Календарь с сюрпризом - Printdaily

Календарь с сюрпризом

Ушедший 2020 г. уж никак не назовешь радостным и светлым, он существенно изменил многие привычные правила жизни и вряд ли в лучшую сторону. Но речь не об этом. В последние годы так получалось, что полиграфия как отрасль все время что-то теряла. Исчезали целые группы полиграфических продуктов, многие товары резко потеряли в тиражах и в культуре производства (такие книги, как изготавливали в конце 19 в. — начале 20 в. сейчас уже никто не делает). А взамен почти ничего не появлялось (из новых видов продукции в последние годы возникли разве что фотокниги). Так вот 2020 г. неожиданно дал развитие новому виду полиграфической продукции — адвент-календарю.
Александр Амангельдыев    •   Про бизнес   •   2021.01.15
Календарь с сюрпризом
Календарь с сюрпризом

В ожидании чуда

«Адвент» в переводе с латинского означает «пришествие», по другому так называют предновогодний период, когда все с нетерпением ожидают праздника и считают дни до него. В принципе адвент-календари не новинка, они существуют как минимум 100 лет. Изобретателем такого календаря считается немец Герхард Лангу. В детстве его мать скрашивала ему ожидание Рождества при помощи придуманного ею «календаря». На листе картона она расчертила 24 ячейки (соответствующих числам с 1 по 24 декабря до наступления католического Рождества), на каждую из ячеек прикрепила по маленькому сладкому угощению (печенье или конфету). Таким образом, у маленького Герхарда каждый день был небольшой подарок. Став взрослым и уже владея типографией Reichhold & Lang в Мюнхене, он не забыл идею своей мамы, и вместе с художником Рихардом Куплером в 1903 г. они изготовили первый печатный адвент-календарь. Он представлял собой лист с 24 цветными карточками, а также расчерченное картонное поле с 24 полями, на которые эти картинки нужно было приклеивать. В результате получался своего рода «комикс» о пришествии Рождества. Идея оказалась удачной, и календарь стал востребованным. Несколькими годами позже они усовершенствовали календарь, изготовив картонные «дверцы», за которыми скрывались миниатюрные подарки (конфеты, печенье, маленькие игрушки). Такая продукция быстро стала хитом на рынке в Германии и ряде соседних стран. Впрочем, Герхард по не очень понятным причинам не стал патентовать свое изобретение и вскоре подобную продукцию начали изготавливать многие типографии и издательства. В результате в Европе, а после войны и в Америке, такие календари стали почти обязательными в период подготовки к Рождеству. В нашей стране по очевидным причинам таких адвент-календарей не было, и продаваться у нас они начали лишь несколько лет назад, хотя назвать это массовой продукцией вряд ли возможно.

Адвент-календарь для любителей рома. В наборе 24 небольших бутылочки с различными сортами рома, подробное описание которых присутствует в отдельной книжке. Помимо этого, в наборе брошюра с описанием наилучших способов употребления каждого сорта (в коктейле, в чистом виде и т. д.). В наборе также два фирменных стаканчика

Календарный бум

Неожиданно 2020 г. оказался суперуспешным в плане производства и продаж адвент-календарей, причем рассчитанных на взрослую аудиторию. В силу коронавирусных ограничений в большинстве стран мира многим показалось интересной идеей послать друзьям, родственникам или бизнес-партнерам адвент-кадендарь. Многие вынуждены находиться дома, а иметь возможность каждый день открывать для себя маленький подарок хоть немного, но скрашивает в целом грустную ситуацию.

Следует отметить, что адвент-календари для взрослых появились далеко не в этом году. Целый ряд компаний производит их уже десятки лет, традиционно даже не сильно меняя концепцию. На 2020 г. пришелся расцвет этого бизнеса. Появились различные концепции адвент-календарей, многократно увеличился их ассортимент, расширился ценовой диапазон таких подарков, давая возможность выбрать под конкретную задачу. Можно купить такой календарь и за 10–15 евро, и за 50–100 евро, а можно и за 300–500 евро. Есть и элитные календари с драгоценностями, предметами роскоши ценой в сотни тысяч евро, но они штучного производства. Издатели адвент-календарей прочувствовали ситуацию в текущем году и хорошо к нему подготовились. Весенняя пандемия, по-видимому, позволила многим издателям такой продукции предположить, что если до конца года ситуация с пандемией радикально не улучшится, то спрос на календари будет высоким. И они не ошиблись. По разным оценкам, сувенирные адвент-календари для взрослых в текущем году стали продаваться в 3–4 раза (!) больше, чем в прошлые годы.

Адвент-календарь для женщин. В каждой ячейке этого календаря спрятан один элемент будущего наборного браслета

Экономическая выгода

Возникает резонный вопрос: почему мы решили затронуть эту тему в нашем журнале? Большинство адвент-календарей требуют огромного объема полиграфических работ. И это в то время, когда многие типографии озабочены вопросом загрузки собственного производства. Если посмотреть на календари, которые приведены в качестве иллюстраций для данной статьи, можно заметить, что одна единица календаря состоит из нескольких десятков полиграфических изделий: это и общая упаковка, и упаковка каждого ежедневного подарка (их нужно либо 24 — для европейской версии к Рождеству, либо 30 — для российской версии к Новому году). Здесь же могут быть и буклеты с описанием пользования или сборки, каталоги рецептов и многое другое.

Какова же экономика данной календарной продукции? На фото на с. 3 показан пример, когда в качестве подарка предлагается набор слесарных инструментов. В данном случае — гаечных ключей немецкой компании Stalwille. Адвент-календарь продавался примерно за 260 евро (правда, на момент написания статьи на него была объявлена скидка до 220 евро, поскольку к тому времени отсчет дней до Рождества уже начался, и основной поток покупок таких подарков схлынул). При этом аналогичный набор гаечных ключей не в качестве календаря можно найти примерно за 200 евро. Таким образом, упакованный в адвент-календарь набор продается на 30% дороже, чем отдельно.

При этом можно заметить, что для изготовления такого календаря пришлось изготовить минимум 24 разных коробочки, в данном случае из кашированного микрогофрокартона. Плюс к этому общая упаковка. Таким образом, получается вполне приличный объем полиграфической продукции, который тоже стоит заметных денег, возможно, те самые 30%.

Аналогичная ситуация и с другими образцами, показанными в качестве иллюстративного материала. По ним видно, сколько полиграфической продукции приходится изготавливать для создания такого праздничного продукта. Так что адвент-календари в качестве подарка для взрослых однозначно представляются хорошим полиграфическим продуктом для типографий, которые смогут с ней справиться. Причем важно понимать, что такая продукция может быть как относительно тиражной для вывода в широкую сеть продаж, так и малотиражной для корпоративного сектора с соответствующим брендированием. Так что в производстве подобной продукции могут быть задействованы и типографии универсальной специализации (нужно уметь делать как упаковочную продукцию, так и коммерческую), и цифровые типографии, стремящиеся производить упаковку. Отметим основные преимущества адвент-календарей как вида продукции для типографий:

  • Приличный объем полиграфической продукции в каждом изделии, способный при существенных тиражах дать хорошую загрузку типографии. Причем производить такую продукцию нужно сильно заранее (следует учесть время на комплектацию), поэтому логичнее всего ее делать в низкий сезон (летом), что позволит сгладить неравномерную загрузку предприятию.
  • Сама по себе продукция сложная и требует высокого качества исполнения. Поэтому, скорее всего, она не сможет быть дешевой. Более того, кому первому удастся развить этот бизнес в России, тот соберет с него «сливки».
  • Данный вид продукции, вероятнее всего, будет являться продукцией с большой добавленной стоимостью, что выгодно для любых типографий. На фотографиях может быть не так хорошо видно, но применение всех известных видов отделки для такой продукции только приветствуется.
  • Наконец, открывается простор для цифровых типографий, способных изготавливать такую продукцию для корпоративного сектора.

Конечно, разработка адвент-календарей — задача, скорее, не для типографий, а для рекламных агентств. В нашей стране есть немало рекламно-производственных компаний, которые могут разработать и реализовать подобные проекты. За спросом, как нам кажется, дело не станет. По крайней мере, в развитых странах востребованность адвент-календарей, дарящих ощущение приближения праздника и волшебства, довольно высокая. Возможно, что при общем спаде настроения данная продукция могла бы занять свою нишу и на российской почве.

Комментарии