Ощущение необходимости покупки цифровой машины - Printdaily

Любая успешная типография время от времени сталкивается с необходимостью выбирать стратегию дальнейшего развития. Развитие может быть тактическим — это доукомплектация существующего парка оборудования, покупка нового программного обеспечения, прием на работу новых специалистов. Такие решения обычно не столь затратны, не требуют кардинальных изменений в структуре предприятия, у работников не меняются (или меняются незначительно) должностные обязанности. Без сомнения, такое развитие необходимо и обязательно. Но гораздо более важные изменения — стратегические. Это приобретение совершенно нового оборудования. Оборудования, требующего кардинально нового подхода к работе. Здесь мы обсудим частный случай такой стратегической перемены — покупку новой цифровой машины в дополнение к уже существующему парку флексографского оборудования.

Такое приобретение — вполне естественное развитие типографии, которая специализируется на флексографской печати. Малые тиражи и оперативность печати — реальность нашего времени, и надо уметь отщипнуть от пирога этого нового рынка. Цифровая печать лавинообразно отхватывает куски рынка у традиционных способов печати. Эта тенденция стала очевидной в последние несколько лет. Технологии сделали принципиальный скачок, снизились цены как на само цифровое оборудование, так и на расходные материалы. Отсутствие форм и минимум материала на приладку (а из этих составляющих и формируется высокая цена одной этикетки при печати малых тиражей флексографией) делает цифровую машину идеальным помощником в борьбе за заказчика в цехе флексографского производства.

Не буду здесь касаться выбора технологии цифровой печати и моделей машин — это тема отдельной статьи, но попытаюсь отметить, что нужно изменить во внутренней структуре типографии, чтобы внедрение цифровой технологии прошло максимально безболезненно.

Подготовка к приобретению — это серьезно

Мне известны случаи, когда в типографиях установлены цифровые машины, но используются они иногда, от случая к случаю. Печатник на цифровой машине у них работает по вызову — приходит только тогда, когда появляется работа. Удивительное расточительство! Цифровая машина стоит немалых денег, обучение печатника требует времени и терпения. Другая ситуация — машина уже куплена, печатника обучили, но остальные отделы типографии не готовы к новому ритму работы. Заказов через машину проходит мало, прибыль небольшая, собственники жалуются на неэффективное вложение денег в цифровое оборудование.

Поэтому типография, которая собирается окупить цифровую машину, а тем более заработать на ней, должна провести серьезную подготовку. И самое важное — эту подготовку следует проводить заранее, до покупки цифровой машины. Для удобства разобью решения на этапы.

Первый этап — программное обеспечение

ПО — это последнее, на что обычно люди готовы тратить деньги. Но в данной ситуации я поставил его на первое место. И этому есть простое объяснение. Стоимость заказа считать нужно быстро, это короткие тиражи, прибыль берется количеством! Машина не должна простаивать. Программа для расчета должна уметь компоновать этикетки внутри тиража — по ручьям, последовательно и неодинаковое количество. Быстрый расчет — это ключевой момент цифровой технологии печати. ПО должно быть единой средой, в которую включены все отделы. Менеджеры, дизайнеры, технологи, производство, бухгалтерия — все должны быть объединены единой структурой, в том числе склад: должны быть видны остатки материалов на складе и готовая продукция. Обязательно должны быть отражены все стадии прохождения заказа — это залог оперативности. Конечно, многие типографии уже имеют свои программы, и этот переход будет для них проще, но и их надо адаптировать под работу с цифровой машиной.

Второй этап — менеджеры по приему заказов

Много расчетов — много ошибок. Необходимо регулярное обучение менеджеров всему циклу допечатных, печатных и послепечатных процессов. Четкое понимание всех этапов производства позволит избежать ошибок при оформлении заказов.

В цифровой печати много так называемых непрофессиональных заказчиков, которые только начинают свое дело, открывают новое направление на рынке. Тиражи у них небольшие, но ассортимент обычно широкий. Чтобы грамотно помочь этим людям и аккуратно, с прибылью для типографии, просчитать тираж, менеджер должен хорошо владеть всеми нюансами цифровой технологии.

Третий этап — дизайнеры

Да, цифровая печатная машина значительно упрощает процесс допечатной подготовки, исчезает необходимость компенсировать неточности приводки, растискивание аналоговых печатных машин. Нет необходимости заказывать формы, что тоже упрощает задачу специалистам по допечатной подготовке. Но возникают другие проблемы, например количество видов этикеток внутри одного заказа может возрасти в десятки раз. Был случай, когда в одном заказе было 96 разных этикеток. А их надо открыть, проверить и согласовать с заказчиком.

Увеличение штата дизайнеров и их интенсивное обучение с созданием максимального количества шаблонов и схем — это неизбежность, если грамотно подходить к желанию загрузить машину.

Четвертый этап — печатник

Скорее, это оператор цифровой машины. Я сделал ставку на людей, которые ближе к допечатной подготовке, чем к традиционным печатным процессам.

Цифровая машина отличается тем, что на ней какие-то (незначительные, простые) проблемы можно исправить за несколько минут, не отходя далеко от машины. И это надо использовать. То есть все печатники должны уметь раскладывать этикетки на формате печати и их редактировать. Это усложняет процесс подготовки оператора, но позволяет сократить время прохождения заказа. Цифровая печать — направление новое, но бурно развивающееся. Специалистов на рынке мало, поэтому надо делать ставку на развитие собственных кадров.

Цвет на «цифре» и на флексомашине

Отдельно хотел бы коснуться проблемы совпадения цвета оттисков на флексографском оборудовании и цифровой машине. Эта задача настолько актуальна и сложна, что необходимо посвятить ей отдельную статью. Лучше сразу обратиться к хорошему мастеру. В нашем случае эту задачу решал известный московский специалист по цвету Дмитрий Белкин (его статью читайте в следующем номере журнала "Флекс Плюс").

И вот почему это необходимо. Заказчики, которые обратились к вам за небольшими цифровыми тиражами, со временем вырастают, и цифровая машина перестает устраивать их и по стоимости, и по скорости работы, и приходит пора переводить их на флексографию. Но этот переход должен быть максимально плавным и незаметным для заказчика. Идеальный вариант — когда заказчик не может отличить, на каком оборудовании напечатан его заказ. Естественно, не всегда это возможно, цифровые машины разные, но стремиться к этому нужно. Это поможет избежать множества проблем и конфликтов с заказчиками.