Вопросы изменения и трансформации полиграфического рынка России, да и всего мира, продолжают регулярно обсуждаться представителями отрасли. Мы уже не раз обращали внимание на то, что типографиям необходимо меняться, необходимо искать новые пути развития, новые области приложения своих усилий и возможностей. Одним из таких направлений может стать поиск специфической производственной ниши, в которой та или иная типография сможет изготавливать уникальную или редко встречаемую продукцию, обладающую определенной ценностью для того, кто ее заказывает. Если предприятию удастся этого добиться, то оно становится для такого клиента едва ли не единственным местом изготовления такого уникального продукта, и в этом случае ценовые вопросы не будут столь критичными. В этой связи нам было очень интересно побеседовать с руководством типографии «Ситипринт», где не так давно установлена восьмикрасочная печатная машина нового поколения Heidelberg Speedmaster XL 106-8-P для печати высокореактивными красками с двумя экономичными сушками LE UV. Одним из наших собеседников стал Роман Лысенков.
Необходимо отметить, что типография «Ситипринт» в полиграфическом бизнесе уже почти 25 лет, правда, под разными названиями. Хотя и сама торговая марка «Ситипринт» имеет историю. Но в 2015 г. в типографии прошло масштабное техническое перевооружение и полный ребрендинг: «Мы практически перезапустили компанию», — говорит Роман. Причины этого кроются в общей ситуации на полиграфическом рынке. Еще совсем недавно можно было быть «как все» и вполне успешно печатать полиграфическую продукцию. Но рынок меняется, причем системно. И это не последствия кризиса, которые могут пройти, — эти изменения уже безвозвратны.
Реакция
«Спецификой работы нашей типографии долгие годы была печать на листовых машинах периодики, каталогов, рекламной продукции, цветных качественных книг. Вся эта продукция не исчезла, но тиражи заметно сократились, а у многих заказчиков вообще возникли сомнения в перспективности продолжения выпуска своих журналов или каталогов. И на изменившиеся условия работы необходимо было как-то реагировать, оставаться «еще одной листовой типографией» уже казалось бесперспективным: «Рынок в последние годы переживает существенные изменения, вызванные разными причинами, среди которых и «наступление» цифровых способов распространения информации, и общие экономические сложности в стране, и сильно возросшая конкуренция. В связи с этим назрела необходимость представить марку «Ситипринт» по-новому, показать типографию экспертом в области современных полиграфических решений, отвечающим вызовам цифровой эпохи. Суровые времена требуют специальных решений!
Впрочем, началось все не вдруг. Еще в 2010 г. в определенный момент времени стало понятно, что наше предприятие практически находится на грани закрытия, и тогда мы начали всерьез заниматься управлением. Стали ставить себе краткосрочные и среднесрочные цели и достигать их. Одной из первых целей стало развитие персонала, вовлеченность в рабочий процесс и заинтересованность в результате, соответствующее развитию компании развитие корпоративной культуры. Ну и самое важное для нас — новые подходы к продвижению и позиционированию нашей продукции на рынке», — вспоминает Роман.
Ноу-хау
«С одной стороны, ничего принципиально нового мы не изобрели, журналы и каталоги существовали задолго до нашего появления. Но мы осознали, что с точки зрения носителя информации журнал или каталог уже утратили свои позиции по сравнению с тем же интернетом, где все быстрее, доступнее и проще с поиском и сортировкой информации. А значит, преподносить такие издания заказчику, а ему, в свою очередь, своим клиентам, нужно по-другому», — говорит Роман.
Именно поэтому, по нашему мнению, если полиграфия будет стремиться конкурировать с цифровыми источниками информации, ей придется работать очень быстро, много и бесплатно. Это путь в никуда. Журнал или каталог, изготовленные полиграфическим способом, никогда не смогут конкурировать в плане скорости поиска информации, доступности, гибкости с цифровыми источниками. Но они могут создавать ощущения и настроения! И именно в этом ценность печатной продукции. Красивая, добротно сделанная книга по-прежнему является не только источником информации, но и обладает эмоциональной ценностью. Именно поэтому в «Ситипринт» и решили развивать «бизнес на впечатлениях»: «Современный человек перегружен информацией, но порой ему не хватает приятных впечатлений. В этих условиях печатный продукт в отличие от цифрового обретает новую ценность, а роль полиграфии смещается от передачи информации к передаче впечатлений. И когда мы это осознали, решили стать лидером этого тренда, сущность которого выражена в нашем новом корпоративном слогане «Впечатляющая печать». А новому типу выпускаемой нами продукции придумали отдельное название Hi-Im-Press (от английского High Impressive Press), что переводится на русский как «высокоимпрессивная
полиграфия».
По сути, направление развития типографии заключается в создании решений, ориентированных на передачу различных типов ощущений и эмоций. Интересно, в свое время опасались, что фотография убьет живопись, а телевидение — кинематограф. Но этого не произошло именно из-за различия получаемых ощущений и впечатлений. Полиграфия сегодня находится в таком же положении — сейчас есть мнимая угроза исчезновения отрасли. Впрочем, для некоторых типографий, кто не сможет правильно сориентироваться в ситуации, угроза может оказаться вполне реальной. Весь существовавший до недавнего времени объем полиграфической продукции в «эмоциональный» вряд ли перейдет».
Фокус на уникальность
Исходя из сформулированной концепции своего видения будущего полиграфии в «Ситипринт» начали формировать и другую маркетинговую политику на рынке и переориентировать свое производство. Именно поэтому и была приобретена уникальная для рынка печатная машина, которая позволяет успешно печатать с высоким качеством на самых разных бумагах. Для этого же в типографии внедрена печать гибридным растром с очень высокой линиатурой 350 лин/дюйм: «Мы теперь можем вполне успешно печатать на сложных бумагах, на которых мало кто берется печатать, но при этом использование такой бумаги позволяет создать продукт с более высокой «эмоциональностью». Не так давно мы напечатали одну книгу на обычной офсетной бумаге, но с очень высоким качеством, которого не ожидаешь получить на подобной бумаге. В результате получился продукт, которым не только доволен заказчик, мы получили изделие, которое хочет иметь всякий, кто его видит. Просто приятно иметь такую книгу».
Благодаря возможности создания таких «эмоциональных» продуктов типография смогла привлечь заказчиков, которым самим нужны «прорывные» решения для развития своего бизнеса. Даже удалось спасти некоторые издания от закрытия: «Одно весьма крупное издательство выпускает множество изданий, и как всегда среди них есть и более успешные, и менее успешные. Не так давно они собирались закрывать один из проектов, поскольку объем рекламы в нем упал, и издание получалось близким к убыточному. Если бы они потеряли еще одного-двух рекламодателей, то его можно было бы закрывать. И руководство издательства к этому склонялось… Нам же удалось убедить попробовать печатать издание немного иначе. Мы смогли сделать журнал, который привлек внимание не только читателей, на обновленный продукт с интересом стали смотреть и рекламодатели. Удалось не только сохранить всех рекламодателей, но и приобрести новых! Другому изданию мы смогли помочь увеличить тираж, поскольку оно стало выделяться из ряда аналогичных изданий на полках и его стали более активно покупать. Правда, тираж теперь стал таким, что его, наверное, нужно переводить на рулонную печать...»
Плюсы исключительности
Возможность создания эмоционального продукта позволила типографии выйти на рынок, где мало кто работает. Более того, это позволило уйти от разговоров «только о цене». Те заказчики, кто уже начинает понимать разницу в результате, готовы платить больше, зная, что и им это обеспечит увеличение доходов. «В результате мы создали своеобразную маркетинговую программу, — говорит Роман, — предлагаем заказчику напечатать один номер журнала или каталога по привычным для него затратам, но если получится по-новому хорошо и заказчик увидит новые преимущества, тогда мы передоговариваемся о цене. Это работает. Более того, порой мы предлагаем работать «по бюджету». Если у заказчика бюджет лимитирован, то мы предлагаем сделать меньший объем, но с большим уровнем эмоциональной составляющей. Также получается».
После этого становятся понятны и подходы типографии к выбору техники, в частности печатной. Нужно уметь очень качественно печатать на высокой линиатуре растра, при этом с высокой производительностью. Типография обещает отпечатать журнал за пять дней, а порой и быстрее. Для некоторых заказчиков это тоже аргумент. Нужно уметь печатать на материалах, на которых мало кто может печатать. Поэтому «Ситипринту» и понадобилась такая машина, как Heidelberg Speedmaster XL 106-8-P LE UV: «Мы несколько лет присматривались к этой технологии. Бывали и в демонстрационных центрах ряда компаний, и в зарубежных типографиях, где на подобных машинах печатают. Начинали, конечно, с автора этой технологии — компании Komori. Хотя сейчас уже понятно, что у всех ведущих производителей технология в целом одна и та же. Ну а когда мы в одной типографии в Швейцарии увидели машину Heidelberg с LE UV, то поняли: это то, что нам нужно. Тем более что мы много лет работаем с «Гейдельберг СНГ», и почти все наши предыдущие машины были этой марки. А значит, не надо переучивать печатников, не надо привыкать к новой сервисной службе и т.д. Машину мы приобрели в полной комплектации, практически полный автомат: она сама может измерять накат краски, его регулировать, «ловить» приводку и т.д. С учетом того, что все это мы отладили под стандарт печати ISO, теперь можем гарантировать высокое качество продукции на самых разных материалах».
Вот такой необычный подход к своему развитию мы увидели в типографии «Ситипринт». Нам показался очень любопытным сам процесс переосмысления роли полиграфии на современном этапе. Типография выбрала для себя очень интересную нишу — продукт «с впечатлением». И кажется, что это будет востребовано рынком.