Каков потенциал российского рынка по выпуску персонализированных фотокниг? Сколько пользователей у "Альбуки"? Понимают ли они что такое фотокнига? И что вообще такое – "альбука"? Об этом во второй части интервью с Михаилом Ланцовым.
Продолжение интервью. Начало здесь.
На выставке "Фотофорум" стенд Альбуки не страдал от отсутствия посетителей
Вы располагаете какими-то цифрами, описывающими динамику развития рынка по печати фотокниг?
М. Л.: На Западе этот рынок растет очень хорошо. По данным Future Source в Европе в 2011 году было выпущено 20 млн. фотокниг. В США – порядка 25 млн. шт. Прирост к 2010 году составил порядка 20%.
Но даже на таких развитых рынках как эти фотокнига еще не стала массовым продуктом. Что уж говорить о России.
Что вы понимаете под массовостью продукта?
А. А.: Когда количество людей, печатающих фотокниги, достигнет примерно 18%, можно будет говорить о массовости. Сейчас же, к примеру, в Италии проникновение этого продукта в рынок составляет всего 2%. В Люксембурге – 15%. В США приближается к 15%. В Западной Европе – чуть меньше.
По России информации мало, но по нашим ощущениям – около 1% от общего количества домохозяйств.
1% в штуках – это сколько?
А. А.: Нам очень сложно делать оценки, потому что никто не исследует российский рынок по выпуску фотокниг в силу его молодости. Тем не менее, рискну предположить, что к концу 2012 года все российские компании напечатают порядка 800 000 фотокниг – сколько это будет в процентах от 40 млн. домохозяйств при условии, что каждый потребитель ежегодно заказывает около 2-х книг? В общем, получается около 1%. Это ранний рынок со своими правилами работы на нем.
Насколько я знаю, «Альбука» стартовала в конце 2011 года. Какие сейчас показатели у проекта с точки зрения аудитории и объемов...
М. Л.: За прошедшие с момента запуска 7 месяцев аудитория проекта увеличилась с нуля до 80 тысяч зарегистрированных пользователей. Общее количество единиц контента уже превысило 9000. При этом в открытом доступе лежит примерно треть всех книг. Остальное пользователи расшаривают только для друзей или просто хранят в закрытом режиме исключительно для собственных нужд.
Сначала мы с трепетом ждали и радовались каждой новой регистрации, каждой единице контента, выложенной на «Альбуку». Сейчас же активность пользователей настолько высокая, что я просто не успеваю отслеживать все события. Фиксирую только некие промежуточные результаты.
Количество зарегистрированных пользователей на "Альбуке"
Какова средняя цена фотокниги, которую заказывают на «Альбуке»? Насколько она соотносится с ценами конкурентов?
М. Л.: На Альбуке заказывают альбуки, а не фотокниги. Все-таки мы про сетевой контент. А средняя цена – примерно такая же, как у лидера рынка фотокниг.
Динамика впечатляет...
М. Л.: Мы предложили рынку качественный и, что не менее важно, очень простой в использовании сервис.
Почему американский старт-ап Instagram так быстро взлетел на вершину и продался за миллиард Цукербергу? Да потому что он максимально прост: один клик на вашем iPhone и сделанная им фотография помещается на вашу страницу в социальной сети. Почему постов в соцсетях сегодня больше, чем блогов? Да потому что это проще! Один клик – и цель достигнута.
Еще пример - Tumblr, который за достаточно короткое время набрал 139 млн. аудиторию. Его характеристики реально впечатляют: 59 млн блогов, 25 млрд. постов, 16 млрд. ежемесячно просматриваемых страниц. Это совершенно другой уровень пользования интернет-сервисом.
Но Instargam не приносил денег. Если не считать миллиард, полученный от продажи Facebook-у...
М. Л.: Главный актив подобных сервисов – аудитория. Поверьте, если у вас есть несколько десятков или сотен миллионов пользователей, то вы всегда сможете продать что-то им или рекламодателям. Возможно, Instagram просто не успел это сделать до продажи.
Да, вы говорили, что, по мере роста проекта, вы планируете использовать рекламную модель заработка...
М. Л.: Обязательно. Более того, у нас планируется несколько рекламных моделей: классическая, а также таргетированная реклама на основе рекомендательной системы. Это наиболее эффективная и прибыльная реклама.
Проект уже вышел на операционную окупаемость? Если нет – когда это должно произойти?
М. Л.: Вообще окупаемость интернет-проектов около 3 лет, но мы за счет синергии с реальным производством выходим на операционную окупаемость существенно быстрее.
Как продвигается «Альбука»?
А. А.: В основном, проект будет продвигаться за счет рекомендаций. Люди смотрят, делают, заказывают и рекомендуют нас. А рекомендация друга дорогого стоит.
А как вы нашли тех людей, которые посмотрели и порекомендовали? Какие инструменты использовались для продвижения «Альбуки» и какие из них оказались наиболее эффективными?
М. Л.: В основном, социал-медийное продвижение. Оно весьма эффективно.
Ошибки делали?
М. Л.: А как же (смеется). Конечно, мы делаем ошибки, но никогда на них не «подвисаем». Если видим, что ожидаемый результат не получен, мы максимально быстро перестраиваемся, ищем оптимальное решение и идем дальше.
Как по вашему, российский потребитель уже понял, что такое фотокнига и зачем она нужна?
М. Л.: Мы провели в апреле 2012 года исследование аудитории, которая создает сетевой контент. К сожалению, эти результаты невозможно распространить на всю интернет-аудиторию. Но, даже в этой инновационной аудитории осведомленность о фотокнигах не впечатлила. Тем не менее, можно предположить, что несколько миллионов людей в России что-то об этом знают. Можно считать, что до 5% пользователей Интернета слышали об этом. Но уровень их знания совершенно недостаточен для покупки. Они не понимают, что они могут ее сделать, что это стоит разумных денег. Они плохо представляют ценность фотокниг. Донести это понимание непросто, так как продукт это достаточно инновационный и описать его словами можно, но сложно. Гораздо лучше работает живая демонстрация, а еще лучше – сарафанное радио.
Традиционные рекламные инструменты здесь не работают?
М. Л.: Ну как вам сказать. В этом состоянии рынка они не очень эффективны. Это не значит, что так будет всегда. Собственно, отсюда возникает известна ловушка 22: реклама работает неэффективно - нет рекламы, нет рекламы – нет осведомленности, нет осведомленности - нет нужного уровня продаж – нет продаж нет денег на рекламу. Поэтому, кто-то эксплуатирует сложившуюся базу фотопечати и добивается осведомленности через скидочные сервисы, кто-то фокусируется на работе с понятными, но узкими нишами.
Как выглядит аудитория «Альбуки»?
М. Л.: Мы делаем упор на молодых людях в возрасте от 14 до 24 лет. А вот в реальности кого у нас только нет: и пионеры, и пенсионеры... Нарисовать четкий портрет аудитории пока сложно – ее профиль будет формироваться некоторое время, ведь мы не требуем таких данных на входе.
А какую продукцию заказывают наиболее часто?
М. Л.: Изначально заказывали в основном альбуки о путешествиях, о событиях, о друзьях и любимых. Сейчас тематика самая разнообразная. Подчас такую, которую мы и не ожидали увидеть...
А. А.: Михаил говорит о том, что появились компании, которые стали использовать наш сервис как вспомогательный для своего собственного бизнеса. Люди стали печатать каталоги, рекламные буклеты, а заодно догадались, что через нас они могут рекламироваться...
Каким образом?
А. А.: Компании делают у нас электронные издания и дают на них ссылки. Например, есть какая-то точка, которая шубами торгует. Владельцы сделали каталог на «Альбуке» и везде дают на него ссылки. И надо сказать с завидным успехом - количество его просмотров уже перевалило за 10 000.
У нас, кстати, есть очень любопытная статистика: количество просмотренных страниц в книгах – 2 недели назад было более 23 млн. просмотров страниц. Из них около 1 млн. пришлось на последнюю неделю...
Возвращаясь к объемам печати - как так получается, что у вас объем печати книг растет, а в целом по рынку падает?
М. Л.: Тиражность книжной продукции в России падает точно так же, как и во всем мире. А вот количество наименований растет в основном за счет самиздата. Конечно, мы все понимаем условность такого сравнения, но по количеству наименований мы обгоняем ЭКСМО (одно из крупнейших в России традиционных издательств - Прим. ред.).
А. А.: Мне кажется, что книгоиздание очень большой рынок и, наверное, имело бы смысл обсудить его отдельно. Хочу сказать, что эра больших тиражей закончилась и издателям надо искать новые модели.
Вы ориентируесь только на конечного клиента? B2B-рынок вас не интересует?
М. Л.: Мы просчитывали модель работы с корпоративными заказчиками, но не сочли ее интересной для себя. Рынок высококонкурентный, и у нас нет достаточных компетенций для работы на нем. Наращивать их мы не видим особого смысла. Наш фокус – массовый рынок и та часть корпоративного рынка, которую по своему поведению близка к рынку частных потребителей. Они имеют достаточно большой потенциал для бизнеса.
Можете вспомнить наиболее запомнившийся вам заказ?
М. Л.: Вряд ли буду оригинальным, но до сих пор помню самого первого заказчика "Альбуки". Это был пожилой мужчина, который хотел сделать для своей супруги фотокнигу с их семейными фотографиями. Он сам нашел нас, сделал книгу, но не смог разобраться с некоторыми техническими нюансами. Мы делали этот заказ чуть ли не всем коллективом - помогали клиенту советами, что-то делали за него и в итоге отдали ему книгу, сделанную «как надо».
Вы ощущаете конкуренцию на российском рынке изготовления фотокниг?
А. А.: Практически нет – прирост рынка достаточно велик, и работы хватает всем. Каждая новая компания повышает осведомленность потенциальных покупателей о продукте, что в данный момент положительно сказывается на развитии рынка в целом. Главное, чтобы все игроки выпускали продукт хорошего качества.
Какие планы по дальнейшему развитию «Альбуки»?
М. Л.: Собственно, надо нарастить аудиторию и подстроить сервис под нужды отдельных ниш. Думаем и о развитии в рамках СНГ. Очень большой интерес для нас представляет рынок Украины, но мы не хотим открывать там свое производство, поэтому сейчас ведем переговоры с локальной компанией, которая занимается цифровой печатью, и надеемся, что нам удастся договориться о сотрудничестве по франшизе.
По какому формату будет идти региональное развитие?
М. Л.: Пока мы держим в голове модель франшизы, но я не исключаю, что в процессе переговоров с партнерами будут приняты другие решения.
Да, планы у вас поистине наполеоновские...
М. Л.: Чуть раньше мы говорили о барьерах входа в рынок, которые пока не столь высоки. Но, добиться реального успеха в таком бизнесе можно, только играя по крупному, иначе он перестает быть интересным. Но при этом нужно держать темп, так как рынок развивается очень быстро.
А. А: Еще год назад у нас ничего не было, кроме идей. В ноябре 2011 года мы начали реальную работу. В феврале был зафиксирован явный скачок количества регистраций, а уже в апреле 2012 года мы приняли участие в крупной выставке «Фотофорум», причем масштаб нашей экспозиции явно указывал на то, что намерения у нас самые серьезные. В июне, мы, скорее всего, преодолеем психологически важную планку в 100 тыс. зарегистрированных пользователей.
Кстати, а почему вы используете слово "Альбука" не только как название сервиса, но и как нарицательное название выпускаемой продукции? Что это за хитрый ход и что он вам дает?
А.А. Когда мы «штормили» и занимались неймингом, то мы имели некоторые ориентиры. Фотокнига – это печатный продукт, составленный на основе фотографий. Но мы делаем сетевой продукт, значит это точно не фотокнига. Кроме того, в нем используеются не только фото, но и другой иллюстративный материал. При этом, мы понимаем, что традиционный книжный контент перемещается в сеть, и электронная книга была бы ближе к нам, но, все-равно, не описывала бы нашу суть. Альбука – альтернативная книга. Ее альтернативность в том, что она имеет сетевой характер, она персонализирована, как блог, она имеет реальное воплощение в виде печатного продукта, который, как мы считаем, станет премиальным воплощение сетевого.
images/content/Albooka_logo_160.jpg