PIA опубликовала список лауреатов InterTech Technology Award 2020, вот он в алфавитном порядке по производителям.
- web2print-редактор Customer's Canvas (Aurigma);
- текстильный принтер Reggiani BOLT (EFI);
- модуль автоматического треппинга Trapper (Esko);
- программная имитация карточек цветов ColorCard (GMG);
- ЦПМ HP Indigo 100K Digital Press (HP Inc.);
- рулонная лакировальная секция H&B ExcelCoat ZRW в линию с ЦПМ HP PageWide Web Press T240 (HP Inc.);
- чернила Prosper QD и праймер Film Optimizer Agent (Kodak);
- листовая офсетная печатная машина GLX40RP для двусторонней печати (Komori);
- рулонная струйная ЦПМ для печати гибкой упаковки Sapphire EVO M (Uteco, Kodak);
- листовая струйная ЦПМ Baltoro HF Inkjet Press (Xerox);
- контроллер печати Navigator (Xitron).
Напомним:
«Программа награждения направлена на то, чтобы привлечь внимание к «действительно инновационным технологиям», которым менее трех лет, и которые, по мнению судей, окажут значительное влияние на соответствующий сегмент отрасли».
Мы же попытаемся понять мотивы членов жюри. Прикинуть насколько эти, как минимум примечательные, продукты, пригодны для отечественного рынка.
И сразу признаюсь — материал получился позитивным, но длинным.
Cофт
Софта по-прежнему много, 4 из 11, хотя и намного меньше, чем раньше. Наверное, это хороший признак. Разнообразного софта много всегда. Если он перестал занимать половину списка — это не значит, что его стало меньше. Это значит, что больше стало крупных продуктов.
Первым по алфавиту номером идет Customer's Canvas от компании Aurigma. Признаться, ранее о таком не слышал и, боюсь, долго еще не услышу. Потому, что у производителя даже есть российский сайт. И упоминание Customer's Canvas на том сайте есть. Вот только описания нет — переправляет на англоязычную версию. Понятно, что если производитель (вроде бы даже российского происхождения) не видит будущего на российском рынке, то он 100% угадал — без русского языка будущего у web2print продукта не будет точно. Хотя сама по себе тема web2print не просто актуальна. Она актуальна уже много лет и становится все важнее и важнее. Так что выбор жюри можно понять. Просто у нас будут другие продукты на рынке. Не мудрено: на английском классика — Джеймс Джойс, на русском — Лев Толстой.
Еще два софтовых лауреата очень разные. Esko Trapper — что-то про треппинг, GMG ColorCard — что-то про цвет. Но обе эти относительно небольшие компании похожи тем, что в своей области являются даже не профи, а ультрапрофи. И как если, скажем, Harley-Davidson сделала бы что-то про байки, я, даже не зная ни одной байки про те байки — поверю. Как искренне поверю Esko про треппинг, а GMG про цвет. Другое дело и тот и другой продукт — только маленькие кирпичики в здании полиграфического процесса. Прочные, надежные, но вряд ли определяющие. И в России могут пригодится, с русским интерфейсом или без.
Xitron Navigator… А вот тут я теряюсь. То есть и продукт существующий не первый десяток лет, еще во времена фотонаборов использовался, в том числе и в России. И развивающийся — существует для огромного множества выводных устройств. И базируется на надежном ядре Harlequin. Но что в нем нашли такого технологически новаторского члены жюри — я, признаться, ума не приложу. Решил посмотреть на xitron.com, но они, похоже, тоже не знают. Последний блогпост датируется 22 июня (число просмотров за три месяца — 47), ленты новостей нет вообще.
Экономный перфектор
В прошлом обзоре автор констатировал: “Нельзя, конечно, полностью исключить, что в ближайшие годы мы увидим в списке лауреатов и что-то из мира офсета. Но его точно не будет много.” И вот на улице офсета — праздник. Сколько лет такого не было, а тут настоящая офсетная машина в лауреатах — Komori GLX40RP. Не буду притворяться великим экспертам по офсетным машинам, но все же предположу чем именно эта машина привлекла внимание жюри. Формат бумаги обычный, скорость — тоже. Необычно построение перфектора, перевернуты секции, а не бумага.
Но это само по себе вряд ли стало бы причиной дать приз. Ведь любая конструкция имеет не только достоинства, но и недостатки. В данном случае пострадала прежде всего универсальность. “Идеальный перфектор” узко заточен именно на свою нишу. Мало того, что не годен для односторонней печати — даже из машины 4+4 машину, скажем, 6+2 не получить. Но и достоинство огромное — целых 10 мм. Сравним максимальный формат бумаги и размер печати у трех печатных машин в режиме двусторонней печати:
- Komori GLX40RP — 750×1050, 740×1040 мм,
- KBA Rapida 106 — 740×1060, 720×1050 мм,
- Heidelberg Speedmaster XL 106 — 750×1060, 730×1050 мм.
Видно, что у машин KBA и Heidelberg поля вдоль длинной стороны листа 20 мм, а у Komori — 10 мм. Как раз за счет необычной конструкции перфектора. 10 мм — это 1,3% экономии бумаги на ровном месте. Наверняка у машины Komori есть и другие замечательные свойства и особенности, но достоинства есть и у конкурирующих машин. Например, KBA Rapida 106 X быстрее, причем на серьезных 11%. Но, видимо, скорость — это скорость, а 10 мм — это 10 мм. И награда Komori заслуженная, машина интересная. Если вы печатаете огромные объемы, средними тиражами и сплошь 4+4, конечно. Потому, что упаковка — это никак не 4+4, короткие тиражи — это цифра, а длинные — рулонный офсет, глубокая печать и, в случае США, даже флексо.
Кстати, о флексо. Ее технологиям в этом году места на пьедестале не нашлось, в отличие от трех предыдущих. Похоже, судьи решили, что на все аналоговые технологии печати хватит и одной номинации. В любом случае, ситуация не выглядит такой уж гнетущей. Да, полдень офсета прошел, и его звезда клонится к закату. Одно место на пьедестале из 11 — это не половина, как несколько лет назад. Но история офсетной печати по прежнему далека от завершения. Для очень большой части полиграфических заказов это по-прежнему самая экономически эффективная технология. Да, эта доля сокращается, но она очень велика и останется очень большой еще долго. Меня лично это, честно сказать, радует. Хотя и не влияет на карман положительно :)
Цифра
А вот все остальное — 6 мест из 11 на пьедестале — цифровая печать. Не удивительно, но все равно много. В 2019-м было 3 из 10. Думается, в этом году и число мест увеличили, чтобы уместилось хоть что-то кроме цифровой печати. Так что будем делить цифровую печать на подвиды. Тем более что у нас представитель нового для InterTech Technology Award класса оборудования — промышленная цифровая печатная машина по текстилю. С нее и начнем
Молниеносный
С формальной точки зрения добавление текстильной машины в полиграфический конкурс - решение спорное. Но конкурс, напомню, американский. А американцы традиционно ставят бизнес интересы выше соблюдения формальных правил. За цифровой же текстиль есть как минимум три аргумента. Во-первых, сектор испытывает взрывообразный рост. Во-вторых, огромен по потенциальному рынку, так как обеспечивает одну из базовых биологических потребностей - это вам не книжки умные печатать. И в-третьих, технологически и организационно настолько близок к типографскому производству, что миграция и капитала и специалистов вполне возможна. А если учесть, что в данном случае изменение правил вряд ли повредит хоть кому-то, с решением жюри стоит согласиться. Тем более, что новичок (извините за модное слово) во многих смыслах роскошный. Уже название для EFI Reggiani BOLT подобрано для очень быстрого текстильного принтера почти идеально. По английски bolt - очень многозначное слово. Это не только собственно болт, но и арбалетная стрела, молния, рулон и даже кусок холста.
Я заинтересовался, погуглил и не пожалел. Любой струйный принтер — это головки, чернила и только в третью очередь железо. EFI вложилась в совместную разработку с одним из лидеров рынка и головки в BOLT уникальные, именно под его характеристики заточенные. С чернилами у EFI Reggiani также все в порядке. Так что смотрим на железо. 90 метров в минуту, конечно, впечатляют. Хотя меня лично слоган Run faster than your speed limit несколько коробит манипулятивностью. Вспоминается анекдот про коммивояжера: “Мадам, я хочу предложить вам каталог роскошных товаров, на которые, по словам вашей соседки, у вас нет денег”. Еще больше, чем скорость, впечатляет heavy duty, для тяжелой нагрузки, конструкция. В Пакистане за день напечатали более 100 тыс. погонных метров.
И здесь самое позитивное для российского применения. Пакистан — страна не блещущая ни технологическими, ни экономическими , ни организационными успехами. Не являющаяся, пока во всяком случае, гигантом в легкой промышленности. С невысокими доходами населения. Тем не менее в ней уже не просто нашлось место для двух EFI Reggiani BOLT, но загрузка позволяет ставить рекорды. А вдруг догоним и перегоним Пакистан?
Быстрые чернила
Еще один лауреат — Kodak с чернилами Kodak Prosper QD и праймером Film Optimizer Agent. Кстати, компании Kodak и HP получили не по одному призу, а по полтора каждая. Первый самостоятельно, второй в соавторстве с третьими фирмами. QD расшифровываеся как Quick Dry, быстросохнущие. Праймер FOA технически вообще не цифровой — наносится во флексосекции. Но он составляющая часть единого решения, серьезно расширяющего возможности использования цифровых водных чернил на небумажных носителях — пленках, столь характерных для гибкой упаковки.
Понятно, что в России решения для впечатывания в 2020 году не просто актуальны, а чуть ли ни самая животрепещущая тема из-за введения обязательной маркировки одной товарной группы за другой. Государство на примере алкогольной и табачной отрасли оценило эффект обязательной маркировки на фискальный результат и с избранного пути точно не свернет. Конкретно чернила Kodak Prosper QD с праймером FOA протестированы в ряде крупных отечественных типографий и показали значительное преимущество по сравнению с чернилами Kodak прошлого поколения. Во-первых, праймер FOA показал универсальность и совместимость как с цифровой, так и с флексографской печатью, то есть как таковой отдельный праймер для цифры оказывается не нужен. Во-вторых, праймер прозрачен, пригоден для использования на прозрачных пленках и легко выдерживает как сольвентную, так и бессольвентную ламинацию. И, наконец, это полное решение wet-on-wet (мокрым по мокрому). То есть праймер работает на огромных скоростях, его не надо высушивать перед нанесением чернил QD или флексо краски поверх него. А при нанесении поверх мокрой краски QD флексографских лаков и красок последние также показывают прекрасную к ним адгезию. Так что у Kodak Prosper QD неплохие шансы первым из лауреатов этого года преуспеть на отечественном рынке.
Говоря о расходниках вообще, нельзя не заметить важный факт: из пяти лауреатов, имеющих прямое отношение к струйной технологии, все пять завязаны на водные краски. На УФ — ни одного. Не было УФ и в 2019 г., а водные были. Это совершенно не случайно. Буквально в самые последние годы в развитых странах произошел резкий разворот в сторону расходных материалов, безопасных для здоровья и потребителя и производственного персонала. А вот УФ-чернила с большим трудом вписываются в эту тенденцию, хотя их производители и усиленно работают над вариантами менее вонючими в производстве и обеспечивающими низкую миграцию при потреблении.
ЦПМ для онлайн мира
Единственный в списке лауреат, не использующий водные чернила — HP Indigo 100K. Но это как раз исключение, подтверждающее правило. Правило-то не про воду, правило про безвредность. Краски HP ElectroInk отличаются безопасностью и экологичностью, имеют сертификаты на непрямой контакт с пищей и компостируемость отпечатков, сделанных с их использованием.
Сама же ЦПМ HP Indigo 100K просто не могла не попасть в число награжденных — новое, полностью переработанное, пятое поколение столь популярного бренда. Тем более, что 100K была объявлена совсем недавно, в момент перенесенной drupa, но уже есть примеры заказа второй машины. На фото — вторая HP Indigo 100K в типографии Onlineprinters. И название клиента в данном случае говорящее, машина специально разработана именно под задачи массовой печати в web2print типографиях. Для картонной упаковки она не подойдет совсем, тут играют HP Indigo 35K и HP Indigo 90K в формате B1. Для универсальной офсетной типографии скорее предназначена HP Indigo 15K, а 100K заточена именно под непрерывную печать “с колес”, из IT системы предприятия, автоматически обрабатывающей поток поступающих из интернета заказов. Поэтому плотная интеграция в облачную PrintOS. Поэтому время переключения с материала на материал нулевое, шесть лотков для бумаги разных сортов плюс стапельные податчик и приемник. Оба позволяют заменять палеты с бумагой, не прерывая процесса печати. Возможность напечатать пробный лист следующего заказа на другой бумаге посередине печати текущего. Автоматическая калибровка цвета прямо в процессе печати. С другой стороны, поэтому четыре цвета CMYK, а не семь из огромной палитры, как почти у всех остальных HP Indigo. Онлайн-заказчикам просто не нужно больше — на их мониторах разницы между CMYK и CMYKOGV не увидишь, а с веерами Pantone они если и знакомы, то по видосам из Youtube. :)
Будет ли HP Indigo 100K востребована в России? Зависит от того, как будет развиваться онлайн-полиграфия в стране. С одной стороны, пока не очень. С другой — Россия не раз показывала, что именно в IT технологиях русские способны перепрыгнуть несколько этапов и обогнать мировых грандов. Много ли стран в мире, где национальный поисковик или соцсети не только конкурируют с гуглом и мордокнигой дома, но и выплескиваются за границу?
Лак в линию с рулонной ЦПМ
H&B ExcelCoat ZRW — это в некотором роде лакировальная секция в составе рулонной ЦПМ HP PageWide Web Press T240 или T250. Спроектированная компанией Harris&Bruno с хорошим запасом. Cкорость — до 305 погонных метров в минуту. Ширина — от 20 до 572 мм. Работает с праймерами, водными и УФ лаками. Односторонняя или двухсторонняя конфигурация на выбор.
Большинство разработчиков вытягивает свои высокопроизводительные ЦПМ по горизонтали. Но место в производственном цеху стоит заметных денег, а потолки почти всегда высоки. Поэтому и ЦПМ HP PageWide и опции к ним спроектированы компактно. Так, ExcelCoat ZRW за счет вертикальной компоновки сушки имеет горизонтальные габариты 1,8х3 м, меньше намотчика.
Жюри отметило H&B ExcelCoat ZRW не как самостоятельное устройство (что технически возможно, но экономически менее целесообразно), а как тесно интегрированную часть комплекса с ЦПМ HP PageWide Web Press. Прежде всего потому, что такая интеграция позволяет получить при суммировании 1+1 больше двух. По качеству, возможностям, производительности.
Какие перспективы в России? В любом случае, много таких машин установлено точно не будет. Но, как показывает практика, книгопечатание не собирается умирать, а переходит вместо этого в цифру. И несколько крупных цифровых типографий в России уже есть. А дальше — конкуренция производителей железа.
Форсаж в среднем рулоне
Sapphire Evo M — совместная разработка Kodak (головки, чернила, IT компонент) и итальянской Uteco (все железо). Высокоскоростная (до 300 м/мин. на бумаге и до 200 — на пленке) струйная ЦПМ. Средний рулон — ширина печати 622 мм. Назначение — гибкая упаковка. Утверждается, что машина обеспечивает низкие эксплуатационные расходы и высокую производительность при высоком качестве печати и претендует на то, чтобы конкурировать с флексографской печатью. Цветность — CMYK, белых чернил нет, что довольно необычно для задач гибкой упаковки.
Так как у нас речь именно о наградах за технологию, место Sapphire Evo M среди лауреатов заслуженно. Машина обеспечивает новый уровень производительности, в разы превышающий доступный для цифровой печати на рынке. То есть создает новую нишу. Именно поэтому ее перспективы оценить очень нелегко. Опыт показывает, что все современные применения цифровой печати в области этикетки и упаковки если не полностью сосредоточены в коротких тиражах, то в очень значительной степени на короткие тиражи опираются. Для цифровой печати, как мы ее знаем, характерны тиражи в сотни метров, иногда тысячи. Машина скоростью 200–300 м/мин. напечатает 1000 м минуты за четыре. За 12-часовую смену — 180 таких тиражей. Боюсь, столько день за днем не наберется не только в России. Значит, надо печатать тиражи гораздо длиннее — десятки и сотни тысяч метров. Если себестоимость на Sapphire Evo M позволит победить в этом сегменте флексо — флексо умрет. Если.
Скорость в малом формате
Еще один приз достался Xerox Baltoro HF. Есть конечно, определенная ирония в том, что компания с именем, происходящим от греческого ξηρός «сухой», празднует победу с устройством на базе водных чернил, но это говорит только в пользу живучести компании — чтобы оставаться собой необходимо меняться. В конце концов, не в первый раз компания переопределяет себя. Начинал Xerox, как известно, под именем Haloid и занимался производством бумаги на основе галогенидов (устр. - галоидов) серебра.
Сам же по себе Xerox Baltoro HF довольно удачно подходит под писанные и подразумеваемые критерии организаторов InterTech Technology Award. Это быстрая цветная листовая машина формата SRA3 — нехорошо оставлять такой сегмент без приза, свет на огромных рулонных машинах клином не сошелся. Это струйная машина, что так ценит жюри, причем на политически корректных водных чернилах. И, конечно, это продукт великой американской компании — вспоминаем, что конкурс не в Бангладеш проводится. Не менее американским HP и Kodak вообще по полтора приза досталось.
Я не знаю всех ценовых деталей, но весьма вероятно, что и у нас в России быстрая листовая машина найдет своего покупателя.
Итого
Отмечу, что список лауреатов InterTech Technology Award 2020 года произвел на меня достаточно позитивное впечатление. Критиковать его, конечно, нетрудно. Начать с того, что фокус — на коммерческую печать, а решения для производства упаковки остаются на периферии интересов жюри. Повезло только не самому однозначному продукту для упаковки — Sapphire Evo M. С другой стороны, есть и другие призы и прорывные продукты без награждений не останутся.
Важнее то, что с точки зрения применимости многих лауреатов на отечественном рынке уместен оптимизм. И это не про свойства самих продуктов, критерии выбора или пристрастия жюри. Это про то, что Россия не выглядит другой планетой для продуктов-лауреатов. Что-то уже внедряется, что-то подходит. Не все, но многое. Это значит, мы в мировом тренде. Что радует.