Цели и опорные точки

Цель этой небольшой статьи — оценить ситуацию в отрасли на основе актуальной и объективной информации, коей являются объемы печати на ЦПМ HP Indigo, отдельно по коммерческому и индустриальному сегментам. Отдельно потому, что картина в них принципиально разная. В коммерческий — по терминологии HP — сегмент попали машины, печатающие листовки, каталоги, фотопродукцию и пр. В индустриальный — этикетку и упаковку. Это деление напоминает деление на рулонные и листовые машины, но с ним и не совпадает. Даже одна и та же модель может быть отнесена к разным сегментам в зависимости от печатаемой продукции. Конечно, у «НИССА Центрум» нет и не может быть собственной статистики по всей отрасли и даже по всей цифровой печати — только по HP Indigo, — но нам представляется, что эти цифры все равно будут интересны по двум причинам. Во-первых, есть некоторая надежда, что коллеги-конкуренты также приоткроют свои цифры, и картина станет полнее. Надежда, признаюсь, небольшая — прозрачность на нашем рынке не в чести. Во-вторых, что важнее, у каждого предприятия есть собственная статистика и, сравнив ее с представленной, можно сделать полезные выводы.

Что за данные

Любые данные представляют хоть какую-то ценность, только если четко известен их смысл. На графиках приведено суммарное число краскопрогонов (или «кликов») на всех машинах HP Indigo в России. Конечно, есть ЦПМ разного формата (SRA3, B2 и даже B1) и их краскопрогоны напрямую складывать нельзя, поэтому они нормированы по площади. И, наконец, данные были переведены из абсолютных величин в относительные. За 100% был принят объем печати в среднем по обозреваемому периоду 2019 года в каждом сегменте отдельно.

Коммерческий сегмент

Во-первых, видны огромные сезонные колебания — и в прошлом году, и в этом. I квартал 2020-го был самую малость лучше аналогичного периода годом ранее, но дальше мы видим, как ограничения, обусловленные коронакризисом, «вырезали» огромный кусок во II квартале. В мае, если считать от уровня I квартала — двукратный провал, если год к году — трехкратный. Из позитива — перемена тенденции в июне, который в 2020 году стал почти на 50% лучше мая. Это выглядит особенно оптимистично, если сравнить май и июнь 2019 года. Возможно, часть спроса не пропала, а была отложена. К сожалению, III квартал 2020-го показал, что это был именно отложенный спрос, а не органический рост. В июле–сентябре 2020-го объемы печати стабилизировались на уровне ниже прошлогодних. Тем не менее, ситуация в III квартале в коммерческом сегменте оказалась существенно лучше, и накопленное падение год к году уменьшилось до величины 27% (по полугодию было 31%). Результат по-прежнему тяжелый, но, признаться, лучше, чем можно было ожидать на основании сообщений о 90% падении загрузки во многих типографиях.

Здесь автор повторит свой призыв к коллегам. Было бы очень интересно сравнить цифры как с данными по аналоговой печати, так и с данными других «цифровиков». В коммерческом сегменте цифровой печати в России царит многообразие, и приведенные цифры по HP Indigo могут отражать положение на рынке в целом, но могут и существенно отличаться.

Индустриальный сегмент

Здесь картина принципиально другая. Во-первых, видим огромный, полуторакратный рост год к году в первом квартале 2020-го. Это можно было бы объяснить ростом инсталлированной базы, но это лишь второстепенный показатель. Подробнее эту гипотезу обсудим далее. Во-вторых, видим спад в мае — глубокий, но это не провал — объем печати в мае 2020 года оказался все равно выше, чем средний по первому полугодию 2019-го. И в-третьих, наблюдается быстрое восстановление в июне. При этом в 2019 году июнь к маю падал, хотя и незначительно. В III квартале 2020-го индустриальный сегмент также сохранил набранный позитив. Как и в коммерческом сегменте, стабилизация, но принципиально другая — стабилизация на возросшем объеме.

То есть сегмент цифровой печати этикетки (а большая часть на сегодня здесь именно этикетка, упаковки — кратно меньше) в исключительно хорошей форме. По результатам первого полугодия, зафиксирован рост год к году на уровне 20%. По результатам трех кварталов, эта цифра выросла до 22%. Очень немного сегментов отечественной экономики показали такую динамику, согласитесь. Нужно, конечно, еще раз подчеркнуть, что цифры эти — только по HP Indigo. В России этикетку печатают машины еще пяти или шести брендов, но суммарная их доля по числу машин — около трети. Так что данные по ЦПМ HP Indigo, занимающим ⅔ рынка, достаточно репрезентативны.

Новые инсталляции

На протяжении 2020 года «НИССА Центрум» опубликовала данные о запуске в эксплуатацию в России семи индустриальных и одной коммерческой ЦПМ HP Indigo, а также шести отделочных линий ABG Digicon, что в адвалорном исчислении (по деньгам), вероятно, примерно соответсвует объемам ввода в эксплуатацию прочего полиграфического оборудования в целом по рынку. Львиная доля инсталляций пришлась на сегмент упаковки и этикетки. Ответ на вопрос «зачем это оборудование нужно типографиям?», думаю, понятен из графика выше. Напомню — рост на уровне 22% год к году.

А вот другой вопрос — «не эти ли машины дали прирост?» — мы собирались обсудить подробнее. Во-первых, согласно данным журнала Publish, на осень 2019-го в РФ было установлено 47 рулонных ЦПМ HP Indigo. То есть прирост в штуках составляет менее 11%, а прирост объемов печати гораздо выше. При подготовке второй версии я проверил эти цифры по счетчику активных машин. Прирост есть, как раз около 10%. Во-вторых, запущенные в самом конце полугодия машины просто не могли успеть напечатать много. В-третьих, только две из этих семи машин стали первыми HP Indigo в типографиях, тогда как еще пять пополнили существующий парк. Понятно, что от запуска в «Алайте-СПб» четвертой или в «ОКИЛ-САТО» седьмой ЦПМ объем печати в одночасье заметно не изменится, так как он определяется вовсе не суммарной скоростью машин, а объемом заказов. Об этом хорошо знают полиграфисты, но почему-то «забывают» некоторые поставщики, лихо пересчитывая скорости машин в прибыли. В общем, новые машины, конечно, сделали свой вклад, но на уровне 2–3% объема печати. Еще столько же дал отложенный эффект от ввода в эксплуатацию машин в 2019-м, но большая часть 22%-го роста — это именно органический рост загрузки.

Итого

В целом по полиграфическому рынку начало 2020 г было крайне тяжелым. Заметный спад произошел в сегменте коммерческой цифровой печати. Однако в третьем квартале падение частично отыграно, ситуация стабилизировалась, хотя и на уровне ниже прошлогоднего. А вот рынок печати упаковки и этикетки на HP Indigo оказался оазисом, причем как по новым инсталляциям, так и, что важнее, по объёму печати. Рост на 22% по сравнению с первым полугодием 2019, при этом рост ускоряющийся.

Ну и на десерт. В целом объем печати в России на HP Indigo за три квартала 2020 вырос год к году. Суммарный рост в этикетке-упаковке превысил падение в коммерческой печати и дал итоговый плюс. Что делать — люди могут перестать читать и писать, но никогда не перестанут есть и пить.