Новость о поглощении Xerox французской компании Impika оказалась и неожиданной и ожидаемой одновременно. Ожидаемой потому, что Xerox не только имел важнейший пробел в продуктовом ряду в области промышленных систем струйной печати, но и всего лишь за год собрал команду специалистов именно в этой области под руководством Джеффа Джакобсона (Jeff Jacobson), президента подразделения Global Graphic Communications. Неожиданной потому что слухи приписывали Джакобсону интерес к поглощению активов по струйной печати гораздо большей, чем Impika, компании.
Impika, название которой происходит от "Imprinted with Picoliters for Thousands of Applications" - на самом деле совсем небольшая компания, со штатом в 55 человек. Она была основана в 2003 и все эти годы фокусировалась на разработке и производстве самых разнообразных применений струйной технологии, от ранней разработки BIOJET для чего-то связанного с ДНК и генетикой до современного MATJET для производства печатной электроники. Но основная часть продуктов предназначена для промышленной высокоскоростной струйной печати водными красками.
В блоге Xerox Джефф Джакобсон указывает на огромный потенциал роста рынка промышленной струйной печати. Это по всем прогнозам так и будет, например InfoTrends оценивает объем рулонной цветной цифровой струйной в 90 миллиардов страниц в 2012 (струйная и тонерная, на устройствах с конструктивной нагрузкой от 10 млн. стр. в мес) и предрекает 500 млрд в 2017. Отсюда и
"This huge opportunity is why we acquired Impika and its industry leading line of production inkjet solutions, based upon their proprietary aqueous (water-based) inkjet technology."
Impika действительно обладает очень значительными знаниями в области систем струйной печати, однако эти ноу-хау относятся к построению систем из компонентов, а не к базовым технологиям. Как указано на сайте Impika, компания сотрудничает с множеством производителей струйных головок (Dimatix, Kyocera Mita, Panasonic Industrial, Toshiba, Xaar). По сообщениям аналитиков, ср., актуальные машины Impika используют головки Panasonic. Столь же широк спектр производителей водных чернил для систем Impika, и этот пункт имеет первостепенную коммерческую важность.
Бизнес модель Xerox вряд ли совместима с иным подходом, кроме поставок основных расходных материалов и компонентов через Xerox. Трудно сомневаться в том, что Xerox в первую очередь займется чернилами. Как минимум брендированием, возможно и собственным производством. Тем более, что основные конкуренты - HP и Kodak - предлагают клиентам головки и чернила собственной разработки. Так что можно ожидать новостей в этой области.
Как поглощение скажется на рынке в целом? Думается, что в краткосрочной перспективе, год-два, никак. Почему? Во-первых напомним, что Xerox продаёт на европейском и других рынках системы Impika с 2011 г. и прямо немедленно не так много и изменилось. Во-вторых, объём продаж Impika хоть и не публикуется, но судя по доступной информации невелик. Например, на сайте за 2012 г упомянуто лишь об одной инсталляции. На российском рынке кто-то тоже представлял машины Impika, но об успехах ничего не известно. Так что существенного объема продаж ожидать стоит не ранее "переваривания" поглощенной компании. По опыту Kodak-Creo, Canon-Oce и т.п. это занимает от двух лет и более.
А вот в среднесрочной перспективе изменения будут, и значительные. Во-первых, команде Джакобсона предстоит определиться с судьбой ставшего чрезвычайно разнообразным продуктового портфеля для промышленной печати. Скорее всего, развитие части продуктовых линий разумно будет приостановить. Интересно, особенно покупателям, каких именно?
Во-вторых, вновь обретённые продуктовые линейки надо развивать. А по информации InfoTrends собственные, без учёта FUJI-Xerox, научно-исследовательские расходы Xerox планомерно сокращаются с 2000 года, составив в 2012 лишь 51% аналогичных расходов в 2000 г. То есть придётся либо менять тенденцию и вкладываться, либо загубить проект (таких примеров, впрочем, тоже хватает, вспомнить хоть покупку HP компании Palm с её Web OS).
Ну и в-третьих, и самое главное, вливание свежей солярки технологических разработок в мощную маркетинговую машину Xerox позволит компании претендовать на заметную долю пирога технологий промышленной цифровой печати. Путём суммирования интересной, но небольшой технологической компании и крупной, но не имеющей подходящих продуктов, вполне может получиться крупный конкурентоспособный игрок. А, значит, HP, Kodak и Canon/Oce придётся уточнять свои штабные карты. А полиграфистам рассчитывать на более широкий выбор.