Как жить дальше? Продолжать снижать цену в надежде «выехать» на объеме?
Алексей, прежде чем мы перейдем собственно к бизнес-образованию и консалтингу, расскажите вкратце о своем опыте. Что послужило предпосылкой для запуска этих двух проектов?
В 1992 году мною была создана компания «Комлайн», которая занялась поставками в Россию оборудования и расходных материалов для полиграфии. Чуть позже мы запустили офсетную и цифровую типографии, где отрабатывали технологии, которые затем предлагали клиентам.
В первые годы все шло отлично, но в 2004-м мы столкнулись с проблемой медленного роста – всего в 1,5 раза за год при том, что рынок давал гораздо большие возможности. Решать эту проблему я привлек британских консультантов. Они разработали для нас новую стратегию развития, и уже в 2006 году прибыль выросла примерно в 2 раза. В 2007 году – в 2,7 раза.
Конечно, такой скачок можно было бы списать на общий рост рынка, но в те времена он рос на 35% в год, а наши показатели заметно превосходили эту цифру.
Почему вы наняли именно иностранную компанию?
Мы долго выбирали. Хорошо зная своих коллег и конкурентов, я понимал, что для решения наших задач нужно что-то принципиально новое и с четкой систематизацией в основе. Британские специалисты дали мне методологию, которую мы смогли не только применить на практике у себя в компании, но и многократно использовать уже для наших клиентов.
В дальнейшем мне потребовались новые знания, компетенции и контакты с партнерами, чтобы развивать компанию и методологию дальше. В этом мне помогла британская бизнес-школа Kingston Business School London, в которой я начал учиться. Она привлекла тем, что основой учебной программы были реальные задачи, стоящие перед учащимися собственниками и руководителями бизнеса, тогда как во многих других школах работают с абстрактными бизнес-кейсами. Более того, в Kingston BS у меня появилась возможность консультироваться со специалистами-практиками по текущим задачам, стоящим перед моим бизнесом.
До консультантов как вы видели для себя проблему вашей компании?
В то время «Комлайн» был всего лишь поставщиком оборудования. На рынке работали сотни таких компаний, и с каждым годом их становилось все больше. Из-за роста конкуренции банально падала маржа. Приходилось больше работать за меньшие деньги.
Более того, в конце 2008 г. ударил кризис, и нам пришлось концентрироваться уже не на росте, а на выживании, особенно в том, что касалось продаж оборудования и печатного производства. Здесь как раз и пригодилась методология британцев, которую мы постоянно развивали. На этом же этапе мы создали команду своих консультантов, которая прошла непростое испытание кризисом, успешно решив поставленные задачи.
Какие шаги были предприняты вашими специалистами по выходу из кризиса?
Пока все сокращали затраты, мы начали инвестировать в создание нового подразделения, которое занималось разработкой новых бизнес-моделей и стратегий для наших клиентов. Результатом его работы стал успешный запуск с нуля нескольких типографий в России и странах СНГ. Это случилось на самом пике кризиса, когда большинство полиграфистов и помыслить не могли о каких-то инвестициях и расширении.
Очень скоро количество обращений клиентов выросло настолько, что наших ресурсов стало не хватать. Кроме этого у нас выработалось понимание того, что для принципиального изменения бизнеса должен произойти серьезный перелом в сознании его руководителя. То, что на Западе называют mind shift. Но это не простой процесс, и обычно проходит время, прежде чем человек вырабатывает способность взглянуть на свои проблемы в комплексе и под другим углом.
Вот тогда у меня и родилась идея создать бизнес-школу Executive MBA MC2 и выделенную консалтинговую компанию MindShift Partners, которые дали бы руководителям методологию для создания нового бизнеса, реструктуризации старого либо для развития нового направления деятельности.
Учебная программа построена на основе той, что вы проходили в Kingston Business School?
Она основана на методологии совместных программ Executive МВА Университета Кингстона (Kingston University, Великобритания), Технологического Института Рочестера (Rochester Institute of Technology, США), а также Российской Академии Народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
В чем отличие вашей бизнес-школы от альтернатив? Все-таки рынок сегодня не страдает от нехватки предложения в области бизнес-образования.
Отличие – в отраслевой специфике, практическом подходе к образованию и консалтинговой методологии в решении задач, стоящих перед руководителями. Учебный курс заточен под индустрию медиа и коммуникаций, а ее потенциальными участниками являются полиграфисты, издатели, маркетологи, рекламщики, СМИ, распространители печатной продукции и электронного контента и другие. Сопутствующим бонусом является тот факт, что все участники программы дополнительно получат, так сказать, «перекрестное опыление»: полиграфист лучше поймет потребности рекламного агентства, издатель по-другому взглянет на бизнес распространителей и т.п.
Важным является тот факт, что обучение ведется на основе реальных бизнесов наших слушателей. Человек может учиться и параллельно воплощать полученные знания на практике в своей же компании.
Здесь я хотел бы подчеркнуть, что наши слушатели, работая над своими задачами, смогут получить помощь команды консультантов, которую в принципе невозможно собрать вне школы даже за большие деньги. Именно такая команда в свое время помогла мне в решении моих задач.
Многие полагают, что бизнес-образование – это пустая трата времени, так как учебные программы имеют мало общего с реалиями ведения бизнеса. Как вы прокомментируете такое мнение?
Я заметил одну вещь: эффективные компании часто прибегают к помощи специалистов и инвестируют в образование для быстрого и качественного развития. Причина проста: можно тратить свое время и деньги на эксперименты, а можно найти специалистов, которые сделают все, что нужно, быстрее и лучше.
Признаюсь, сегодня у меня есть ощущение, что я опоздал со своим образованием лет на 10. Учиться на своих ошибках, конечно, нужно, но это неэффективно. Лучше использовать чужие.
Думаю, не ошибусь, если предположу, что большинство руководителей бизнеса скептически относятся к образованию и консультантам. Вас это не смущает?
Меня это удивляет. На многих предприятиях печатники проходят необходимое обучение, прежде чем начать работать с машиной. Бухгалтера периодически отправляются на курсы повышения квалификации и т. д. Так почему же руководитель считает, что искусству ведения бизнеса учиться не нужно?
Инвестировать в собственные знания и опыт выгодно. Такой актив никогда не обесценится, и человек всегда сможет заработать деньги, независимо от того, что происходит на рынке. Даже если полиграфия завтра исчезнет как отрасль, у него все равно останутся навыки и методология, которые позволят определить перспективную нишу на рынке и построить в ней успешный бизнес. Сегодня это особенно важно.
Почему?
Оглянитесь по сторонам. Разве у вас не бывало ощущения, что вы куда-то опаздываете?
Мир, в котором мы живем и работаем, с каждым днем меняется все быстрее. Новые технологии развиваются настолько быстро, что те модели бизнеса, которые работали последние несколько десятилетий, за какие-то год-два оказались несостоятельными и перестали приносить деньги.
С другой стороны, трансформация рынка открывает новые колоссальные возможности для инновационных компаний, которые готовы меняться. Другой вопрос, что неподготовленным людям сложно распознать эти возможности. Те же, кто их видит, не всегда понимают, как использовать эти возможности на благо своему бизнесу.
Сегодня модно говорить о том, что типографии должны превращаться из просто типографий в маркетинговые агентства. Допустим. Но много ли вы знаете людей, которые могут внятно объяснить, как осуществить такую трансформацию? Я уж не говорю об успешных проектах такого рода.
По результатам исследований, менеджмент, понимая и принимая необходимость изменений, не всегда имеет четкое представление о способах выхода из создавшейся ситуации и занимается, как правило, симптоматическим лечением, а не поиском стратегических решений. Это мировая тенденция, характерная не только для российских или украинских компаний. Актуальный вопрос «куда двигаться дальше?» руководитель ежедневно задает самому себе, потому что больше некому.
Какова продолжительность программы, форма обучения?
Программа начинается в ноябре 2011 г. и продлится 18 месяцев.
Мы понимаем, что владельцам и руководителям бизнеса сложно оставить свой бизнес на длительный срок, поэтому разработали очно-заочную форму обучения, при которой им придется покидать бизнес всего на пять дней один раз в два месяца (3 рабочих дня плюс выходные).
Слушателям мы предлагаем такую схему.
Понедельник: постановка задач в собственной компании.
Вторник: проверка понимания задач подчиненными и корректировка.
Среда-Воскресенье: личное присутствие на программе (очный модуль).
В следующий понедельник слушатель уже находится в своем офисе и проверяет работу подчиненных. Такой подход с самого начала позволяет освоить важные для руководителя навыки делегирования. Остальное время слушатели занимаются удаленно.
В конце программы обучения все участники получат возможность пройти практику в Великобритании или США. Планируется посещение Силиконовой долины, штаб-квартиры Apple, научно-исследовательского центра НР, киностудии DreamWorks и, конечно, некоторых крупнейших издательств, типографий, рекламных агентств и проч.
Удобно. Еще один вопрос, который обычно волнует слушателей, язык преподавания?
Наши преподаватели будут читать курс на русском языке. Иностранцы – на английском. Мы понимаем, что для многих руководителей это проблема, поэтому позаботились о том, чтобы все англоязычные курсы сопровождались переводом.
Это очень важная отличительная особенность нашей программы. Далеко не все бизнес-школы предоставляют такую возможность своим слушателям.
Давайте поговорим о втором проекте – консалтинговой компании. Почему и то, и другое одновременно? Они не мешают друг другу?
Если владелец или руководитель бизнеса хочет инвестировать в себя и развивать бизнес самостоятельно, не полагаясь на внешних консультантов, то я посоветовал бы пойти в бизнес-школу. В этом случае он получает более фундаментальные знания, которые в сочетании с его собственным опытом и пониманием бизнеса могут дать долгосрочный положительный эффект.
Консалтинг же будет полезнее там, где нужно решить конкретные задачи силами команды экспертов, которые способны комплексно взглянуть на бизнес клиента со стороны. Также мы полагаем, что консалтинг больше заинтересует тех, кто по каким-то причинам не может пройти обучение в бизнес-школе. Например, в силу острой нехватки времени.
Кто будет заниматься развитием бизнеса клиентов в рамках консалтинговой компании?
Как и в случае с образованием, у нас есть интернациональная команда специалистов (американцы, голландцы и россияне), которые на данный момент осуществили несколько десятков проектов в различных областях бизнеса. Из них около десятка – за границей (Европа и США).
Команда обладает методологией, которая помогает оперативно решить ту или иную задачу клиента. Кроме этого он получает практические навыки, необходимые для того, чтобы его компания дальше могла самостоятельно продолжить развитие.
Основная задача нашего консалтингового бизнеса – разработка новых моделей бизнеса. Но потенциальные клиенты должны понимать, что для их успешного внедрения потребуются серьезные изменения в деятельности компании.
Поясните?
До 2008 г. издательско-полиграфический рынок рос со страшной силой. Деньги падали с неба. Всем нужно было новое оборудование, чтобы перелопатить как можно больше заказов. Работы хватало всем.
Но после кризиса объем печатаемой продукции резко упал, а мощности остались прежними. На рынке впервые возникла конкуренция. И если Запад к ней уже давно привык, то для нас такое состояние оказалось в диковинку.
В сознании полиграфистов произошел перелом. Они, наконец, поняли, что счастье не в печатной машине, которая сама по себе денег не приносит. Нужно либо грамотно реализовывать ценовую стратегию и зарабатывать на объеме, либо дифференцироваться от конкурентов, либо уходить из полиграфии. Большинство предпринимателей это понимают, но не знают, какие шаги предпринять на практике.
За что вы отвечаете как консультанты? Что является результатом вашей работы?
Хорошо работающий бизнес клиента. Если клиенту нужно увеличить продажи, мы можем разработать стратегию, нанять персонал, обучить его и заставить добиться поставленных результатов. Ведь часто бывает, что компания платит либо за тренинг, либо за найм персонала. Но давайте спросим себя, что нам нужно? Нанять или обучить? Нет. Нужно заработать денег, то есть выполнить план по продажам и загрузить производство! Вот этой цели мы и будем добиваться.
Структура программы Executive MBA MC2
1. Интенсивный курс Executive MBA
Классические дисциплины MBA для эффективного управления, адаптированные для владельцев и руководителей бизнеса с опытом работы: общий менеджмент, стратегия, операции и управление цепочками поставок, финансы и оценка бизнеса, маркетинг, организация и управление продажами, управление человеческими ресурсами, основы экономики и управления международным бизнесом, управление технологическими инновациями, управление изменениями, IT-технологии в бизнесе и др.
2. Инновации в медиа и коммуникациях. Разрушающие технологии
Сегодня наблюдается экспоненциальное развитие новых технологий, которые, с одной стороны, разрушают старые бизнес-модели, с другой, открывают новые возможности. В рамках этого блока разбираются успешные стратегии и бизнес-модели компаний из индустрии медиа и коммуникаций. На конкретных примерах демонстрируются взаимосвязи между составляющими компонентами этой индустрии.
3. Предпринимательство
Рассматриваются практические инструменты, позволяющие выработать стиль мышления и управления, необходимый для успешного развития бизнеса. Также предлагаются известные приемы, позволяющие преодолевать типичные кризисы, возникающие при «строительстве» компании.
4. Лидерство и персональное развитие
Лидерство не является врожденным качеством. Существуют технологии, позволяющие выявить и развить лидерские качества в руководителе. Также в этом блоке рассматриваются навыки проведения эффективных презентаций, продаж, проектной работы и др.
5. Практика, построенная на бизнесе слушателя программы (Business-based learning)
В рамках данного блока каждый слушатель программы под руководством консультантов формулирует бизнес-задачу, стоящую перед его бизнесом, и разрабатывает пошаговую стратегию для ее решения. Результаты могут быть сразу реализованы на практике.
6. Взаимодействие между профессионалами (Networking)
Бизнес становится сетевым. В процессе обучения формируются команды людей одного уровня развития и одного стиля мышления. Каждый участник нарабатывает полезные связи, которые пригодятся впоследствии и помогут оперативно решить ту или иную задачу.
7. Новейшие технологии
Изучение и применение на практике в режиме реального времени новейших технологий обучения от Apple, Google, HP и др.
Алексей Иваненко,
председатель совета директоров российской ГК «КОМЛАЙН», директор по развитию консалтинговой компании MindShift Partners, председатель попечительского совета программы Executive MBA MC2.
Получил высшее полиграфическое образование, закончил аспирантуру. Имеет степень Executive МВА в Kingston Business School (Лондон) по направлению стратегический менеджмент. Участвовал в разработке и руководстве более чем 40 проектами по созданию типографий с нуля.
images/content/Ivanenko_small.jpg