Около года назад мы проводили довольно любопытный эксперимент на цифровой офсетной машине HP Indigo («Курсив» №2-14). Тогда мы сравнивали печать на HP Indigo 5600 в двух режимах: стандартном четырехцветном CMYK и EPM — уникальной разработки HP, предполагающей использование трех красок. Технология Enhanced Productivity Mode (EPM), или «режим печати повышенной производительности», позволяет одновременно увеличить скорость печати полноцветных отпечатков, снизить их себестоимость и сохранить общее высокое качество продукции. Данные преимущества реализуются за счет уменьшения числа красок триадного набора CMYK с четырех до трех цветных — CMY, то есть отказа от использования черной краски триады. Сегодня НР совместно с компанией «Нисса Центрум» предлагает эту технологию печати по цене CMYK
Технология ЕРМ уникальна сама по себе хотя бы тем, что представляет собой «возврат к истокам» цветной печати. Если взять за основу базовую теорию цвета, то для полноценного воспроизведения цвета субтрактивным способом достаточно трех красок: голубой, пурпурной и желтой. Их сочетание в разных пропорциях чисто теоретически в состоянии обеспечить воспроизведение любого цвета внутри цветового охвата субтрактивного синтеза. И первые опыты с цветной печатью проводились при помощи этих трех красок. Но, как обычно бывает, практика с теорией разошлись очень далеко, и реальные оттиски, напечатанные таким образом, получались далекими от желаемого. Причин этому много: и несовершенство самих красителей, и плохо контролируемая передача краски при традиционных способах печати, и неравномерность отражения света от бумаги, и смешивание красок в процессе печати и их взаимоискажение, и сложности с двойными, а особенно тройными наложениями, и многое другое. В результате специалисты пришли к выводу, что при печати изображений, требующих хорошей передачи темных тонов, необходимо добавлять черную краску. Так и утвердился способ печати цветных изображений четырьмя красками — CMYK. И до недавнего времени это решение было незыблемым.
Но компания HP вспомнила историю и вернулась к трехцветной печати. Причина такого решения проста: цифровая офсетная машина HP Indigo позволяет избавиться от большинства проблем, свойственных аналоговым способам печати, и, следовательно, может обеспечить должное качество печати за счет трех красок. У нее гарантированный 100-процентный краскоперенос, у нее нет проблем с обратным движением краски (краска с офсетного оттиска переходит в красочный аппарат следующей секции) в печатных секциях, а краски надежно ложатся друг на друга и т.д. То есть цифровая печатная машина практически полностью избавлена от технологических проблем офсетной (а также и других аналоговых способов) печати. В результате на HP Indigo можно получить оттиск в три краски, максимально близкий к тому, что получается в четыре краски.
Впрочем, задачей, которую ставили перед собой разработчики HP, было повышение скорости работы машины. Ее конструкция предполагает последовательное нанесение красок для получения цветного оттиска (CMYK). Соответственно, скорость печати цветного оттиска состоит из скорости печатной машины, поделенной на четыре. Использование трехкрасочного синтеза цвета дает возможность получения готового оттиска быстрее — всего за три такта машины. Именно поэтому трехцветная печать считается «режимом печати повышенной производительности». С точки зрения экономики, существенной выгоды пользователь не получал, хотя формально вместо четырех «кликов» на оттиск тратилось три.
Тогда, год назад, печатая тестовую вкладку с компанией «Нисса Центрум», мы ставили задачу сравнить два способа печати и понять, насколько трехцветная технология отличается от привычной четырехцветной. Метод триадной печати и цветоделения в четыре краски были придуманы не просто так, по прихоти исследователей и первопечатников, а с вполне четкой практической целью: повысить качество печати цветной продукции. Наличие в триадном наборе CMYK черной краски позволяет улучшить воспроизведение черных, темных и нейтральных цветов, сократить как расход краски, так и время сушки оттисков, уменьшить время, необходимое на приладку и т.д. С точки зрения классической полиграфии, режим EPM является, скорее, «контрреволюционным», чем революционным изобретением, использование которого может быть чревато проблемами с качеством. Концептуально EPM — «анти-GCR», когда происходит замена не общей серой составляющей цветного изображения черной краской, а наоборот — существующая черная компонента CMYK изображения превращается в три цветных CMY.
Однако в цифровой печати все несколько иначе. Тонеры и краски у ЦПМ (в том числе HP ElectroInk) имеют более широкий цветовой охват печати, чем офсетные краски со стандартными колориметрическими характеристиками. Это обусловлено в том числе и тем, что на цифровых офсетных машинах HP Indigo требуется печатать не только продукцию, которая должна внешне напоминать офсет, но и заказы с более высокими требованиями к насыщенности и яркости цветов, например, фотографии и фотокниги. Поэтому в растровых процессорах ЦПМ обычно активно используются системы управления цветом, обеспечивающие имитацию цвета того или иного устройства или стандарта. Привлечение возможностей подобных систем для качественного воспроизведения нейтральности градаций черной краски тремя цветными не является задачей с «непреодолимой степенью сложности». Кроме того, благодаря большей насыщенности и высокой оптической плотности красок HP ElectroInk, возможна более качественная имитация чистых черных плашек (K=100%), чем в традиционном офсете, (где наложение красок CMY 300% представляет собой не плотный черный, а, как правило, грязно-коричневый оттенок).
Во время нашего прошлогоднего эксперимента мы сначала отпечатали пробный оттиск первой стороны вкладки (режим CMYK). Его достаточно высокое качество было получено без каких-либо дополнительных манипуляций или настроек. Мы регулярно имеем дело с отпечатками с HP Indigo, и то, что эта техника печатает качественно, не исключение bp правил. Затем мы отпечатали пробный отпечаток второй стороны в режиме EPM. И его качество, вернее минимальный уровень отличий от отпечатка первой стороны, нас весьма сильно удивило. Трехцветная печать работает, причем очень хорошо. Отпечатки в режиме CMYK и режиме EPM были внешне похожи настолько, что без помощи лупы сказать, какая из сторон напечатана с черной краской, а какая без — оказалось несколько затруднительно.
И здесь должен возникнуть резонный вопрос: зачем в этом номере мы решили вспомнить эксперимент годичной давности? Все дело в том, что HP решил подогреть интерес к этой технологии не только «скоростными», но и экономическими рычагами. Если год назад экономическая выгода от использования метода EPM была весьма условной (трехцветная печать получалась всего на 15–16% дешевле четырехцветной), то сейчас ситуация изменилась: специальная акция, объявленная компаниями НР и «Нисса Центрум», сравняла стоимость «кликов» при четырехцветной и трехцветной печати. А значит, печатать в три краски стало на четверть выгоднее! А с учетом того, что практически никакой разницы в цветопередаче и качестве изображений, полученных в три или четыре краски, мы обнаружить не смогли, использование трехцветного синтеза действительно становится экономически целесообразным. Получается как бы двойной выигрыш: печать теперь и быстрее, и дешевле.
В заключение отметим, что детальное лабораторное (с использованием приборов) сравнение двух технологий печати показало, что минимальные отличия все же есть. Как следствие, использование трехкрасочного синтеза можно рекомендовать не для всех работ, но для подавляющего большинства типовых рекламных работ трехкрасочный синтез подходит. Желающие узнать подробности см. разбор теста в «Курсиве» №2-2014, с. 64.
Цветовой охват отпечатка сравнительно с ISO 12647-2
Градационная кривая (график «растискивания») черного