Григорий Арутюнов, Creative Team Print: “Оклеиваем все. Печатаем на латексе” - Printdaily

Григорий Арутюнов, Creative Team Print: “Оклеиваем все. Печатаем на латексе”

За 10 лет Creative Team Print превратилась из маленького копишопа в одну из наиболее известных компаний, специализирующихся на брендинге корпоративного и коммерческого транспорта. Руководитель проекта Григорий Арутюнов рассказал, почему подавляющее большинство работ в компании печатают на широкоформатных принтерах HP Latex, и какие возможности дает компании недавно установленный и первый в России HP Latex 800 W с белыми чернилами.
Максим Мережко    •   В гостях у типографии   •   2021.09.27
Руководитель проекта Creative Team Print Григорий Арутюнов возле широкоформатного латексного принтера HP Latex 800W
Руководитель проекта Creative Team Print Григорий Арутюнов возле широкоформатного латексного принтера HP Latex 800W

От копишопа до оклейки коммерческого автотранспорта

“Двойной эспрессо, черный и без сахара, — спрашивает Григорий и, услышав утвердительный ответ, одобрительно кивает — наш человек”! Кофе быстро готовится в профессиональной кофемашине, которая стоит в небольшой кухне-столовой, так что воспользоваться ей могут и топ-менеджеры компании, и ее рядовые сотрудники. Без дела дорогая техника не простаивает — оклейка транспорта пленкой сегодня пользуется спросом, так что работы много и небольшой допинг сотрудникам только на пользу.

Сегодня Creative Team Print является одной из наиболее опытных компаний, оказывающих услуги по брендированию корпоративного и коммерческого транспорта — причем не только легковых автомобилей, фургонов и грузовиков, но также автобусов, катеров, поездов и даже вертолетов, — но такая специализация была не всегда. Примерно 10 лет назад, когда бизнес только начинался, типография работала как обычный копишоп. В активе была маленькая ЦПМ Xerox DC 12, резак Ideal и купленный под восстановление у компании Affresco широкоформатный принтер Mimaki JV5; в пассиве — небольшое количество клиентов, которые “почему-то” не часто радовали начинающих полиграфистов своими заказами.

“Соседи у нас очень тихие, — объясняет Григорий, показывая на кладбище за окном, — а вон там — промзона и рынок… Неудивительно, что трафик оставлял желать много лучшего”.

Фото: Creative Team Print

Менять удобную для себя дислокацию учредители компании не хотели, и на выручку молодым полиграфистам пришел руководитель уже не существующей компании ProVinyl Илья Крапивин, выигравший тендер “Эльдорадо” и разыскивающий подрядчика, который мог бы изготовить оклейку для 150 цельнометаллических фургонов. Он проезжал мимо и почти случайно заглянул в Creative Team Print, специалисты которой к тому моменту только-только разобрались как работать на восстановленном и переведенном с “воды” на сольвент принтере Mimaki и ламинаторе Kala. Успешно протестировав никому тогда неизвестную пленку Orajet 3551 с защитным ламинатом Oraguard 215, типография изготовила цветопробу, которую в “Эльдорадо” согласовали и выполнила заказ. С него и начался путь Creative Team Print на рынок автопленок.

“Когда мы начали целенаправленно заниматься пленками, то оказалось, что они бывают не только белыми, прозрачными и цветными — шутит Григорий Арутюнов. — Выяснилось, что пленки бывают каландрированными, мономерными, полимерными и литыми и глянцевыми, матовыми и еще много какими… Нам пришлось научиться не только оклеивать ими криволинейные поверхности автомобилей, но и разбирать их, мыть, грамотно подготавливать детали к поклейке и еще делать много разных вещей. В общем, оказалось, что это целый мир, который нам очень понравилось изучать”.

Какое-то время Creative Team Print работала как обычная типография широкоформатной печати, выпускающая рекламную продукцию, но после того как власти Москвы начали борьбу с уличной рекламой, конкуренция на рынке ужесточилась, и руководство начало искать смежную нишу, в которой было бы и свободно, и интересно.

“Примерно семь лет назад мы начали узко специализироваться на оклейке корпоративного транспорта — на тот момент в этой нише была, можно сказать, зияющая дыра, так как конкуренты не очень активно интересовались этой темой. Сейчас конкуренция, конечно, намного более плотная, но мы за это время наработали немалый опыт, а также нашли свою нишу, что позволяет нам дистанцироваться от большинства компаний аналогичного профиля”, — говорит Григорий Арутюнов.

Фото: Creative Team Print

По его словам Creative Team Print выделяет на рынке две вещи. Во-первых, компания не стремится заполучить крупных клиентов за счет минимальной цены. Например, такие гиганты как Яндекс, Озон, таксопарки и им подобные не являются заказчиками, с которыми типография хотела бы работать на постоянной основе (хотя разовые проекты, конечно, были). Они действительно обеспечивают огромный объем работы, но своей оптовой ценой подчистую выбирают ресурс компании, которого иногда еще и не хватает. Куда более интересны относительно небольшие частные заказчики с более скромным автопарком и более интересной прибылью. Также Creative Team Print охотно предоставляет услуги по печати и порезке различным компаниям, которые занимаются автостайлингом и тюнингом автомобилей. Подобные клиенты присылают свои заказы со всей России, так как в регионах не всегда можно найти печатное и финишное оборудование необходимого размера, а кроме этого зачастую приходится долго ждать пока привезут нужные пленки. У Creative Team Print есть и техника, и большой склад материалов, и возможность быстро получить то, чего на складе нет. Вот и получается, что заказчик во Владивостоке получает качественно отпечатанную и порезанную пленку из Москвы быстрее, чем в случае с самостоятельным поиском материала и подрядчика на месте.

Второе конкурентное преимущество Creative Team Print — огромный опыт работы с пленками и готовность к любым экспериментам. Компания постоянно приобретает и пробует новые материалы, а затем тестирует их на транспорте клиентов (с их разрешения, конечно).

“Оклеить пленкой автомобиль с большим количеством криволинейных деталей — задача сложная, — объясняет Григорий. — Во-первых, нужно правильно подобрать пленку. Во-вторых — грамотно подготовить макет для печати. В-третьих, после оклейки пленка должна аккуратно огибать детали, прочно на них держаться, не пузырится, не трескаться и т.п. С литыми пленками работать легче, но они дорогие, а вы попробуйте найти баланс между ценой и долговечностью и подобрать для клиента с парой сотен машин материал, который с одной стороны не будет кусаться по цене, а с другой отходит положенный срок службы”.

Стоит добавить, что деятельность компании не ограничивается оклейкой транспорта, хоть это и основное направление деятельности. Опыт работы с пленками также применяется в процессе рекламного оформления объектов, а также брендирования объектов и помещений.

Пример брендирования помещения. Фото: Creative Team Print

Переход на латекс

Изначально для печати на пленках Creative Team Print использовала широкоформатный принтер Mimaki JV5, который перевели с водных чернил на сольвентные. В какой-то момент под крупный заказ ему в помощь приобрели еще одну такую же машину японского производителя (ее потом продали), а затем, на выставке Fespa 2017 состоялось знакомство Григория с представителями компании HP и новым (на тот момент) широкоформатным латексным принтером HP Latex 570. Его качество и скорость печати настолько понравились руководителям Creative Team Print, что сразу после возвращения с выставки они приобрели данную модель и запустили ее на своем производстве.

“Вот оно, наше счастье — подумали мы после изучения принтера, — вспоминает Григорий. — Помимо оптимального соотношения скорости печати к продаваемому качеству, латекс демонстрирует невероятную всеядность, которая сольвенту даже и не снилась. Что мы только в него не заправляли — и все пленки, какие смогли найти, и холст, и эко-кожу, и даже китайскую канву (материал для вышивания крестиком), которая почти без потерь пережила несколько стирок… Везде получали прекрасный результат. И это при том, что принтер работает очень стабильно — можно заправить материал, запустить процесс печати и уйти домой, ни о чем не беспокоясь”.

Еще один плюс латексного принтера с точки зрения Creative Team Print — ресурсные печатающие головки. Они не рассчитаны на весь срок службы принтера, как у некоторых конкурентов, и должны время от времени меняться оператором — процедура эта очень простая и занимает считанные минуты. Производитель гарантирует работоспособность головок при объеме пролитых чернил до 1 л. В Creative Team Print проливали до 14 л (в среднем — 9 л), но такой объем характерен только для головок Cyan-Black и Magenta-Yellow. Головки для “лайтов”, которых льется меньше, выдерживают порядка 3–4 л, и Григорий предполагает, что срок их жизни напрямую связан с объемом пропускаемых чернил. С белилами, вероятно, будет такая же история, но НР установил на них такую же цену, как на цветные, что, вероятно, будет стимулировать пользователей печатать больше, а значит и “белые” головы прослужат тоже дольше.

“Такой подход для нас довольно удобен. Мы всегда готовы к замене и храним головки у себя на складе. У нас даже негласное правило действует — если что-то идет не так, меняй головку light cyan-light magenta , — рассказывает Григорий Арутюнов. — Процедура очень простая — открыл крышку, вынул старую головку, поставил новую, закрыл крышку и печатаешь дальше. Одна головка стоит 120 долл. и мы всегда закладываем ее цену в себестоимость готовой продукции. Зато на выходе мы почти всегда имеем принтер с новыми головками, который печатает с максимальным качеством. Здесь же можно упомянуть и более высокую укрывистость и меньший расход латексных чернил, что компенсирует их более высокую стоимость в сравнении с сольвентом. Могу сказать, что HP Latex 570 прошел 20 тыс. м2, за которые мы пролили 211 л всех цветов. Дальше каждый может сравнить эти цифры со своими показателями и ценой латексных чернил и сделать вывод о том, насколько сильно она влияет на себестоимость печати”.

Нашлись у латекса и другие, менее очевидные, но оттого не менее ценные для Creative Team Print преимущества. Например, если пленку брали грязными или потными руками и оставили “пальцы”, то при сольвентной печати они обязательно проявятся, тогда как латекс прощает и маскирует подобную небрежность в работе. Эта особенность технологии особенно полезна, когда в типографию приходят заказчики со своей пленкой — “пальцы” там есть почти всегда.

Фото: Creative Team Print

Единственное, что огорчало Creative Team Print в их HP Latex 570 — это отсутствие белил, а также маленькая технологическая особенность, которая для большинства пользователей латексных принтеров НР является плюсом, но именно в случае с Creative Team Print стала минусом. Речь идет о функциональной составляющей Overcoat, которая в современных моделях наносится поверх цветных чернил, делая поверхность оттиска более прочной к механическому воздействию, а также гладкой. Но в модели HP Latex 570 данная жидкость была сразу замешана в чернилах и получаемая гладкость играла злую шутку, так как из-за нее снижалась адгезия ламинационной пленки, которой всегда покрываются оттиски. Сразу после печати все выглядело хорошо, но при тщательной мойке под большим давлением и острым углом тонкие вырезанные элементы могли отслаиваться.

Без ламинации в Creative Team Print не обходятся, но Григорий подчеркивает, что это не связано с прочностью красочного слоя на материале — чернила прекрасно держатся и без ламинирования. Дело в том, что оклеенными машинами обычно управляют наемные водители, которые не очень-то озабочены тем, чтобы поддерживать его в первозданном виде. Кроме них негативное влияние оказывает солнце, влага, гравий, соль в зимний период, ветки деревьев, интенсивная мойка и ряд других факторов, поэтому защитная ламинация — это реальная необходимость, призванная продлить срок службы пленки на машине. Сколько реально она “живет” сказать сложно, так как у компании редко получается отслеживать каждую машину от и до. Обычно клиент ездит на протяжении 3–4 лет, после чего продает старые авто, покупает новые и снова приезжает на оклейку.

Оба условных недостатка HP Latex 570 полностью исчезли в новой модели HP Latex 800W (CMYK+Lc+Lm+White), продажи которой в России стартовали весной 2021 года. Там есть и “самые белые”, по утверждению НР, белила, и возможность отключать Overcoat, который получил отдельный картридж и печатающую головку. При этом, как утверждает Григорий, отключение Overcoat никак не влияет на другие параметры оттиска. Максимальная скорость печати HP Latex 800W выросла примерно вдвое в сравнении с предыдущей версией — до 36 м2/ч.

Кроме этого в новой модели инженеры НР уменьшили отходы материала. Если в HP Latex 570 требуется 60 см на заправку и 70 см в конце, то в новом HP Latex 800 W — это 30 и 70 см. Вроде бы мелочь, но когда клиент просит вывести цветопробу на 3 и более видах материала это дает весьма приятную экономию.

“Я внимательно следил за развитием технологии латексной печати, и когда НР выпустила гибридную модель R-серии еще до показа в России ездил ее смотреть в демоцентр производителя в Барселоне, — вспоминает Григорий Арутюнов. — Вернулся с ощущением, что за этой технологией будущее, но на тот момент для нас дороговатое. Мы понимали, что рано или поздно HP сделает рулонную машину с белилами, и как только она появилась, мы сразу ее купили. До этого, правда, сделали тесты в типографиях Zeytz и “Студия 25”, которые первыми установили у себя гибридные принтеры HP Latex R с белилами, и убедились, что все работает как надо”.

Новый латексный принтер заработал в Creative Team Print июле 2021 года и сейчас на повестке дня — эксперименты с белым цветом. В компании хотят понять, какие дизайнерские возможности он дает с точки зрения оклейки автомобилей. На момент подготовки статьи в компании уже успешно отпечатали тираж двусторонних наклеек в пять слоев — CMYK–White–Black–White–CMYK. Десять погонных метров печатали в 123 прохода в течении 9 часов, но результат получился отличный. При том что использовался белый текст на красном фоне — ничего не просвечивало. В планах — тестовая оклейка черного автомобиля, который должен был привезти клиент, готовый к экспериментам.

HP не единственный производитель широкоформатных латексных принтеров, но Григорий признается, что другие разработки в компании не смотрели: “Боимся экспериментировать. С НР нам все понятно — компания выпустила уже пятое поколение машин, в которых все детские болезни уже давно диагностированы и вылечены. А вот другим компаниям еще только предстоит пройти этот путь”. 

Компании
Creative Team Print
Люди
Григорий Арутюнов
Продукты
HP LatexHP Latex 800W

Комментарии