О компании “Данафлекс”
“Данафлекс” – крупнейший в России производитель гибких упаковочных материалов с печатью. Входит в ТОП 25 европейских производителей.
Структура компании:
- “Данафлекс Родина” – производство гибкой упаковки,
- “Данафлекс Алабуга” – производство гибкой упаковки в особой экономической зоне,
- “Данафлекс Нано” – производство гибкой упаковки и полимерных пленок,
- “Данафлекс Званка” – завод по гравировке валов,
- “Данафлекс Чехия” – производство гибкой упаковки.
“Данафлекс” располагает уникальным парком оборудования, включающим широкорулонные машины флексографской и глубокой печати Windmöller&Hölsсher, цифровую печатную машину HP Indigo, промышленные ламинаторы Bobst, экструдеры Windmöller&Hölsсher и др. В 2018 году компания произвела 40 тыс. т гибкой упаковки и 35 тыс. т пленок. Клиентами “Данафлекс” являются крупнейшие российские и международные бренды: Mondelez, Nestle, PepsiCo, Unilever, “Мираторг”, “Мистраль” и др.
Марат, c какой целью покупалась промышленная цифровая машина? Кто был инициатором проекта?
Как правило, “Данафлекс” покупает новое оборудование под клиента. То есть сначала мы обсуждаем с ним продукцию и объемы, фиксируем договоренности, и только затем покупаем машину, которая загружается в минимальные сроки.
С HP Indigo ситуация была иной – машина приобреталась по нашей инициативе. Предметного спроса со стороны клиентов на нее не было, но “Данафлекс” всегда внимательно следит за новыми разработками в области полиграфических технологий, поэтому нам было интересно попробовать технологию HP Indigo и посмотреть, может ли она быть полезной нашим заказчикам.
Крупные бренды, на работе с которыми специализируется “Данафлекс”, вообще крайне редко проявляют инициативу, поэтому, если у типографии появляется что-то новое, следует красиво это упаковать и приходить уже с готовым продуктом.
И с чем же вы к ним пришли?
Сначала мы вообще никуда не пошли, так как пришлось полностью погрузиться в новый для нас мир цифровой печати. Незадолго до HP Indigo мы за полгода запустили новую линию глубокой печати, и за 9 месяцев полностью ее загрузили. Покупая цифровую машину, мы рассчитывали, что сможем загрузить ее за какое-то сравнимое время (запуск, конечно, прошел намного быстрее), но по факту получилось совсем не так.
Все было непривычным. Скорость печати цифровой машины – 18 м/мин. против 600 м/мин. у глубокой печати. Себестоимость печати сильно отличается. Упаковка не выдерживает низких и высоких температур и т.д. В HP предлагали нам перевести на цифру заказы тиражом менее 10 км, но таких объемов у нас просто не было...
То есть вы оказались в ситуации, когда машина есть, а заказов на нее нет? Может быть было бы правильнее вместо HP Indigo 20000 взять для экспериментов машину попроще – HP Indigo 6900, например?..
Дело в том, что мы печатаем много пакетов, а ширина рулона HP Indigo 6900 для них не подходит. HP Indigo 20000 шириной 762 мм в этом смысле предпочтительнее.
Ситуация была сложной, но не безнадежной. Проанализировав проблему мы начали ее решать с двух сторон – рыночной, и технологической.
Давайте начнем с технологического решения…
HP предложила нам технологию PackReady Coating. Она предполагает использование специальной добавки в сольвент, который затем наносится в промышленном ламинаторе на рулон, запечатанный на HP Indigo 20000. Благодаря этой добавке краска “сшивается” с ламинатом на химическом уровне, после чего упаковка становится чрезвычайно устойчивой к механическому, температурному и другим видам воздействия. Таким образом, мы значительно расширили спектр продукции, которую можно печатать цифровым способом. Первым проектом стала упаковка кормов для животных.
Хотел бы отметить, что “Данафлекс” стала первой в России и одной из нескольких в мире компаний, кто успешно протестировала и внедрил на производстве технологию PackReady Coating.
А рынок? Где и какие заказы для HP Indigo 20000 вам удалось найти?
Мы вспомнили знаменитое изречение Стива Джобса – Think different (Думай иначе) – и решили поискать заказы там, где раньше не искали. В итоге, у нас сформировалось несколько перспективных направлений.
Первое – это цифровая печать срочных заказов, когда цена отходит на второй план. Например, для производителя мороженого, которому требовалось максимально быстро выпустить на рынок товар с новой упаковкой, мы напечатали 45 км! К сожалению, такие заказы нерегулярны и не прогнозируемы.
Второе интересное направление – печать промоупаковки. Первый такой успешный проект мы реализовали с компанией PepsiCo, выпустив лимитированную (порядка 100 кг) серию чипсов с фотографией и подписью Тимати. Сюда же мы относим малотиражную печать гибкой упаковки под различные акции, а также для тестирования дизайнов. Клиент может выложить на полки несколько вариантов, выяснить какой из них покупается лучше и затем уже запустить печать основного тиража способом флексографской или глубокой печати. Тем более, что качество цифровой печати очень высокое и позволяет подобные эксперименты. Такие заказы дают нам сейчас порядка 20% загрузки HP Indigo 20000.
Наконец, третье, наиболее интересное направление – это печать упаковки для небольших локальных производителей продуктов питания. Мы их называем фуд-стартапы. Количество таких компаний в России растет в соответствии с общемировым ростом интереса к т.н. “крафтовым” продуктам и почти каждой из них требуется гибкая упаковка небольшим тиражом, которую в России кроме “Данафлекс” практически никто не делает. Таким компаниям мы не только печатаем, но и помогаем с разработкой дизайнов, консультируем их по вопросам дистрибуции и проч.
Сегодня такая продукция дает около 70% загрузки HP Indigo, и именно в этом направлении мы видим очень хорошую перспективу для себя.
А этикетку вы печатаете на HP Indigo 20000?
Мы обсуждали этот вопрос, но пришли к выводу, что это “не наш” рынок – к тому же высококонкурентный – на котором мы играть не хотим. Гораздо больше возможностей мы видим в голубом океане "цифровой" гибкой упаковки.
Как устроены продажи услуг цифровой печати в «Данафлекс»?
В настоящее время у нас два человека занимаются исключительно продажами услуг цифровой печати. Еще два специалиста заняты проверкой и подготовкой макетов.
А где здесь деньги? Даже если вы полностью загрузите цифровую машину, приносимая ей выручка и прибыль будут незначительными в масштабах “Данафлекс”.
Это только в том случае, если мы остановимся на одной цифровой машине, но в наших планах – развивать это направление. Очень интересной мы считаем бизнес-модель американской компании ePac. Это полностью цифровая типография, которая специализируется на производстве упаковки цифровым способом для малых и средних производителей различной продукции. Недавно ePac подписала контракт на покупку двадцати цифровых печатных машин HP Indigo 20000 Digital Press и планирует открыть 15 новых производственных площадок на территории США. Если мы пересчитаем возможную выручку и прибыль в таких масштабах, то это будет очень даже интересно для «Данафлекс». Как я уже говорил, количество маленьких брендов на российском рынке продуктов питания стабильно растет, так что и спрос на гибкую упаковку будет увеличиваться.
Есть и еще одна потенциальная возможность. Какие-то из российских брендов, которые сегодня печатают упаковку “цифрой”, рано или поздно вырастут, захотят зайти в торговые сети и им понадобится упаковка высокого качества в гораздо больших объемах, но уже с минимально возможной ценой. И здесь «Данафлекс» всегда сможет предложить им флексографскую или глубокую печать, которая будет соответствовать новым требованиям.