21 февраля на территории московской типографии «Наука» прошел круглый стол, «Состояние книжного рынка в стране и его влияние на развитие отечественного полиграфического производства». Организаторами выступили Межрегиональная ассоциация полиграфистов и «Первая образцовая типография».
Вводную для дальнейшего обсуждения традиционно дал президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Александрович Кузьмин, который кратко обрисовал основные проблемы, волнующие отечественных производителей книжной продукции.
Были названы и общее падение тиражей книг в России с 2008 года, и избыток производственных мощностей вкупе с жесткой ценовой конкуренцией, и неразвитость системы дистрибуции книг с растущим импортом полноцветных изданий...
Но главным врагом печатной книги участники круглого стола единодушно назвали электронные книги и устройства для их чтения.
Борис Александрович припомнил цитату обозревателя газеты The New Yorker Кена Аулетты (Ken Auletta), который однажды сказал, что «цифровые технологии наносят почти такой же ущерб традиционному книгоизданию, как электричество в свое время нанесло производству свечей».
«О какой поддержке печатной книги можно говорить, если даже президент страны пропагандирует с экранов телевизоров электронные читалки», – посетовал руководитель Ярославского полиграфического комбината Герт Пшистав, добавивший к списку проблем насущных еще одну – неплатежеспособность издателей и рост дебиторской задолженности».
Чуть позже участники вернулись к вопросу взаимоотношений писателей и издателей. Директор Ярославского полиграфкомбината тметил, что писатели сегодня все менее охотно идут к традиционным издателям, предпочитая искать какие-то другие платформы для запуска, а генеральный директор ОАО «Первая образцовая типография» Яков Григорьевич Соскин уточнил, что писатели уходят не столько в Интернет, сколько в другие профессии, так как заработать в Сети для них практически нереально.
«Рано или поздно мы столкнемся с тем, что люди просто перестанут писать, т.к. все их произведения, проходя через пиратов, быстро и бесплатно становятся достоянием широкой общественности», – сказал он.
Выступление Якова Соскина участники круглого стола слушали очень внимательно.
Его сложно было назвать оптимистичным. Но и излишнего пессимизма в словах докладчика не было. Даже, несмотря на то, что за последнее время ему пришлось закрыть несколько убыточных полиграфических предприятий, которыми управляла «Первая образцовая типография».
«Это были не абстрактные проценты. Это тысячи людей, миллионы вложенных средств и огромное количество бездарно использованных площадей, – заявил он. – Я уже прошел через то, о чем многие только говорят как о перспективе, так что уже можно ставить свечки»... с того самого заводика.
Яков Григорьевич уверен, что процесс продолжится и рано или поздно он накроет все книжные предприятия.
Они или реорганизуются, или закроются.
А вот государство, по его мнению, лучше не звать в помощники. «Не нужно ходатайствовать и придумывать льготы и послабления, – отметил он. – Мой опыт показывает, что спасти утопающего может только сам утопающий. Никто кроме нас – людей, которые много лет проработали в этом бизнесе – не знает, как лучше всего решить наши проблемы».
Пример со свечами и лампочками оказался очень удачным. Особенно, если вспомнить о том, что сегодня свечные заводики работают ГОРАЗДО рентабельнее, чем заводы по выпуску лампочек.
«Нужно смотреть на будущее книги без излишнего пессимизма, – призвал участников Яков Григорьевич. – Да, книжное производство меняется. Но оно остается. И становится рентабельнее».
Что же делать?
- Сокращать производственные мощности. Не нужно мечтать ни о госпомощи, ни о иностранных заказах
- Снижать себестоимость производства.
- Печать по требованию может спасти книжную индустрию, но только как бизнес-модель. Как просто установленная печатная машина – нет.
- Объединиться в подготовке кадров (больная тема для любого полиграфического предприятия).
- Объединять предприятия или делать т.н. девелоперские зоны – где разные фирмы в кооперации будут делать разную продукцию.
- Реорганизовывать предприятия по выпуску книжной продукции.