Производство вплавляемой этикетки: как реагирует HP на вызовы рынка? - Printdaily

Под диктовку рынка

Решения HP и ее партнеров, о которых пойдет речь далее, появились в ответ на изменения, происходящие на глобальном рынке производства самой разной продукции:

  • Количество артикулов (SKU) растет. Если в 2019 году 93% товаров имели один артикул, то в 2020-м около 40% товаров будут иметь несколько (данные — НР).
  • Количество вариантов дизайна увеличивается. Причин тому может быть много: это и поиск оптимального варианта с точки зрения продаж, т.н. версионизация дизайнов по географическому признаку и т.д. и т.п.
  • Тиражи этикетки и упаковки для этих товаров снижаются. Это прямое следствие предыдущего пункта. Уже в следующем году 75% заказов на печать этикетки и упаковки будут печататься тиражом менее 10 км, а средний тираж будет стремиться к 1 км.
  • Время вывода товара на рынок и его жизненный цикл сокращаются. Если в 90-х годах прошлого столетия цикл составлял в среднем 1,67 года, то в 2000-х было уже 1,08, а сегодня — 0,62, и тенденция к сокращению сохраняется. Об этом свидетельствуют данные бизнес-аналитики Colgate-Palmolive.
  • Частота обновления дизайнов растет. HP привела любопытные данные IDC, согласно которым более 25% респондентов вынуждены ежеквартально обновлять дизайн своей этикетки и упаковки в ответ на требования государственных органов. Около 20% опрошенных вынуждены делать это ежемесячно! Как следствие, около 30% представителей брендов каждый год вынуждены утилизировать около 25% печатной продукции.
  • Сложность этикетки и упаковки растет и проч.

Производство IML

Вплавляемая этикетка — один из наиболее молодых, но при этом перспективных видов этикеточной продукции. Сейчас в глобальном масштабе на нее приходится порядка 2% от общего объема выпускаемой этикетки, но темпы роста объемов выпуска увеличиваются в среднем на 5% в год, и в НР со ссылкой на исследование профильной ассоциации FINAT утверждают, что около 40% производителей этикетки активно интересуются этой технологией. Кстати, больше половины всей IML этикетки выпускают в Европе!

Технологический процесс изготовления упаковки с вплавленной этикеткой состоит из следующих основных этапов:

  • Дизайн и допечатная подготовка этикетки.
  • Печать изображения. Как правило, здесь используются специализированные BOPP или CPP толщиной 50–80 мкм, выпускаемые компаниями Treofan, Yupo, Taghleef Industries и др.
  • Послепечатная обработка этикетки. Обязательным является нанесение защитного УФ-лака (иногда в качестве альтернативы может применяться ламинирование). После этого этикетка высекается и укладывается в стопки.
  • Приплавление этикетки к пластиковой таре. Есть три способа как это сделать, но чаще всего используется метод литья под давлением.

Вплавленная этикетка фактически становится частью упаковки и превосходит самоклейку и термоусадку как с визуальной точки зрения, так и по прочности и устойчивости к разным видам воздействия: механическому, химическому, термическому и др. Основной рынок для IML — FMCG. Также IML очень популярны там, где требуется максимально прочная этикетка: например, IML хорошо подходит для декорирования ланчбоксов, которые моются в посудомоечных машинах, игрушек или спортивных товаров, испытывающих сильные механические нагрузки и т.п.

В случае использования IML процесс получения готового продукта становится проще и короче, так как этикетка прикрепляется к емкости непосредственно в процессе ее изготовления (литья), что исключает отдельную операцию по этикетированию. Кроме того, емкость и пленка для IML обычно имеют одну химическую основу, что повышает их пригодность для переработки и не требует отдельной операции по разделению тары и этикетки, которая обычно приводит к получению огромного количеству отходов, которые нужно как-то утилизировать.

Вопрос экологичности IML заслуживает рассмотрения и в более долгосрочной перспективе. Например, в некоторых странах уже сейчас осуществляется достаточно жесткое давление на тех, кто производит и использует пленочные самоклеящиеся и термоусадочные этикетки. Здесь можно вспомнить недавнюю новость об установке в Канаде первой линии для прямой печати по жестяным банкам, которая призвана решить в том числе эту проблему. И в этом контексте позиции вплавляемой этикетки, которую можно перерабатывать вместе с тарой, представляются более прочными.

Есть, конечно, и ограничения. Во-первых, материалы для IML несколько дороже, чем, скажем, для самоклеящейся и термоусадочной этикетки. Во-вторых, традиционный процесс ее производства с использованием технологии флексографской печати относительно долог и может длиться неделями в зависимости от того, заказывается ли этикетка в России или импортируется из-за рубежа. Очевидно, в этом случае не получится выпускать малотиражную продукцию, а также оперативно производить смену дизайна, если возникнет такая необходимость. А она возникает все чаще, о чем мы говорили в начале материала.

Компания HP предлагает альтернативу, которая может изменить подход к изготовлению вплавляемой этикетки (не готового продукта!), аналогично тому, как это произошло в сегментах самоклеящейся и термоусадочной этикетки, а также гибкой упаковки. Там уже работает около 2400 рулонных цифровых машин HP Indigo (из них 1500 машин — это современные узкорулонные HP Indigo 6x00 и 8000 и 200 шт. — среднерулонные HP Indigo 20000), которые с каждым годом забирают у флексографии все больший объем печати.

Можно сказать, что изобретать что-то принципиально новое для цифровой печати IML компании HP не понадобилось. Все ключевые компоненты уже давно существуют и, более того, успешно прошли обкатку на рынке в «соседних» продуктовых нишах.

Цифровая печать IML на базе решений HP

Для печати вплавляемой этикетки компания HP предлагает популярные рулонные машины HP Indigo 6900 и HP Indigo 20000 Digital Press шириной соответственно 340 и 762 мм. Вторая модель лучше подходит для тех, кто хочет производить крупноформатные этикетки для декорирования большой промышленной тары: ведер, канистр, контейнеров и т.п.

Обе машины имеют интегрированные станции праймирования, позволяющие печатать практически на любой пленке, используемой во флексографской или глубокой печати, могут обрабатывать полотно коронным разрядом, позволяют печатать белилами, а также имеют механизмы для высокоточного контроля натяжения, что дает возможность работать практически с любыми традиционными пленками, предназначенными для производства вплавляемой этикетки.

Последующее лакирование запечатанного полотна может выполняться как в линию, так и на автономном оборудовании. На выставке эта задача решалась на специализированной финишной линии AB Graphics ILC 760, установленной в линию с HP Indigo 20000 Digital Press. Лаки, кстати, тоже нужны специальные, но они есть в ассортименте многих производителей: Actega, Pulse Roll Label Products, Siegwerk, Zeller & Gmelin и др. Лаки на водной основе обычно выбирают для производства «пищевой» этикетки, но они долго сохнут. УФ-лаки полимеризуются быстрее, гораздо более стойкие и чаще используются в «непродовольственном» сегменте.

Лакированное (или ламинированное) полотно затем передается на высечку. Как правило, для этого используется специализированное автономное оборудование (хотя существуют варианты работы в линию), которое умеет не только высекать, но и аккуратно укладывать в стопы тонкие и крайне нестабильные по форме этикетки. Его производит несколько компаний, одной из которых является немецкая Schobertechnologies (в России у нее есть официальный дистрибьютор). В портфолио этого производителя есть серия машин RSM IML, предназначенных для высечки и укладки в стопу именно вплавляемой этикетки. Они доступны шириной 410, 550 и 850 мм и предназначены для тиражного производства. Но есть модель и для цифровой этикетки – DigiVariCut, которая оптимально дополняет печатное оборудование НР Indigo.

Готовая этикетка поставляется заказчику – им в данном случае выступает компания, которая производит собственно тару – в высеченном виде в стопках.

Заключение

Несмотря на то, что доля IML в общем объеме производства этикеточной продукции исчисляется считанными процентами, ее перспективы и темпы роста оцениваются специалистами положительно. В России на старте такая этикетка импортировалась, так как иностранные типографии с отлаженным техпроцессом могли предложить не только приемлемые цены, но и стабильно высокое качество. Позже доля импорта снизилась, по мере того как конкуренцию зарубежным производителям начали составлять крупные отечественные компании, которые уже наладили процесс выпуска самоклеящейся и термоусадочной этикетки и активно искали новые возможности для расширения спектра услуг и портфеля продуктов («ОКИЛ-САТО», «Печатный экспресс» и некоторые другие). Большинство из них выпускает вплавляемую этикетку на традиционном оборудовании.

HP предлагает цифровую альтернативу со всеми известными преимуществами: можно делать быстро, можно делать /относительно/ мало, можно менять дизайны и персонализировать и т.д. и т.п. В мире уже есть работающие примеры использования технологий НР Indigo в производстве вплавляемой этикетки, и производитель надеется, что они продолжат появляться и в России, где установлено 45 рулонных ЦПМ HP Indigo 6x00 и две – HP Indigo 20000 Digital Press. Первопроходцами уже стали типографии «ОКИЛ-САТО», Uniflex и некоторые другие.

Для всех, кто заинтересуется данной темой, в компании разработали специальное руководство под названием In-Mold Labeling (IML) for HP Indigo Labels and Packaging Digital Presses. How-to Guide. В нем подробно рассматривается специфика печати IML на машинах HP Indigo, приводятся рекомендации по выбору расходных материалов, технологическим режимам и проч. Руководство находится в открытом доступе, его можно запросить у специалистов НР или ее партнеров.