Изменения в полиграфии происходят в тяжелое время. Одна из важнейших проблем заключается в том, что молодые люди не считают печать важной частью своей жизни.
Отрасль, безусловно, меняется, но суть этих изменений зависит от того, о какой части света мы говорим. Например, в Америке наблюдается сильная потеря уверенности в печати (lost of confidence). Наличие широкополосного Интернета у огромного процента населения серьезнейшим образом повлияло на распространение информации. Люди строят свою работу и жизнь вокруг Интернета и это привело к падению объемов рекламы в газетах и журналах. Ее ценность существенно снизилась.
... ... ...
Говоря о текущем положении дел и перспективах, я разделил бы полиграфический рынок на три сегмента:
• Publishing (издательская продукция). Если говорить о газетах и журналах, то здесь наблюдается значительное падение рынка, и оно продолжится. А вот с книгами сложилась достаточно интересная ситуация. Они испытывают сильнейшее давление со стороны Интернета и устройств для чтения электронного контента, что заставляет крупных издателей пересматривать свой подход к тиражам и обуславливает их интерес к рулонным струйным машинам.
• Packaging (упаковка) – область роста. Упаковка становится сложнее, соответственно, ее производители нуждаются в инновационных решениях для изготовления такой продукции. В частности, речь идет о решениях, которые позволят повысить качество и производительность.
Особенно сильны перспективы упаковки в азиатском регионе. В некоторых странах (Китай, Индия и др.) люди долгое время покупали продукты на рынках (marketplaces). Но сейчас их предпочтения меняются, и они начинают ходить за едой в супермаркеты. А там продукты всегда упакованы, в отличие от тех, что продаются на рынках. Таким образом, формируется огромный потенциал роста для рынка упаковки вследствие изменения покупательских предпочтений.
• Commercial (коммерческая продукция). Здесь мы видим явный переход на цифровую печать и растущий интерес заказчиков к возможности комбинирования печатных и онлайновых инструментов коммуникации.
Печать, несомненно, остается важной частью процесса коммуникации, но она может и должна работать вместе с Интернетом.
... ... ...
Я вижу, что типографии меняют свои названия, и это дает нам понимание того, каким образом меняется индустрия. Предположим, если вчера компания называлась Smiths Printers, то сегодня на ее вывеске написано Smiths Communications Services.
В сегодняшних условиях типографии будут успешными в том случае, если начнут предлагать своим клиентам дополнительные услуги: дизайн, работу с базами данных, хранение готовой продукции, дистрибуцию и др.
Должны ли типографии превращаться в маркетинговые компании (Marketing Service Providers)? И да, и нет. Небольшая коммерческая типография не обладает навыками, необходимыми для того, чтобы стать маркетинговой компанией. Поэтому ей лучше договориться о сотрудничестве с дизайн-бюро, Интернет-компанией и т.п.
... ... ...
Сегодня многие типографии просто сидят и ждут, когда им позвонит клиент и даст что-нибудь на просчет. При таком подходе они не могут управлять своими клиентами. Успешные типографии гораздо теснее работают с маркетинговыми отделами заказчиков, а также с менеджерами высшего звена, а не только принт-байерами. Такие типографии не просто продают печать. Они вовлечены в процесс и участвуют в бизнесе своих клиентов.
Поэтому, крайне важно, чтобы продавец типографии теснее работал с клиентом, чтобы понимал его бизнес, планы на будущее, а не просто сидел и ждал что-то на просчет.
... ... ...
Интернет – это не только угроза, но и возможности.
Раньше в большинстве случаев клиенты типографий находились где-то неподалеку, но сегодня вы уже не можете ставить во главу угла тот факт, что вы – главная типография в районе. Это неважно.
Интернет упростил процессы коммуникации, и у полиграфистов появилась возможность вести бизнес глобально, ну или как минимум за пределами своего региона – границы и расстояния более не являются неразрешимой проблемой.
Это прекрасно видно на примере онлайн-сервисов по изготовлению фотокниг, где несколько известных ресурсов обслуживают множество клиентов из разных стран с помощью почтовых сервисов типа DHL, FedEx и проч. Это большой вызов для отрасли.
И еще один важный момент: типография завтрашнего дня должна сделать так, чтобы ее клиенту было максимально просто и удобно с ней работать. Если типография не предлагает клиенту возможность работы с ней через Интернет, то она с большой долей вероятности вынуждена будет уйти с рынка.
... ... ...
Не стоит забывать про экологичность. Полиграфическая индустрия должна убедить потребителей в том, что она не наносит вред окружающей среде. Если принять во внимание долю перерабатываемых материалов, то полиграфия, как отрасль, займет, пожалуй, первую строчку в соответствующем рейтинге.
... ... ...
Я не припомню, чтобы в полиграфии в последнее время появились какие-то яркие проекты. Разве что Memjet – компания, которой удалось создать действительно революционную технологию струйной печати. Но среди печатников никто не «выстрелил». Здесь правильнее говорить о типографиях, которые нашли возможности для роста и успешно их использовали. И если изучить такие примеры, то мы увидим, что в большинстве случаев они обязаны своим успехом решениям типа Web-to-Print.
... ... ...
Печать по-прежнему остается хорошим прибыльным бизнесом. Я не верю, что она полностью исчезнет. Почему-то многие уже забыли о том, что полиграфия входит в число самых больших отраслей.
Я думаю, что полиграфия еще долгое время будет оставаться сильной, мощной индустрией. Но не в том, виде, в котором мы привыкли ее видеть.