В апреле 2012 года на выставке «Фотофорум» состоялся впечатляющий дебют Интернет-сервиса «Альбука», который его создатели называют контентогенератором. Поняв, что такое определение сервиса совсем не соответствует нашему представлению о нем, мы задумались о подготовке интервью с руководителями "Альбуки". Это желание стало намного сильнее, когда мы узнали о том, насколько выросла аудитория аудитория проекта за считанные месяцы 2012 года...
Михаил Ланцов и Артур Алекперов
В апреле 2012 года на выставке «Фотофорум» состоялся впечатляющий дебют Интернет-сервиса «Альбука», который его создатели называют контентогенератором. Поняв, что такое определение сервиса совсем не соответствует нашему представлению о нем, мы задумались о подготовке интервью с руководителями "Альбуки". Это желание стало намного сильнее, когда мы узнали о том, насколько выросла аудитория аудитория проекта за считанные месяцы 2012 года...
Желание сбылось, и сегодня в гостях у PrintDaily Россия председатель наблюдательного совета "Альбуки" Михаил Ланцов и директор по развитию сервиса Артур Алекперов.
Михаил, Артур, поскольку вы не из полиграфии, давайте прежде всего представим вас нашей тусовке. Кто вы, откуда?..
Михаил Ланцов: Мы пришли из телекоммуникационного бизнеса. Я в 1998 году запускал проект «Корвет Телеком», который 10 лет спустя был продан НКС. После этого пришел работать в ГК «Акадо». Там познакомился с Артуром, который занимался стратегическим маркетингом. Мы искали прорывные идеи для группы, понимая, что чем дальше, тем больше операторы превращаются в «тупую трубу». Было очевидно, что контент и удобная система управления им должны были стать стержнем стратегии. Собственно говоря, идея бизнеса «Альбуки» опиралась на это наше понимание.
Артур Алекперов: Ядро команды «Альбука» сформировали люди, которые в свое время выводили на рынок такие известные проекты как «Стрим», «Интернет от МГТС», сервис 009 и «Акадо». Мы умеем работать с контентом и пользователями. Сейчас весь этот опыт используется для развития «Альбуки».
А что такое «Альбука»? Я, признаться, ранее думал, что «Альбука» – это российский аналог иностранных сервисов по печати фотокниг и самиздата, типа Blurb или LuLu...
М. Л.: Возможно, это покажется странным, но «Альбука» не является сервисом для печати фотокниг. «Альбука» – это контентный сервис, в котором все закручено вокруг авторов, создаваемого ими контента и людей, которые за ним приходят. Люди создают контент, выкладывают его в сеть, обсуждают и оценивают его, а при желании - печатают.
Но в социальных сетях люди делают примерно то же самое: что-то генерят, что-то лайкают, чем-то делятся...
М. Л.: Конечно, и когда мы говорим о погруженности контента в социал-медийную среду, мы подразумеваем все доступное пользователю пространство. В этом плане, мы не заменяем социальные сети, а даем их пользователям механизм создания и оформления выразительного контента. Собственно, Instagram сделал, примерно, тоже самое. Я бы сказал, что сегодня люди продолжают испытывать проблемы с тем, как им интересно оформить контент.
В чем принципиальное отличие «Альбуки» от того же LuLu.com, который так же как и вы позволяет создавать печатные и электронные книги и календари и выставлять их для продажи в своем Интернет-магазине?
М. Л.: LuLu хочет, чтобы человек напечатал книгу, а мы говорим: «ты талантлив, создай книгу, поделись, обсуди с другими пользователями, а захочешь – напечатай». Для нас контент это ценный актив, а печать - дополнительный сервис, увеличивающий ценность ресурса для пользователей. Вот в этом принципиальная разница: мы про людей и контент.
Что вас подтолкнуло к созданию такого проекта как «Альбука»?
М. Л.: В какой-то момент мы поняли, что есть множество людей, которые хотят о чем-то рассказать. Для этого они заводят блоги, постят разные интересности на своих страницах в социальных сетях, принимают активное участие в дискуссиях в Сети и т.п.
Мотивы у этих людей разные: кто-то хочет самовыразиться или высказать свою точку зрения, для кого-то важно признание какой-либо аудитории, а некоторые стараются на этом заработать...
В любом случае, для того, чтобы достичь своей цели люди создают контент и делятся им.
Мы решили разработать для них очень простую и доступную интернет-платформу, которая позволяет оформить свой контент в привычной форме (печатные и электронные книги, фотокниги, календари, журналы и др.), поделиться им с другими пользователя сервиса и даже заработать.
А. А.: Сегодня общение в Интернете, как правило, возникает вокруг интересного контента. Наша модель бизнеса в чем-то напоминает YouTube – основным источником контента являются люди, которые создают и выкладывают контент. Только это не видео, а текстово-иллюстрационный контент. Задача «Альбуки» сделать так, чтобы контент было легко создать, поместить в сеть, «расшарить» и порекомендовать. А вот куда этот контент будет потом «приземлен» – в телефон, планшет, компьютер или печатную книгу – уже не имеет большого значения.
В общем, «Альбука» – это некая экосистема, в которой люди могут легко создать свой контент и поделиться им с другими.
Где печатается продукция, которую заказывают на «Альбуке»?
М. Л: Пока на нашем производстве в Москве.
Почему пока?
М. Л: Потому что изначально мы не хотели делать это сами и искали полиграфического партнера в Москве. Но, увы...Возможно, если бы мы имели уже сильный бренд, то под нас бы и стали подстраивать производство. Нам нужна была максимальная гибкость, но в устоявшихся производствах реализовать ее совсем непросто. Пришлось дополнительно вложиться в производство.
Мы объехали полмира, прежде чем выбрали для себя подходящее оборудование. Сейчас я могу сказать, что у нас лучшее оборудование этого класса.
А. А.: У нас нет цели стать крупным полиграфическим оператором типа Lightsource (британское издательство, специализирующееся на печати книг по-требованию – Прим. ред.). Главная наша задача раскрутить маховик по генерации контента на сайте «Альбука» и сделать его максимально удобным для посетителей. Все остальное - просто инструменты.
М. Л.: Возможно, российский полиграфический рынок нуждался в свежей крови, которая должна была прийти с других рынков. Такими источниками, на наш взгляд, стали рынки фотопечати и интернета.
Что самое важное в работе с конечной аудиторией? Чего не знают/не понимают полиграфисты?
М. Л.: Все они знают и умеют, просто на рынке фотокниг есть определенные правила игры. На рынке контента, на котором работаем мы, правила другие. Руководители полиграфических компаний, с которыми мы говорили – сильные менеджеры и очень умные люди. Но, у них за годы работы сложились определенные стереотипы и наработаны производственные бизнес схемы. Если стереотипы они могут быстро поменять, поскольку они умны и адаптивны, то бизнес-схемы и целеполагание внутри своих компаний поменять очень тяжело.
По вашей задумке является ли продажа печатных продуктов основным источником денег для «Альбуки»? Если нет – что является? Какова вообще структура доходов проекта?
М. Л.: Если смотреть на проект в целом, то не является. Очевидно, что как интернет-проект мы будем зарабатывать на рекламе и, в будущем, это главный источник дохода. Печать мы рассматриваем и как источник дохода и как дополнительную ценность для потребителя. Такой взгляд является отражением одного тренда: печатный контент уходит в сеть. но, как ни странно, электронный контент ищет, если так можно выразиться, выход в реал.
Если не секрет, во сколько вам обошлось производство?
А. А.: Около $700 тыс.
А на каком софте работает платформа? Это полностью самописная вещь, или применяются какие-то известные продукты?
М. Л.: Скажем так, не полностью самописная вещь. И вообще понятие самописная применимо к тем областям, где существуют разработанные продукты. Мы используем готовые продукты: тот же Digilabs, SalesForce.com и т.д. Принцип простой – то, что создает основную ценность и конкурентные преимущества, разрабатываем сами. Остальное – покупное. Заказные разработки – не самый лучший для нас вариант.
Один из наших респондентов, директор «Депо рекламной печати Локомотив» (Екатеринбург) Максим Спасский, убежден, что бизнес по выпуску фотокниг – это бизнес больших цифр. Маленьким компаниям здесь делать нечего. Вы согласны?
М. Л.: Абсолютно. На выставке «Фотофорум» мы обсуждали с коллегами сколько стоит входной билет на данный рынок и сошлись на цифре в $2-2,5 млн. Это тот уровень инвестиций, который позволяет построить работающий бизнес и начать там работать. Но, если вы мечтаете о лидерстве, то вложения будут кратно большими. Если вы считаете, что это много, сравните со стоимостью входа на ТВ-рынок – это примерно $200 млн.
Не слишком ли круто вы взяли? На рынке немало предложений по продаже комплексных решений для изготовления фотокниг за сумму, на порядок меньшую той, что вы назвали.
М. Л.: Недооценка уровня качества и недостаточность инвестиций на старте – очень большая ошибка. Я слышал, как небольшим компаниям впаривают маленькую цифровую машинку и софт, которые якобы позволят им заработать денег. Но на самом деле, они эти деньги потеряют, по крайней мере, их возможности будут сильно ограничены.
Почему?
М. Л.: По многим причинам. Чтобы успешно работать на рынке фотокниг недостаточно купить цифровую машину и ПО. Нужно вложить достаточно большие деньги в продвижение сервиса и сопутствующую инфраструктуру. Если этого не сделать, компания может столкнуться с рядом проблем: низкое качество продукта, сделанного на коленке; систематическое нарушение сроков выполнения заказов; недостаточный для заработка объем работ и т.п.
Разве книга всегда требует высокого качества? Я видел множество книг достаточно посредственного качества, за которые охотно платили их заказчики.
М. Л.: Я глубоко убежден, что качество играет огромную роль, и от него напрямую зависит будущее этого рынка. Да, мне приходилось слышать мнение, что необязательно упираться в качество, делая фотокниги. Мол, «пипл схавает, а мы сэкономим». Извините, но это бред. Это огромное заблуждение, которое может очень сильно навредить рынку.
Поясните?
М. Л.: Покупатель не всегда отождествляет конечный продукт (фотокнигу) с качеством работы типографии. Если вы дадите ему некачественную фотокнигу, у него может сформироваться негативное отношение к ней как к продукту. Он может не догадаться, что в низком качестве виновата типография или какие-то технические факторы. А это чревато тем, что такой заказчик может больше никогда не заказать книгу.
Это может выглядеть примерно так: «Да видел я ваши фотокниги – ерунда это полная». Понимаете в чем проблема? Клиент не компанию ругает, которая выдала ему неудовлетворительное качество, а продукт как таковой. Более того, он охотно поделится своим негативным опытом с окружающими.
А. А.: Сегодня потребители за низкое качество платят из-за отсутствия выбора. Адепты нового продукта хотят его получить, и поэтому готовы мириться с какими-то детскими болезнями. Но если так пойдет и дальше, то продукт никогда не станет массовым.
Здесь опять же будет уместно провести параллели с провайдерским рынком. Какое-то время назад на нем были десятки компаний, которые с ужасающим качеством обслуживали 5-6 домов каждая. Клиенты cкрипели зубами, но мирились, так как выбора у них не было. Но потом на этот рынок пришла нормальная компания, которая забрала себе большинство клиентов благодаря хорошему сервису. То же самое может произойти на рынке изготовления фотокниг. Как только люди смогут выбирать, они проголосуют рублем за хороший сервис и качественный продукт.
Показательный пример...
М. Л.: У телеком-операторов и Интернет-провайдеров даже есть такой термин – customer experience (опыт, приобретенный клиентом в процессе работы с компанией или потребления его продукта/услуги – Прим. ред.). Если он позитивный – человек будет работать с вами и заказывать вашу продукцию. Если нет – придется прилагать огромные усилия, чтобы убедить его попробовать еще раз.
Отличительная особенность нашей компании заключается в том, что мы поставили во главу угла исследование потребительских предпочтений. Это то, что нам просто необходимо было сделать. Для этого используются известные и распространенные инструменты, позволяющие нам собирать фидбек и обрабатывать все проблемы. Проблемы случаются всегда. И будут всегда. Вопрос в том, как вы их решаете и какой опыт взаимодействия с вами получает клиент. Мы стараемся любую даже очень проблемную ситуацию вывести в позитивные эмоции. Да, это может стоить денег. Просто, надо быть готовым к этому. Это часть этого бизнеса.
Вы располагаете какими-то цифрами, описывающими динамику развития рынка по печати фотокниг?
...
Вторая часть интервью доступна только для зарегистрированных пользователей.
images/content/Albooka_logo_160.jpg