на фоне некоторого увеличения спроса на материалы для этикетки и упаковки. Далее, (2) Heidelberg публиковал карту загрузки печатного оборудования по неделям. На карте Россия отмечена розовым (спад) в области коммерческой печати и ярко-зеленым (рост) в области производства этикетки и упаковки. Кстати, на обеих картах есть две аномалии. Индия на обеих бородовая, а Китай ярко зеленый. Это как раз результат жесткого локдауна в Индии и быстрого восстановления в Китае — всё бьётся с данными, приведенными выше.

Отмечу, что на тот момент Heidelberg еще не продал подразделение Gallus и совершенно точно имел представительные данные не только по офсету, но и по узкорулонному флексо. Наконец, (3) сошлюсь на итоги опроса НСП «Влияние пандемии коронавируса на работу вашей полиграфической компании».

«31% участников опроса ответили, что работают без снижения оборотов и еще почти 20% или уже восстановились, или сократили оборот совсем незначительно, или падение составило немногим более 10%. Причем, в этой группе присутствуют не только предприятия, выпускающие упаковку, но и около 10% из этих успешных предприятий составляют коммерческие типографии.

Опрос подтверждает, что самыми пострадавшими от кризиса типографиями являются предприятия,выпускающие коммерческую продукцию и компании street–print, и к ним примыкают типографии с книжной специализацией»

Видно, что в Союзе Полиграфистов считают очевидным тот факт, что у производителей упаковки все хорошо. А вот то, что небольшая доля коммерческих типографий также преуспела, отмечается особо. Полагаю, в России сегмент производства упаковки и этикетки в целом вырос примерно на те же 3%, что и в Европе. А вот по наиболее близкой мне цифровой печати — рост 22%. Конечно, HP Indigo — это не вся цифровая печать в сегменте производства этикетки и упаковки, но львиная доля.

Возвращаясь к ситуации в мире, совершенно неудивительно, что серьезнейшая тенденция в сторону цифровой трансформации отмечается повсеместно. В обзоре по Китаю ей посвящено около половины текста, но это слова, а конкретные цифры портал приводит только по Европе. Они заслуживают цитирования.

В то время как 25% опрошенных Finat производителей упаковки в отчете Radar за 2019 год прогнозировали, что они купят обычную или цифровую печатную машину, в отчете этого года эта цифра упала до 20%. Отвечая на вопрос о том, какие типы печатных машин планируют купить в период с 2020 по 2022 год, 32% указали, что они купят обычную печатную машину, 32% — цифровую печатную машину и 5% — гибридную печатную машину. Категория «цифровые» делится на 24% для печатных машин с тонером и 8% — струйных. Эти данные о покупках были в значительной степени одинаковыми во всех регионах Европы.

Здесь хочется отметить два принципиальных момента. Первый, очевидный — цифровые печатные машины не просто стали значимой тенденцией в производстве этикетки и упаковки, а тенденцией определяющей. Неудивительно, учитывая опережающий рост объемов цифровой печати, как гораздо лучше соответствующей современному нестабильному спросу. В России ситуация аналогичная. Просмотр новостей на профильных ресурсах (кстати, наиболее полной оказалась картинка на printdaily.ru) показал, что в течение 2020 года сообщалось о вводе в эксплуатацию в России 8 флексографских машин - по три MPS и Donghang, по одной Bobst и Gallus. Против 10–12 (см. ниже) ЦПМ для производства этикетки. То есть по итогам года введено в эксплуатацию цифровых машин больше, чем аналоговых. Оговорюсь что, во первых, нельзя исключить наличия “секретных” инсталляций. Впрочем - по обеим технологиям. А во-вторых, в цифру 8 вошли только многокрасочные машины. Флексосекции в различном финишном оборудовании никто не считает, иначе придется смешить честной народ, заявляя, что мы поставили в составе ABG Digicon десяток-другой флексо машин :)

Второй момент — из разряда "никогда такого не было и вот опять". Уж сколько лет в прогнозах “экспертов” нам обещают доминирование струйной печати в производстве этикетки “прямо завтра” и чуть позже — упаковки. И год за годом эти фантазии разбиваются о суровые скалы реальности. Который год и согласно всем реальным цифрам струйная печать надежно удерживает положение аутсайдера*.

*Примечание: Здесь редакция попросила меня подтвердить сказанное. Сошлюсь на диаграмму из состоявшегося 20 мая 2020 г. вебинара компании Durst. Я уже приводил ее в статье в журнале "Флексо Плюс" №3, 2020. Причем диаграмма несколько лукавая, потерялась Konica Minolta, использующую технологию с сухим тонером и в марте заявившая о 500 инсталляциях в мире. Возможно, чтобы замаскировать тот факт, что струйная печать остается узконишевой технологией при печати этикетки и производители решений на ее основе делят места с четвертого по последнее.

Эта битва фантазий с реальностью живо напоминает мне десятилетней давности маркетинговые войны вокруг CtP-систем — термальных и фиолетовых. Точно так же одна технология (термальная) занимала доминирующее положение на рынке, точно так же стаи горе-экспертов предрекали ей скорый крах и торжество другой (фиолетовой). Результаты мы знаем. Термал победил, производители коммерческих фиолетовых CtP либо переобулись в прыжке, либо ушли с рынка. А поверившие горе-экспертам остались с обслуживанием снятых с производства систем и всё более дорогими расходными. Кстати, со струйными этикеточными ЦПМ тот же процесс уже идет. Три года назад был продан Jetrion — до сих пор крупнейший по установленной базе производитель струйных ЦПМ для этикетки. Его продуктовая линейка развития не получила и была свернута полностью. Справедливости ради надо сказать, что предрекающих торжество струйной печати в производстве этикетки экспертов становится все меньше, что не удивительно. Неудачников никто не любит.

В России с ЦПМ ситуация даже более рельефная, чем в Европе. С одной стороны, в 2020 году сообщалось об инсталляции восьми рулонных ЦПМ HP Indigo для производства этикетки и то ли одной, то ли трех Konica Minolta (названия компаний-покупателей не приводились, автору удалось найти лишь одну из них). С другой — только одной струйной машины Durst. Меньше даже не в разы — на порядок. То есть и так небольшая рыночная доля струйных машин снова сократилась как шагреневая кожа. Причин этому много, они неоднократно излагались. Пожалуй, наиболее важная на сегодня — ограниченная применимость красок УФ-отверждения в производстве пищевой и фармацевтической этикетки. Причем психологическая настороженность здесь едва ли ни важнее реальной проблематики. Кстати, не только для этикетки — практически все новые разработки струйных машин для промышленного производства упаковки используют безвредные водные краски. Там, конечно, есть свои технологические особенности, но мировой тренд сформирован четко: «Безопасность — превыше всего» .

Подытожу.

На фоне общеэкономического спада и в России, и во всем мире сегмент производства упаковки и этикетки, в отличие от коммерческой печати, демонстрирует завидную форму. Его цифровая составляющая по росту существенно опережает сегмент в целом. Здесь доминируют решения одного производителя и отрыв лидера продолжает увеличиваться.

Комментарии RSS лента комментариев этой статьи 

# Михаил Кувшинов 05.02.2021 11:50
Пришли новые данные
Avery Dennison объявила предварительные результаты финансового года. Цифры по миру в целом
Продажи выросли на 19,0%, 11,6% из которых связаны с колебанием курса валюты.
Avery Dennison смогла увеличить прибыль, несмотря на спад на рынке, связанный с пандемией коронавируса.
Спрос на самоклеящиеся этикеточные материалы (LGM) – крупнейший сегмент деятельности компании – оставался высоким на протяжении всего экономического спада
В IV кв. продажи этикеточных материалов увеличились на 10,1%, из них органический рост составил 3,6%.

У крупнейшего производителя самоклейки все хорошо.

Комментарии

Войдите на сайт, чтобы принять участие в обсуждении. ВХОД

EMAIL-РАССЫЛКА PRINTDAILY.RU

Один-два раза в неделю.
Без спама!