Со стороны нельзя судить наверняка, но предположу, что причиной произошедшего является невероятное стечение обстоятельств и высокая концентрация ошибок, причем как на этапе подготовки, так и в процессе выполнения такелажных работ. Мне кажется неправильным разбирать конкретный кейс, так как я не был участником рассматриваемого проекта, но можно дать некоторые общие рекомендации как не попасть в подобную ситуацию.
Когда типография планирует перемещение производственного оборудования, она довольно быстро выясняет, что в целом есть два типа компаний, которые предоставляют необходимую услугу. Первая — это российские представительства или дочерние компании (как в нашем случае) крупных производителей оборудования. Вторая — местные фирмы соответствующего профиля. Разница в стоимости услуг первых и вторых может отличаться в разы или даже на порядок. Суммы большие и руководителю типографии-заказчика часто трудно устоять перед соблазном немного (или много) сэкономить, и он выбирает подрядчика по цене. Из своего опыта я могу утверждать, что такое решение часто основывается на предположении «авось пронесет». Русский народ полагается на этот принцип на протяжении многих лет и это нормально, когда речь идет о личном (!) и небольшом (!) риске для конкретного человека. Да, можно потерять сколько-то времени и денег, но в целом ничего критичного не случится. Однако, на промышленном предприятии риски все же должны оцениваться совершенно по-другому.
Прежде всего, необходимо помнить, что существуют документы, регламентирующие правила выполнения такелажных работ — они написаны, как говорят, несчастными случаями и травмами. Эти требования, к примеру, говорят нам, что в случае подъема печатной секции на нужный этаж следует использовать выносную платформу, которая с улицы подводится к пролому в стене и прикрепляется к зданию. Груз, который вывозят на эту площадку или забирают с нее должен быть привязан лебедкой к самому зданию. Рабочие спешили и это, вероятно, привело к главной ошибке, связанной с неграмотной задержкой груза. Насколько я могу судить со стороны, при выкатывании секции на выносную платформу секция не была прикреплена к зданию лебедкой и просто-напросто скатилась с платформы при ее наклоне.
Большое счастье, что люди между секцией и краем платформы не пострадали!
Далее — существуют прописанные требования, предъявляемые к людям, которые будут выполнять такелажные работы, их экипировке, используемому оборудованию, оснастке и проч. Следующий важный момент: перед тем как условный такелажник сдвинет с места печатную секцию или другое оборудование, должен быть разработан и утвержден проект производства работ (ППР) и технологические карты для каждой выполняемой такелажной операции. Грамотные специалисты должны отметить, на каком расстоянии должен стоять кран, что делать, если под машиной мягкий грунт и еще огромное количество важных деталей, от которых будет зависеть успешное выполнение работ. Некоторые фирмы-подрядчики берут на себя подготовку разрешительных документов за отдельную плату, но вот вопрос — насколько грамотно они составлены, изучает ли их руководитель типографии, которая заказывает работы и достаточно ли у него знаний, чтобы понять и верно оценить все, что там написано?
В идеале, подобную документацию должны изучить технические специалисты типографии — службы главного инженера или механика. Их комментарии должны учитываться. И у них обязательно должно быть право голоса и право наложить вето при выборе того или иного подрядчика. Это не гарантия, но минимизация рисков типографии. Эти же работники типографии ДО выполнения работ должны не просто получить, но и изучить документ, дающий фирме право на выполнение такелажных работ, допуски на исполнителей, подтверждения обучения такелажников и проверок их инструментов, приказ о назначении ответственного, наконец.
Не в каждой типографии главный инженер или механик досконально разбирается в этих вопросах, но есть же курсы повышения квалификации, семинары, знакомые, в конце концов.
Многие полиграфисты полагают, что если есть страховка, то можно расслабиться, но не все из них внимательно читают страховой договор и смотрят на страховые случаи, за которые будут положены выплаты, а также на то, кто является выгодоприобретателем. Это серьезная ошибка. Звучит странно, но такие ситуации на практике встречаются. Нужно обязательно запросить полис и внимательно читать, что в него входит, и намного важнее, что в него НЕ входит. Может статься так, что если типография прибегла к услугам компании, которая не соблюдала нормативную базу, не подготовила ППР или нарушила технику безопасности, то страховые выплаты она не получит или этот процесс сильно растянется по времени. Какой смысл от страховки на 100 млн рублей, если компания не получит ничего?
Ровно столько же — ничего — типография получит от самого подрядчика, в том случае, если что-то пошло не так. Как правило, такие организации зарегистрированы как ООО или ИП и имеют минимальный уставной капитал плюс незначительные активы. Этого может и не хватить для возмещения ущерба по суду (в случае отказа подрядчика). Слабое утешение за разбитую машину. Да и сами суды будут длиться долго и также обойдутся типографии в копеечку.
Отсюда логично вытекает следующая рекомендация: договор на выполнение такелажных работ и страховой полис обязательно должен посмотреть грамотный и знакомый с темой юрист. Если у типографии такового нет, его нужно найти. Акцент нужно сделать на то, кто и какую ответственность несет в случае нанесения ущерба типографии. Затраты на юриста будут несопоставимы с потерями в случае несчастного случая.
К сожалению, даже неукоснительное следование всем вышеперечисленным рекомендациям не дает 100% гарантию успешного проведения работ. Одна из такелажных фирм, которые мы в «Кениг унд Бауэр РУС» проверили и отобрали с учетом своего опыта и привлекаем в качестве подрядчиков, однажды допустила ошибку, хоть и некритичную. И здесь очень важно — как реагирует фирма–подрядчик, если что-то идет не так? Например, за компанией "Кениг унд Бауэр РУС» стоит немецкий завод. Для нас имиджевые потери намного хуже финансовых, поэтому мы и наши клиенты могут быть уверены, что все будет сделано, как следует. За компаниями, которых мы привлекаем на субподряд завода нет, но мы уже знакомы с подходом их руководства. В моём примере такелажная фирма, допустившая ошибку, оплатила счет за оригинальные комплектующие — это оставило их практически без прибыли по данному проекту, но свою репутацию и отношения с нами они сохранили.
Наконец, никто не отменял и сарафанное радио, но, к сожалению, просчитать заранее на 100% квалификацию людей, их подход к работе, реакцию на ошибки практически невозможно. Это как с плиточником — насколько он действительно хорош вы узнаете только после того, как он закончит работу.
Резюмирую: при выборе компании-подрядчика для выполнения сложных работ с дорогим оборудованием не стоит ориентироваться исключительно на стоимость работ. Не спешите — найдите время для тщательной подготовки и проработки проекта. Собирайте информацию от коллег (сарафанное радио), обязательно оценивайте технические и юридические риски, а также внимательно изучайте все документы. Если вы сами не владеете какими-то вопросами — привлекайте тех, кто владеет и дайте им право голоса в выборе подрядчика. Не полагайтесь на авось. Используйте здравый смысл и логику и тогда шансы получить ожидаемый результат значительно возрастут.