Уже более 10 лет издательство «Курсив» занимается оценкой полиграфического рынка в России, используя собственные методики. Авторы не утверждают, что они дают абсолютно точные данные, но все же позволяют получить некую общую картину рынка и его динамику.
В 2020 году объем полиграфического производства в России сократился на 15–18%. В денежном эквиваленте отрасль потеряла порядка 1 млрд долл. В основном падение пришлось на коммерческий сегмент — под этим мы понимаем все виды печатной продукции, кроме упаковки и этикетки.
По оси Y — объем российского полиграфического рынка в миллиардах долларов.
Синие столбцы — коммерческая полиграфия.
Оранжевые столбцы — упаковка
Причины падения: с рынка ушли не столько заказы, сколько бизнесы, которые эти заказы обеспечивают. В 2020 году закрылось или «уснуло» порядка 10% коммерческих компаний. В столице или крупных городах этот показатель даже выше — порядка 15% (данные взяты из открытых источников). Процесс закрытия и консервации бизнесов еще не закончился. Стоит ожидать продолжения сокращения количества заказов, равно как и тиражей (заказчик будет высчитывать каждый тираж до экземпляра).
Стоимость квалифицированных специалистов стабильна или даже несколько снизилась, а вот зарплаты вспомогательного неквалифицированного персонала стабильно растут в последние годы.
В крупных городах, особенно в Москве, сокращается количество доступных производственных помещений. Они планомерно уничтожаются властями в пользу офисных и торговых центров, а также жилых комплексов.
Пандемия не закончилась, но мировая экономика входит в новую реальность, которую называют постковидной экономикой. В мире наблюдается активный рост цен на все. Некоторые виды сырья подорожали в разы, а учитывая, что во многих случаях речь идет о фьючерсных контрактах, можно ожидать дальнейшего существенного повышения цен на оборудование и материалы для полиграфического производства.
Наряду с ростом цен большинство компаний столкнулось с дефицитом сырья. Многие его виды просто невозможно купить не за какие деньги. Типографии могут захотеть переложить рост цен на своих клиентов, но это предположительно встретит серьезное сопротивление с их стороны.
Многие производственные цепочки рассогласовались вследствие того, что разные страны и компании по разному входили, находились и выходили из ковидной ситуации. Годами наработанные связи разрушились, а многие не сформировались. Многим производителям приходится менять поставщиков, вносить изменение в рецептуру выпускаемых материалов, конструкцию оборудования и т.п. Это уже привело к тому, что изменилось качество продуктов. Их потребителям приходится заново учиться с ними работать, что может повлечь за собой технологические проблемы.
Что делать типографиям?
Активно бороться за снижение себестоимости выпускаемой продукции. В том числе за счет максимальной автоматизации производства и повышения производительности всего бизнеса и каждого сотрудника в частности.
По максимуму сокращать персонал и минимизировать влияние человеческого фактора на результат.
Минимизировать количество брака и техотходов.
Внедрять гибридные технологии. Порой они серьезно помогают управлять себестоимостью.
Особое внимание уделять послепечатным процессам. Они кажутся простыми и дешевыми, но именно здесь цена ошибки максимально высока.
Что нужно принять?
Пандемия — это временное явление. Рано или поздно болезнь удастся победить, но изменить новую экономическую реальность, которую она создала, уже не получится.