Диверсификация производства пандемийного периода

Какие тенденции — как негативные так и позитивные — наблюдаются на российском полиграфическом рынке и как он будет меняться в обозримом будущем?

Александр Амангельдыев Александр Амангельдыев Про бизнес

Диверсификация производства пандемийного периода

По итогам общения с руководителями типографий, которые нам довелось посетить за последние несколько месяцев, можно сделать вывод о том, что сложившаяся в мире и в нашей стране ситуация с экономическим кризисом и эпидемией коронавируса грозит существенным образом изменить весь подход к работе традиционных типографий, особенно тех, которые ориентировались на привычные коммерческие заказы. Уже сейчас очевидно, что ситуация не поменяется в ближайшее время. Пандемия — это надолго! Даже если вирус удастся победить в ближайшие месяцы, подход к бизнесу со стороны заказчиков полиграфической продукции уже вряд ли будет прежним. Многие процессы, которые активно развивались в период разгара пандемии и продолжают развиваться в течение второй волны коронавируса, прочно войдут в повседневную жизнь, и изменить это будет невозможно.

Тенденции рынка

Следует сразу отметить, что пока никаких существенных изменений не наблюдается, но в ряде случаев накопленные «мутации» приведут к необходимости изменения подходов в работе, способов взаимодействия с клиентами и, возможно, к потребности в инвестициях в оборудование, о котором раньше даже и не задумывались. Попробуем отметить некоторые тенденции рынка, которые проявились за последнее время, и понять, насколько они жизнеспособны.

  • Исчезновение целого класса полиграфической продукции. В первую очередь, речь идет о продукции для той части бизнеса, которая не могла работать в условиях сложившихся запретов. Это все, что связано с понятием HoReCa, туристическими компаниями, индустрией красоты, массовыми развлечениями и т. д. Если нет возможности работать, то и рекламную продукцию заказывать нет смысла. Так было весной и летом 2020 г. Ближе к осени запреты несколько ослабли, но возвращать полиграфические заказы компании не готовы. Во-первых, существует ожидание «второй волны», при которой «опять всех закроют» (к тому же и первая еще не полностью исчерпана). Во-вторых, туризм работает в лучшем случае на 10–15% своих возможностей, гостиницы на 40–50%, рестораны оценить сложно, но ходить в них стали существенно меньше. К чему приведет такая ситуация? Некоторый объем полиграфической продукции в данном сегменте сохранится, но он станет очень дозированным. Заказывать будут минимум продукции с коротким сроком действия. При благоприятном стечении обстоятельств повторят тираж, возможно, с изменениями. Проще говоря, вместо одного среднего тиража будет несколько очень маленьких. Типографиям нужно будет уметь их эффективно выполнить. Существенной финансовой добавки за «короткий тираж» получить вряд ли удастся.
  • Обострение конкуренции на рынке журнальной периодики. Журналы уже ощутили проблемы существенного сокращения рекламных бюджетов. Как следствие, сократятся и объемы самих журналов, и их тиражи. Разумеется, часть проблем издатели попробуют переложить на плечи типографий, которым придется осваивать процессы изготовления журналов дешево, при небольших объемах и тиражах. В этой связи существенные проблемы могут возникнуть у крупных типографий, специализирующихся на массовой периодике, изготавливаемой рулонной печатью.
  • Сокращение или даже исчезновение государственного заказчика полиграфической продукции. Государство вынуждено сильно экономить, а значит, тратить деньги будут только на «государственно значимые проекты», к которым полиграфия, как известно, не относится. Ряд типографий отмечают, например, что в этом году был сильно сокращен заказ учебников для школ. Причина проста. Учебники в школьных библиотеках есть, на следующий учебный год должно хватить. На производстве новых можно сэкономить. В этой же связи заметно уменьшен объем финансовой поддержки бумажным средствам массовой информации, а целый ряд государственных газетных изданий вообще не получили финансирования. Типографиям, которые специализировались на подобных заказах, по всей видимости, нужно искать других заказчиков. Даже если ситуация с эпидемией пойдет на поправку, государственный заказчик вряд ли вернется с прежними объемами. Те же учебники будут печатать незначительными тиражами, просто чтобы заменить полностью утраченные экземпляры.
  • Сокращение полиграфической канцелярской продукции. Это, прежде всего, календари, ежедневники, беловая продукция и т. д. В прежние годы спрос на такого вида изделия медленно снижался, и этот тренд активно усилится. Сокращение доходов населения приведет к тому, что люди совсем перестанут покупать данные изделия. Настенный календарь сложно назвать продукцией первой необходимости, поэтому от нее легко откажутся. Сохранятся школьные тетради, которые разделятся на два неравных сегмента: простейшие дешевые тетради для массового потребления и премиальные тетради для детей обеспеченных родителей, учащихся в спецшколах.
  • Сохранение заказов на книжную продукцию. Как показывает наблюдение, заказы у «книжников» есть. Конечно, объемы в этом году вряд ли даже приблизятся к относительно спокойному 2019 г., но все же объем заказов кардинально не пострадал. Впрочем, так же, как и с рекламной продукцией, издатель будет еще больше «дробить» и сокращать тиражи, чтобы существенно минимизировать складские запасы, поскольку это «замороженные средства». Как из этого будут выкручиваться типографии, не понятно. Производить объемные качественные книги малыми тиражами очень непросто. На выручку может прийти частная книга, книга по требованию, корпоративная книга. Эти сегменты вполне жизнеспособны. Тут необходимо серьезно задуматься о технологии изготовления книг в малых объемах, а если речь вести о корпоративной книге, то еще и с «премиальной» отделкой.

Положительные моменты

Из сказанного выше может возникнуть ложное понимание того, что в полиграфии все совсем плохо и перспектив двигаться дальше нет. Это не совсем так. Конечно, позитивного в текущей ситуации не много, но оно все же есть. Попробуем отметить некоторые моменты.

  • Упаковка. Нетрудно догадаться, что наиболее стабильный бизнес сегодня у производителей упаковки. Это действительно так, но с одной важной оговоркой. Упаковочные заказы, как правило, «длинные», то есть тираж производится сейчас, а деньги за него могут прийти через два–три месяца (есть такие контракты). Обесценивание российской валюты в этой связи способно полностью перекрыть всю прибыль. За последние три месяца курс рубля к евро упал почти на 15%. Если учесть, что полиграфическая отрасль сильно импортозависимая, то такое поведение российской валюты для упаковщиков губительно. Впрочем, отрадным остается тот факт, что объем заказов в упаковке в целом сохранился. Это объясняется достаточно просто: какой бы ни была эпидемия и связанные с ней ограничения, потреблять продукты питания и товары первой необходимости население продолжает. Возможно, происходит коррекция в выборе торговых марок и переход на более бюджетные из них, но в целом объемы заказов сохраняются. Более того, отмечается даже незначительный рост, связанный с  переходом от импортных товаров к российским.
  • Импортозамещение. Несмотря ни на что оно работает. В целом ряде типографий отмечали тот факт, что заказы на упаковку для российских брендов растут. В частности, речь идет о фармацевтической, парфюмерно-косметической, кондитерской упаковке и т. д. Причины легко объяснимы. Продукция зарубежных производителей в силу роста курса валют и падения покупательской способности стала недоступна для многих потребителей. Например, в косметической отрасли отмечается тенденция перехода большей части покупательской аудитории на российские торговые марки, которые не принципиально хуже, а стоят при этом значительно дешевле. Этот тренд потянул за собой производство и упаковки (причем довольно сложной), и «поддерживающей» рекламной продукции. Частично данный тренд отмечается также в пищевом производстве и, как следствие, в изготовлении упаковки для продуктов питания.
  • Книжная продукция. Как уже отмечалось выше, книжный рынок пострадал не так существенно, как рекламный. Некоторые сегменты книжного рынка и вовсе приросли. Корпоративная, событийная книги вполне сохранились. Вынужденная самоизоляция для многих «графоманов» оказалась удобной возможностью написать новые произведения, которые, разумеется, нужно отпечатать. Конечно, это не огромные книжные тиражи, но зато много мелких. С учетом того, что книжный рынок в целом не очень сильно просел (за исключением ряда сегментов, таких как учебная литература), можно уверенно говорить, что в книжном сегменте большой катастрофы нет.
  • Фотокнига. Это отдельный вид книжной продукции. Выпускные, свадьбы и другие торжественные события даже в пандемию никто не отменял. Те компании, которые на данном сегменте полиграфии специализируются, относительно легко пережили трудные времена. Есть определенная уверенность, что этот вид продукции и дальше будет существовать.
  • Премиальная упаковка. Есть определенные виды продукции, производство которых мало зависит от происходящего в стране и в мире. Имеется в виду продукция для обеспеченных людей. Даже в самые трудные времена есть состоятельные люди, которые не только не страдают от этих самых трудностей, а совсем даже наоборот. Недаром говорится: «Кому война, кому мать родная». В текущей ситуации такие люди тоже есть. Рынок дорогих премиальных товаров в нашей стране сохраняется. Любопытно, что если в Европе отмечен существенный спад продаж премиальных товаров (примерно на 15–20%), то в России этого не произошло. Более того, отмечен рост продаж премиальных авто в России за лето и осень 2020 г. почти на 30%, на премиальное жилье — на 17–20%. Разумеется, и другие премиальные товары не сильно пострадали. Причем есть среди них и такие, которым требуется упаковка, естественно, премиальная. Производство такой упаковки особенно активизируется по осени, поскольку начнется пора подготовки к Новому году, и премиальная упаковка того же дорогого алкоголя или подарочных комплектов окажется востребованной.

Тренды в диверсификации

Очевидно, что рынок полиграфической продукции постепенно будет меняться. Типографиям придется приспосабливаться к новым условиям. В плане диверсификации бизнеса можно говорить о том, что для многих типографий это путь неизбежный, если хочется сохранить бизнес. О том, какие конкретные действия нужно предпринимать каждой из типографий, никто точно сказать не сможет. Но общие тренды в диверсификации можно отметить уже сейчас.

  • Приобретение оборудования для изготовления упаковки. Многие типографии, работающие на рекламном рынке, могут попробовать свои силы в упаковке. Печатать ее можно на тех же листовых машинах, которые существуют в типографии, а вот дальнейшая послепечатная обработка потребует специализированного оборудования. Мы не раз наблюдали примеры, когда рекламная типография приобретает такое оборудование и пытается мигрировать в новый для себя рынок. С разным успехом. Но пандемия этот процесс сильно ускорит.
  • Инсталляция серьезной цифровой печатной техники. Необходимость изготавливать короткие и сверхкороткие тиражи должна создать спрос на цифровую печать. Если раньше многие традиционные типографии ограничивались простейшими цифровыми печатными машинами (используя их в основном как сервис для заказчика), то сейчас нужно будет инвестировать в серьезное цифровое печатное оборудование, способное справиться с растущими объемами небольших тиражей. Этот тренд затронет также и крупные рулонные типографии, которым придется искать пути более эффективного производства сокращающейся периодики, но при этом в больших (для цифровой печати) объемах.
  • Оснащение техникой для производства книг, в первую очередь в твердом переплете. Типографии все больше будут интересоваться производством книжной продукции и фотокниг. Поскольку требования заказчиков к книге постепенно растут, обычный переплет уже мало кого устраивает. В этой связи типографиям придется задуматься, если не о книжных линиях, то о высококачественном пооперационном оборудовании точно. Сюда же следует отнести и специализированное оборудование для фотокниг (например, для склейки страниц).
  • Необходимость в оборудовании для облагораживания полиграфической продукции. В производстве упаковки, книжной продукции, премиальных полиграфических изделий отмечается потребность в декоративной отделке. Речь может идти о приобретении как аналогового оборудования (трафаретные машины, прессы для тиснения, лакировальные линии), так и специализированных цифровых комплексов для послепечатной отделки.
  • Интерес к послепечатке для цифры. Наконец, еще одна группа оборудования, которое может оказаться востребованным в ближайшее время. Погружение типографий в цифровую печать неизбежно приведет к увеличению спроса на цифровое послепечатное оборудование, поскольку использование традиционной техники, применяемой на офсетных предприятиях, не всегда оправдано и обычно неэффективно в использовании в цифровом печатном производстве.

Здесь приведены далеко не все тренды по вынужденной диверсификации типографий. У каждого предприятия будут и свои собственные задачи по изменению профиля деятельности. Продолжающаяся пандемия еще внесет коррективы во все эти процессы. Важно отметить, что «меняться» в той или иной степени придется всем. Переждать пандемию вряд ли получится. Мир уже не будет прежним…

Распределение полиграфической продукции по тиражам в разные годы. Здесь дается попытка интегральной оценки тиражей без специального акцента на виды продукции. Это не совсем корректная оценка, но она, тем не менее, дает возможность понимания, что вне зависимости от вида продукции общие тиражи все равно снижаются. И если 10–12 лет назад средневзвешенным тиражом считалось 5 тыс. экз., то можно предположить, что к концу 2020 г. средневзвешенный тираж окажется в районе 1 тыс. экз.

Комментарии RSS лента комментариев этой статьи 

# Михаил Кувшинов 13.11.2020 13:15
В принципе сказано верно. Только слишком мягко. "Постепенно" рынок меняться уже заканчивает. Темп перемен быстро нарастает.

Комментарии

Войдите на сайт, чтобы принять участие в обсуждении. ВХОД

EMAIL-РАССЫЛКА PRINTDAILY.RU

Один-два раза в неделю.
Без спама!