Думаю, большинство владельцев типографий знают о компании Vistaprint, которая специализируется на продаже полиграфии и маркетинговых материалов малому бизнесу. Со средним чеком в 40–50 долл., они продают более, чем на миллиард долларов в США, Европе, Австралии и еще нескольких странах. Причем около 25% продаж приходится на визитки. Таким цифрам, безусловно, можно позавидовать.
Увидев абсолютно пустой онлайн-рынок в России, в 2012 году я, собрав команду, открыл "ЛемонПринт" – один из первых web-to-print сервисов в России. Проведя анализ, мы пришли к выводу, что сможем создать здесь рынок аналогичный рынку Vistaprint. За пять лет работы наше впечатление о рынке и специфике работы в России изменилось. Мы долго строили компанию по модели Vistaprint, а получился успешный лидогенератор и облачный клиентский сервис.
Изначально, команда "ЛемонПринт", как Vistaprint, фокусировались на малом бизнесе: кафе, рестораны, салоны красоты, фотографы. Действительно, создание визиток в онлайн-редакторе по шаблонам – сервис для малого и микро бизнеса. Этот фокус продиктовал список продуктов, который доступен на сайте: визитки, листовки, рекламные наклейки. Однако малого бизнеса в России немного. Мы видим рост спроса со стороны этого сегмента, но и компаний, предлагающих создать визитку по шаблону в онлайн редакторе, становится больше.
Со временем, мы обратили внимание, что доля более крупных компаний (10–100 сотрудников, классические юрлица) в общем объеме заказов растет. Заказы от таких клиентов поступают двумя способами:
- Клиент создает визитку в онлайн-редакторе с использованием шаблона, предназначенного для загрузки своего логотипа.
- Клиент размещает у нас заказ через загрузку своего макета.
Оказалось, "ЛемонПринт" как нельзя лучше подходит для обработки таких заказов.
В первом случае, когда клиент загружает свой лого в предварительно подготовленный шаблон, часто возникает необходимость корректировки: выравнивание полей, изменение размера шрифтов и другие мелкие доработки. Менеджер при подтверждении заказа имеет возможность сразу подправить или доработать макет без привлечения дизайнера и согласовать его через личный кабинет клиента. Это убивает сразу двух зайцев: не нужно привлекать дизайнера и согласование происходит сразу.
Во втором случае, когда клиент загружает готовый макет, часто оказывается, что нужно поменять имя или контактные данные, также у компании есть желание заказывать на других сотрудников. Наша технология позволяет в течении 5–10 минут сделать из PDF-макета – макет редактируемый в онлайн редакторе и добавить его в личный кабинет клиента. После этого, клиенты заказывают визитки по этому макету на разных сотрудников без привлечения своих или наших дизайнеров, без процедуры согласования, и всегда видя перед собой конечный результат.
Сейчас половину нашей выручки составляют постоянные клиенты, большинство из которых работают по такой схеме. Мало того, за последние несколько месяцев к нам обратились сразу несколько крупных компаний из совершенно разных сфер – страхование, логистика, СМИ и т.д. Они проводили тендер по выбору партнера для печати полиграфии, причем обязательным условием тендера был онлайн-редактор с личным кабинетом и возможностью доставлять в несколько городов РФ.
Также как малому бизнесу, мы допродаем листовки и наклейки, у более крупных клиентов, привлеченных по визиткам, есть другие потребности в полиграфии, которые нужно закрыть. Однако эти потребности несколько шире, чем те, которые можно закрыть онлайн редактором. Часто нужна более сложная продукция и индивидуальный дизайн в их фирменном стиле.
Спрос в данной части существенный, но, к сожалению, мы пока не на научились закрывать такие потребности, так как в данной ситуации требуется классический менеджер типографии, собственное производство и компетенции, отличные от тех, которыми обладает наша команда.
Таким образом, сформировались следующие выводы:
- Рынок печати по шаблонам не очень широкий и сейчас на нем становится много игроков. Нам удалось создать хороший поток клиентов за счет того, что мы были одни из первых, но сейчас рост замедлился. Новичок может выйти на этот рынок только с большим бюджетом.
- Все больше юрлиц готовы оценить сервис, подобный сервису "ЛемонПринт": когда макеты хранятся в облаке (в личном кабинете на сайте), их можно редактировать онлайн без привлечения дизайнеров и есть широкая география доставки.
- Сервис печати по шаблонам может быть хорошим лидогенератором для привлечения более крупных заказов для классической типографии.
Эти выводы заставили меня задуматься о реструктуризации или даже о продаже компании. "ЛемонПринт" – это продающий сайт с 20 тыс. посетителей в месяц, CRM система и процессы, позволяющие принять, обработать и доставить большое количество мелких стандартных заказов. Печать продукции полностью передается в аутсорсинг. Для дальнейшего роста мы начали объединять эту модель с "классическими" продажами: стали строить более глубокое партнерство с нашими типографиями-партнерами и учиться продавать более сложную продукцию. Параллельно мы обратились к профессионалам из itbizbroker.ru и лично к Алексею Комарову для проработки возможности продажи нашего сервиса крупной типографии или агентству, у которых уже есть соответствующие компетенции в классических продажах полиграфии.
Я абсолютно уверен, что только синергия web-to-print с классической типографией с построенными внутренними процессами, может привести к появлению яркого лидера в полиграфии в России.
P.S. По вопросам продажи бизнеса lemonprint.ru обращайтесь к Алексею Комарову в itbizbroker.ru по следующим контактам: