Можно ли нарушить патентное право на «устройство для размещения рекламной информации». Комментарий юриста

Максим МережкоПро бизнес

Можно ли нарушить патентное право на «устройство для размещения рекламной информации». Комментарий юриста

23 апреля на PrintDaily.ru был опубликован материал В России типографии получают запрос на расчет хенгера, после чего их обвиняют в нарушении патентных прав. В течение нескольких дней после этого редакция получила около двух десятков писем от типографий, которые столкнулись с подобными запросами, а некоторые из них после отправки коммерческого предложения получили претензии и требование возместить ущерб. Насколько правомочно такое требование и действительно ли типографии нарушают патентное право? Мы попросили прокомментировать этот вопрос юристов патентного бюро «Галифанов, Мальков и партнеры», одним из совладельцев которого является директор московской типографии «МДМпринт» Руслан Галифанов.

Получив претензию о нарушении исключительных прав на полезную модель, содержащую требования о выплате компенсации, а в случае неудовлетворения требований патентообладателя привлечения Вас к уголовной ответственности необходимо выполнить следующие действия:

  • Успокоиться.
  • Не платить никаких денег.
  • Если боитесь не справится самостоятельно с данной проблемой, обратиться к профессиональному юристу.

Подобного рода претензии, перечисляющие что с Вами можно сделать, направлены в первую очередь на запугивание и получение мгновенно денег. Что такое 25000 рублей по сравнению с тюремным сроком? Правильно сущая мелочь, на это и рассчитывают авторы подобных писем. В данной ситуации типография не будет нести какую-либо ответственность за отправленное коммерческое предложение, а руководитель не может быть привлечен к уголовной ответственности. Основания для взыскания компенсации в пользу патентообладателя отсутствуют и уж тем более их нет для возбуждения уголовного дела. Разберемся в этом по порядку.

Взыскание компенсации

Постановление от 23 апреля 2019 г. № 10 о применении части четвертой гражданского кодекса российской федерации Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъясняет: лицо, давшее поручение или задание незаконно использовать результат интеллектуальной деятельности, и лицо, исполнившее такое поручение или задание, перед правообладателем отвечают солидарно, за исключением случаев, когда лицо, действовавшее по поручению или заданию, не знало и не должно было знать о нарушении исключительного права правообладателя. Заявленное к такому лицу требование удовлетворению не подлежит.

Таким образом, типография действует не по своей инициативе, а по поручению заказчика, запросившего коммерческое предложение на изготовление хенгера. Типография не может знать о наличии патента на полезную модель. Существование патентных прав возможно установить, проведя патентные исследования на патентную чистоту изделия. Данная процедура требует специальных знаний в области патентного права, доступа к специализированным базам РОСПАТЕНТА, существенных временных и финансовых затрат. Также следует иметь ввиду, что запрос поступает на изготовление хенгера, а патент имеет название «Устройство для размещения рекламной информации». Менеджер типографии даже «погуглив» не сможет узнать нарушает он чьи-то патентные права или нет.

Уголовная ответственность

Статья 147 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное использование полезной модели только в случае причинения крупного ущерба правообладателю. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2007 г.№ 14 О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака указывает, что при определении является ли ущерб крупным или нет суд должен исходить из обстоятельств каждого конкретного дела, например, наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав.

При этом преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде причинения крупного ущерба патентообладателю, а субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Наличие коммерческого предложения о возможности изготовления хенгера никак не тянет на состав преступления, предусмотренного ст. 147 УК РФ.

Если Вы стали получателем письма-счастья о нарушении патента, юридическая компания «Галифанов, Мальков и партнеры» бесплатно проконсультирует Вас о «тяжести» содеянного и поможет Вам сохранить Ваши нервы и деньги в целостности и сохранности.

«Галифанов, Мальков и партнеры»: сайт, Facebook

 

От редакции: 

Один из читателей PrintDaily.ru после рекомендации со своим юристом получил рекомендацию, которая нам кажется весьма ценной в контексте обсуждаемой темы (орфография сохранена): 

Работает конвейер, суть которого в следующем: некая фирма занимается сбором коммерческих предложений на изготовление охраняемой патентом продукции. Собранные КП (доказательства) передает юр. фирме, которая высылает на адрес поставщика претензию, таким образом исполняя установленный порядок досудебного регулирования. Через 30 дней в арбитражный суд поступит (по нашей логике) исковое заявление в адрес автора КП с просьбой рассмотреть дело в упрощенном порядке судопроизводства. Расчет делается на то, что многие наши коллеги не отмониторят по каким-то причинам данный факт — уведомление придет на юридический адрес, не у всех он может совпадать с фактическим. Как в период пандемии будет работать Почта России — тоже вопрос. Не все наверняка подписаны на сайте арбитража на получение писем, если их компания становится фигурантом какого-то дела (очень рекомендую подписаться). Таким образом ответчик в суд не является, суд выносит решение в пользу истца, тот получает судебное решение, ждет пока пройдет установленный срок обжалования и идет с судебным решением в банк ответчика и получает деньги. Всё. Суд не будет заниматься доскональным изучением дела и вставать на вашу сторону в ваше отсутствие. Из 100 отправленных исков даже если 20 сработают — хорошая конверсия!

Комментарии

Войдите на сайт, чтобы принять участие в обсуждении. ВХОД

EMAIL-РАССЫЛКА PRINTDAILY.RU

Один-два раза в неделю.
Без спама!