Емкость рынка
По официальным данным, объем производства одноразовой посуды (любого вида из любого материала) в России за 2019 г. оценивается примерно в 40 млрд руб. (при средневзвешенном курсе доллара в 2019 г. 64,7 руб. получаем около 620 млн долл.). Вполне приличная цифра! В эту оценку входит посуда, произведенная на территории России и импортированная в нашу страну. При этом доля отечественного производства посуды в общем объеме весьма велика и превышает 85%. Таким образом, основную массу одноразовой посуды в России производят самостоятельно, а на долю импортной продукции приходится не более 15%. Некоторое количество одноразовой посуды отправляется на экспорт, поэтому объем производства даже еще несколько выше. Правда, доля экспорта составляет не более 8–10%. Экспортный потенциал одноразовой посуды из России невелик, поскольку международный рынок уже прочно занят производителями из Китая, которые изготавливают огромные объемы одноразовой посуды по очень низким ценам. Российский производитель на внутреннем рынке защищен высокими таможенными пошлинами на одноразовую посуду, доходящую до 50% их стоимости. Таким образом, общий объем производства одноразовой посуды в России составляет примерно 630–635 млн долл.
Это данные за «допандемийный» 2019 г. Весной и летом 2020 г. рынок одноразовой посуды еще вырос. Вынужденная изоляция привела к тому, что многие стали заказывать доставку еды на дом, и большинству это понравилось. Компании по доставке еды бьют все рекорды по объему собственной выручки. Для такой доставки нужна одноразовая посуда. Пока еще невозможно точно оценить текущий объем рынка одноразовой посуды, но целый ряд отечественных производителей такой продукции отмечают заметный рост объема заказов, что не может не радовать…
Объемы производства одноразовой посуды и контейнеров для доставки еды (в млрд рублей) по годам (* прогноз). Долгие годы рынок не развивался, имея незначительный рост и падение от года к году. Эпидемия коронавируса в России (и в мире, впрочем, тоже) ситуацию существенно изменила. Все больше людей предпочитают заказывать еду на дом и не ходить в ресторан. Из магазинов готовую еду тоже предпочитают заказывать домой и не ходить в магазин самим. Это способствовало росту спроса на посуду и контейнеры. Этот тренд в ближайшие годы активно продолжится (даже если эпидемия будет спадать)
Впрочем, есть во всей этой истории одна ложка дегтя. Более 80% объема производства одноразовой посуды составляет продукция из различных видов полимеров и пластиков. Именно пластик, как известно, является главным загрязнителем окружающей среды. Наибольшим загрязнителем среди пластиковых отходов является пластиковая упаковка и пластиковая одноразовая посуда. Из оставшихся 20% объема одноразовой посуды львиная доля приходится на бумажную и картонную посуду (есть еще одноразовая посуда из алюминиевой фольги, но ее объемы в нашей стране незначительны). Надо сказать, в большинстве развитых стран доля бумажной одноразовой посуды составляет более 40%, а в экологически ответственных странах (Скандинавии, Северной Европе, Японии и других) доходит до 60%.
Материалы для изготовления одноразовой посуды и контейнеров для доставки готовой еды. В настоящее время львиную долю такой упаковки изготавливают из различных видов полимеров, что нельзя считать экологически оправданным решением. Всевозможные усилия экологической пропаганды и повышение социальной ответственности бизнеса постепенно меняет ситуацию в пользу экологичных материалов. По прогнозам, в ближайшее время полимеры будут заменяться биоразлагаемыми полимерами, а также бумагой и картоном (рост прогнозируется существенный)
Многоступенчатое производство
К сожалению, бумажная и картонная посуда в настоящее время оказывается заметно дороже в производстве, чем пластиковая. При изготовлении пластиковой посуды существует, по сути, один производственный процесс — термоформование. Изготовление же посуды из бумаги или картона — процесс многоступенчатый. Само сырье (бумага) по затратам не дороже полимера для изготовления посуды, но многоступенчатый производственный процесс делает посуду из бумаги и картона более дорогой. Для тех компаний, которые используют одноразовую посуду для доставки или для раздачи еды, сама по себе посуда — прямые затраты, и, как следствие, на ней пытаются максимально экономить. Но сбрасывать со счетов экологическую составляющую бизнеса нельзя. И эта экологическая составляющая с каждым годом играет все более значимую роль. Все больше социально ответственных компаний принимают решение о переходе на более экологичные виды сырья, производственные процессы и вспомогательные материалы. В этой связи было отмечено, что в последние 2–3 года в России наблюдается устойчивый рост относительно нового сегмента — производство одноразовой посуды из биоразлагаемых материалов, в первую очередь из бумаги и картона, из-за их экологичности и легкости в утилизации. Надо отметить, что в России существуют компании, которые производят одноразовую посуду из различных биоразлагаемых полимеров, в частности биополимеров — полилактидов (PLA), то есть полимеров на основе молочной кислоты, которую получают в результате молочнокислого брожения (ферментации) сахаров кукурузы или другой биомассы. Однако доля такой посуды пока невелика, хотя в перспективе будет увеличиваться. Основной рост сегмента обеспечивает, тем не менее, посуда из бумаги и картона. Причем рост весьма внушительный, учитывая то, что общий рынок одноразовой посуды до 2020 г. рос довольно вяло, а в 2019 г. и вовсе упал, хотя и незначительно — на 2,9%. Правда, производство внутри страны выросло на 1%, так что общее падение пришлось на существенное снижение импорта одноразовой посуды.
Встает резонный вопрос: зачем мы пишем про одноразовую посуду в полиграфическом журнале? Очевидно, что львиная доля посуды производится из полимерных материалов неполиграфическими способами. В принципе это верно, но нужно отметить и другое. Все-таки 20% от 630 млн долл. — это вполне внушительная сумма в 126 млн долл., которые совсем не помешают отечественной полиграфии. Если Россия пойдет по мировому пути охраны окружающей среды (а идти придется, иначе страна потонет в свалках и мусорных полигонах), то доля бумажной и картонной посуды должна, как минимум, удвоиться, то есть к тем 126 млн долл. должно добавиться в обозримом будущем еще столько же.
Нам сложно оценить, насколько эти суммы привлекательны для полиграфических предприятий нашей страны. Нам кажется, что в условиях, когда традиционный полиграфический рынок не растет (или растет очень медленными темпами), может оказаться не лишним обратить внимание на новый вид бизнеса. Более того, целый ряд руководителей типографий задумываются о диверсификации своего существующего полиграфического бизнеса. Почему бы направлением диверсификации не сделать производство бумажной посуды?
Достоинства бумажной посуды
У бумажной или картонной посуды, по сравнению с полимерной, есть целый ряд преимуществ, которые делают ее перспективным видом продукции:
- Как уже говорилось, она более экологична. Хотя в состав бумажной посуды все равно входит некоторое количество полимеров (иначе влагостойкость и барьерные свойства невозможно обеспечить), их доля во много раз меньше, чем в чисто полимерной посуде и, как следствие, во столько же раз меньше вред окружающей среде.
- Бумажная посуда может быть декорирована и брендирована. На бумаге или картоне можно напечатать любое изображение, в то время как на пластиковой посуде обычно печать не производится. Для декорирования пластиковой посуды используются бумажные бандероли, обечайки и т .д., но это существенно повышает стоимость пластиковой посуды и лишает ее своего главного преимущества — низкой цены.
- Бумажная посуда обычно прочнее и менее теплопроводна. Например, пластиковый стакан с горячим напитком практически невозможно держать в руке — стакан (обычно из ПЭТ) сильно нагревается и при этом легко деформируется, причем таким образом, что жидкость просто разольется. Бумажный стакан деформировать намного сложнее, да и руки обжигать не будет.
- Для целого ряда продуктов (почти всех сухих и маложирных продуктов) можно изготавливать бумажную посуду без полимерного покрытия, что еще больше повышает ее экологические характеристики.
В качестве основного недостатка бумажной посуды, по сравнению с полимерной, обычно указывают ее более высокую стоимость, возникающую по причине сложного процесса производства. Можно также отметить и непрозрачность бумаги или картона, в результате чего содержимое закрытой посуды не видно. Но это решается изготовлением прозрачного окна в конструкции посуды.
Перспективы для типографий
Если говорить о перспективах изготовления бумажной посуды в типографиях, то ситуация распадается на несколько проблем:
- Из существующего в традиционных типографиях оборудования для производства посуды подойдет только печатная машина, на которой можно изготавливать развертки будущих изделий. Для вырубки заготовок из картона можно использовать различные виды вырубных прессов (традиционных, тигельных или стоп-цилиндровых). Обычно такие пресса имеются в типографиях упаковочной специализации, им в этой связи проще освоить производство бумажной и картонной посуды.
- Для обеспечения влаго-, жиро-, маслостойкости бумагу или картон нужно обработать специальным образом. В простом, но и более дорогом варианте, это ламинация листов бумаги тонким слоем полимера (часто полиэтилена, но не всегда, особенно когда речь идет о посуде для горячей еды). Для этого нужен серьезный промышленный ламинатор, который нечасто встречается в коммерческих типографиях. Простые термальные ламинаторы, предназначенные для декорирования полиграфической продукции, для изготовления посуды не подойдут, поскольку будут экономически неоправданны. При серьезном производстве посуды вместо ламинации бумагу или картон зачастую покрывают расплавом полимера на специальном оборудовании. Это позволяет получить барьерный материал более экономичным способом, чем при использовании ламинации. Специализированное оборудование для покрытия полимером имеет смысл приобретать только в том случае, когда есть желание построить крупное производство бумажной посуды. Есть еще третий вариант — приобретать специальный готовый барьерный картон для посуды. Однако, скорее всего, это не будет экономически оправданно.
- Превращение вырубленных заготовок в посуду требует наличия специализированного оборудования. Для стаканов нужны одни виды машин, для тарелок — другие, для лотков — третьи. И это оборудование придется приобретать отдельно. Оборудование это бывает как серьезных мировых производителей, так и малоизвестных компаний из Азии. Тут каждый выбирает по своим финансовым возможностям. Существующие во многих упаковочных типографиях фальцевально-склеивающие линии могут позволить изготавливать некоторые виды картонной посуды, например простые конструкции упаковки для картофеля фри, но для широкого ассортимента посуды потребуется специализированное оборудование.
Конечно, рынок бумажной посуды не свободен. На нем присутствуют серьезные игроки. Надежды можно возлагать только на прирост объемов за счет других отраслей промышленности (в данном случае за счет полимерщиков). Если рынок бумажной посуды будет прирастать даже небольшими объемами, это повод задуматься о выходе в данный сегмент рынка. Также нельзя забывать о том, что замена пластиковой посуды бумажной — важная экологическая задача. Сейчас ряд компаний, использующих пластиковую посуду, высказывают свою готовность перейти на бумажную посуду, но по стоимости она зачастую оказывается дороже пластиковой. Приход на рынок бумажной посуды новых игроков будет способствовать снижению ее цены и, как следствие, большему ее распространению. А в этом напрямую заинтересованы все.
И последнее. В прессе просочилась информация о том, что Минприроды собирается провести закон о полном запрете в России одноразовой посуды из традиционных (не биоразлагаемых) полимеров. Если это произойдет, рынок одноразовой посуды должен будет очень быстро преобразиться. И основной заменой обычной пластиковой посуды должна стать посуда из бумаги и картона!