Типография «Парето-Принт» позиционируется как самое современное, высокотехнологичное и экологически безопасное книжное полиграфическое предприятие в России. Производственный комплекс в Твери был спроектирован немецкими специалистами и построен в соответствии с международными стандартами. Начиная с 2010 г., «Парето-Принт» лидирует по выпуску книжных изданий в России безупречного качества и ежегодно дает информационный повод рассказать о новых этапах своего развития. В середине сентября 2018 г. компания Kodak совместно с российским дистрибутором компанией NCL пригласили вновь посетить эту типографию. Поводом стало прибытие делегации польских полиграфистов на площадку «Парето-Принт». Пожалуй, это первый случай в отечественной полиграфической практике, когда в Россию приезжают полиграфисты из Европы не столько в рамках дружественного визита, сколько для обмена опытом. При этом стоит отметить, что Польша — хорошо развитая в полиграфическом отношении страна, где работают весьма серьезные типографии. В последние годы Польша занимает верхние строчки списка самых активных стран Европы в плане приобретения новинок полиграфического машиностроения. Причин этому много, в частности помощь ряда стран Евросоюза развитию промышленности (в том числе и полиграфии) в этой стране. Тем интереснее было узнать причины, побудившие делегацию из Польши посетить российскую типографию.
Более 15 иностранных гостей, представляющих 7 полиграфических предприятий Польши, прибыли в составе делегации для ознакомления с организацией производственного процесса в «Парето-Принт». Большинство участников сами заняты в книжном производстве, поэтому специфика производственных процессов была всем хорошо знакома. Поскольку приглашение исходило от компании Kodak, основной темой посещения были допечатные процессы. В этой связи типография «Парето-Принт» интересна тем, что является крупнейшим в мире потребителем беспроцессных формных пластин Kodak Sonora разных поколений (на текущем этапе в типографии сменилось уже три поколения пластин этой марки). Более того, на предприятии полностью отказались от использования химически проявляемых пластин и демонтировали проявочные процессоры, показав тем самым, что возврата на «химию» уже не будет. Такой высокий уровень доверия к беспроцессной технологии стал главной причиной интереса к российской типографии.
Основной интерес для зарубежных полиграфистов типография «Парето-Принт» представляет как крупнейший в мире потребитель беспроцессных формных пластин Kodak Sonora. Для вывода форм на предприятии используются два CtP-устройства Kodak Magnus
Поприветствовав гостей на своем предприятии, генеральный директор «Парето-Принт» Павел Арсеньев вкратце рассказал, что решение о переходе на беспроцессную технологию было хорошо продумано и внимательно просчитано. В дальнейшем по мере освоения новой технологии выяснилось, что предварительные расчеты оказались верными. Он также привел некоторые общие цифры деятельности типографии: за 2017 г. «Парето-Принт» произвела 63 млн. книг и брошюр, что составляет около 15% всего книжного производства в России. Павел озвучил и любопытные цифры относительно российского книжного рынка в целом. Ни для кого не секрет, что тиражи книг падают, и в настоящее время «Парето-Принт» печатает немало заказов тиражом около 1000 экз. На вопрос собравшихся — не следует ли в этой связи переходить на цифровую печать, Павел ответил, что, по его мнению, цифровая цветная печать пока не имеет в России коммерческой перспективы и показал несколько изданий, тиражи которых совсем небольшие (около 100 экз.), и типография успешно печатает их традиционным офсетом. Также гостям представили ряд эксклюзивных подарочных изданий, которые изготавливаются в типографии ограниченным тиражом.
Руководитель производства «Парето-Принт» Алексей Оборин, рассказывая о допечатном участке, отметил, что в 2017 г. типография потребила рекордный для себя объем пластин Kodak Sonora, который составил более 315 тыс. м2. В этом году, за прошедшие 8 месяцев, объем потребления составил уже 220 тыс. м2, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года, так что по итогам 2018 г. возможен новый рекорд, если, конечно, ничего незапланированного не произойдет. Алексей также сказал, что летом этого года в типографии установили очередной локальный рекорд: за месяц было произведено более 7 млн книг, из которых половина — книги в твердом переплете. Такие объемы связаны с тем, что типография активно участвует в программе производства учебников и рабочих тетрадей для школьников. Впрочем, это вовсе не означает, что учебники для типографии — львиная доля загрузки.
Что касается экономической эффективности от внедрения беспроцессной технологии изготовления форм, Алексей заметил, что, по сравнению, с казалось бы, более дешевой (по цене пластины) «химической» технологией, экономия от использования Sonora составила около 10 тыс. евро в месяц (конечно, это сумма достигается при большом объеме производства).
Гостей из Польши эти вопросы активно интересовали, поскольку многие из них уже являются пользователями данного решения или используют обе технологии (и «химическую», и беспроцессную). В ходе обсуждения выяснилось, что полученная выгода достигается за счет ряда факторов. Во-первых, исчезла сама «химия» и затраты на ее утилизацию. Во-вторых, отсутствует статья затрат на обслуживание и ремонт проявочных процессоров. В-третьих, при использовании пластин Sonora сокращается количество бракованных форм. Если при использовании хороших «химических» пластин процент брака форм по самым разным причинам в типографии составлял около 2,5%, то при переходе на Sonora он снизился до 1,5%.
Гостей впечатлил масштаб производственной площадки «Парето-Принт», на которой сосредоточены восемь офсетных листовых машин, а также четыре единицы рулонных машин для печати в 1–2 краски
Далее гостей ждала экскурсия по всему производству, причем усилиями российского офиса Kodak был организован перевод на польский язык. Возможно, ничего принципиально нового полиграфисты из Польши для себя не увидели, но масштабы производства, конечно, оценили. Как высказался впоследствии один из гостей: «Мы все «книжники» вместе производим примерно столько, сколько один «Парето-Принт».
Позднее в рамках свободных дискуссий выяснились вопросы, которые волновали полиграфистов из Польши. В частности, у многих типографий, которые начинают использовать беспроцессные пластины Sonora, сталкиваются с увеличением процента бракованных форм из-за появления царапин на рабочем слое. У этих пластин слой действительно более чувствительный, чем у «химических», и его легко повредить. Однако пример «Парето-Принт» показывает, что с этой проблемой легко справиться. Небольшое ноу-хау, которым в «Парето-Принт» поделились с гостями, — это просто складывать пластины после экспонирования рабочим слоем друг к другу, вставляя между ними прокладочный лист, с которым пластина поставляется. Возникновение царапин таким образом практически сводится к минимуму. Павел Арсеньев был изумлен таким вниманием к данному вопросу и отметил: «Мы такой проблемы вообще не ощущаем. На момент запуска новой для нас технологии мы проработали все ее особенности, приучили персонал работать по-другому и сейчас все получается. В частности, мы снизили процент брака по пластинам, что, мне кажется, очень важным».
Мощности по производству книг в твердом переплете и мягкой обложке от Muller Martini
Встреча оказалась весьма насыщенной и интересной. Важно, что подобный визит вообще состоялся. Более того, обе стороны выразили уверенность, что, несмотря на сложную политическую ситуацию, между обычными людьми двух стран никакой враждебности нет. В результате польские полиграфисты пригласили представителей «Парето-Принт» с ответным визитом, на что Павел Арсеньев заверил, что с удовольствием воспользуется приглашением. В этой связи компании Kodak Россия и NCL можно назвать одними из «зачинателей» нового для нашей страны явления — «въездного полиграфического туризма».