Скорее второе.
Два года назад было принято решение изменить подход к работе типографии «Вишневый пирог». Мы сознательно вышли из всех рискованных проектов и отказались от заказчиков, которые не соблюдали финансовую дисциплину, что привело к потере примерно 25–30% заказов и такого же количества выручки в рублях.
Параллельно с этим мы серьезно оптимизировали свои затраты. В частности, почти вдвое уменьшили штат (со 100 до 50 человек), перешли от графика 7 дней в неделю по 12 часов на пятидневную неделю в одну восьмичасовую смену и т.п.
Все это позволило нам повысить эффективность работы настолько, что 2016 год мы закончили с хорошими операционными показатели и без долгов перед вендорами по кликам, поставщиками бумаг и без лизинговых контрактов. Естественно, все это никак не сказалось на качестве печати и обслуживании существующих клиентов.
Обратной стороной медали стало падение объемов печати и загрузки оборудования, которую мы решили компенсировать с покупкой онлайн-сервиса «24принт». К сожалению, в последнее время сервис был несколько заброшен, что привело к значительному падению выручки, но я уверен, что мы сможем обновить и перезапустить его.
Вы правы. «Вишневый пирог» исторически обслуживает бизнес-клиентов и часто работает с технологически сложными заказами. Но при этом мы понимали, что на рынке есть большой пласт относительно небольших и стандартизированных работ, которые было бы неправильно игнорировать.
Во-первых, наша HP Indigo 3550 уже довольно старенькая. Во-вторых, загрузка «Вишневого пирога» сейчас такова, что периодически случаются всплески, которые тормозят работу. Несмотря на то, что кроме HP Indigo 3550 у нас есть цифровые печатные машины других брендов, мы не всегда сможем перекидывать на них текущие работы.
Новая HP Indigo 7900 позволит нам решить все задачи и перевести 3550 в статус запасной дублирующей машины. Она быстрее, имеет максимальную степень автоматизации, может работать с более широким спектром запечатываемых материалов, имеет возможность печати в 7 цветов, а также выполняет контроль качества печати в процессе работы, что особенно важно в производстве фотокниг.
Немаловажную роль сыграли и приятные условия покупки, предложенные нам HP и ее партнером – «НИССА Центрум», а также более низкая стоимость клика, в сравнении с нашей HP Indigo 3550.
За прошлый год объем отпечатанных нами фотокниг удвоился! В основном, за счет оптовых заказчиков (профессиональные фотографы и фотокнижные сервисы), которым мы обеспечиваем комплексный сервис и которые нам дают примерно 80% денег в этом сегменте. В какой-то момент мы поняли, что научились работать с большим количеством мелких заказов и можем развивать это направление.
Одновременно с этим по рынку пошла информация о покупке «24принт», и к нам стали обращаться некоторые другие компании с предложением купить их. Одной из них стала «Студия 52». Компания печатает много фотокниг, скажем так, для домохозяек, но кроме этого имеет очень интересный контракт с рекламным агентством, в который входит приличная база клиентов. Приняв во внимание этот факт, а также адекватную цену, которую запросили учредители, и наше желание развиваться в сегменте печати фотокниг, мы решили пойти на сделку.
Нет. Раскрывать финансовые условия мне бы не хотелось. Скажу только, что мы приняли на себя долговые обязательства компании как перед поставщиками, так и перед учредителями. Весь этот объем мы планируем выплатить им за год-полтора.
Владелец «24принт» полностью вышел из бизнеса, а учредители «Студии 52» продолжат работать с нами в рамках этого проекта.
Все заказы «24принт» и «Студии 52» будут печататься на нашей площадке в Москве, которую мы, кстати, планируем расширить.
Производство в Ставрополе уже закрыто. Офисы «24принт в Москве также закрыты, но мы оставляем в Ставрополе офис поддержки клиентов «Студии 52».
Часть интересной нам послепечатной техники мы забрали, а остальное продаем.
Пока мы сохраняем бренды купленных компаний, но как это все будет увязано между собой – вопрос открытый. Однозначно могу сказать, что будем стараться по максимум все это автоматизировать…
Пока нет проектов, которые были бы нам интересны и продавались за адекватные деньги. Возможно, это и к лучшему – нас ждет много работы по обновлению «24принт» и интеграции купленных компаний в наш существующий бизнес.