Черный лебедь полиграфических выставок

Почему компании отказываются от участия в drupa и к чему это может привести?

Максим МережкоПро бизнес

Фото: Messe Düsseldorf

Недавно Bobst и Xerox, а вскоре после них и Heidelberg, официально сообщили об отказе участвовать в выставке drupa, которую, напомню, из-за пандемии коронавируса перенесли с июня 2020 на апрель 2021 года. На моей памяти ранее никто из «крупняка» не осмеливался пропускать “полиграфическую Олимпиаду”, так что сложившуюся ситуацию вполне можно назвать беспрецедентной и… тревожной.

В оффлайн мире выставки были нужны и выставки были важны! Они предлагали едва ли не единственную реальную возможность посмотреть живьем на новые разработки, оценить тенденции развития отрасли, пообщаться с коллегами и партнерами из разных стран и уехать домой с багажом брошюр, оттисков и идей для развития своего бизнеса.

Потом в нашу жизнь глубокого проникли интернет и социальные сети, позволившие быстро и удобно получать информацию напрямую от первоисточника. Не возьмусь утверждать наверняка, но, возможно, уже тогда под полиграфические выставки была заложена бомба замедленного действия, которая сработала в ближайший крупный кризис и похоронила британскую выставку Ipex, проходившую в уютном и вкусном Бирмингеме. В 2013 году большинство ключевых экспонентов отказались от участия в выставке 2014 года, которую на волне популярности решили перенести в Лондон. Организаторы пытались спасти мероприятие, вернули его обратно в Бирмингем, пытались сменить профиль на «цифру», но этим только навредили, оттолкнув от себя производителей офсетного оборудования… В общем, уже в 2015 году было заявлено, что выставка станет локальной, а в 2018 организаторы официально сообщили о ее закрытии.

Станет ли кризис COVID-19 «черным лебедем», запустившим необратимые изменения в полиграфических выставках?

Не исключено, и вот почему.

Основная причина участия в выставке — стремление продать свой продукт или услугу. В идеале — новому клиенту, который приехал на выставку и случайно или намеренно пришел на стенд продавца. Поэтому компании выкладывали от нескольких сотен до одного-двух миллионов евро за право привезти свои решения в Дюссельдорф, а посетители заблаговременно покупали билеты и бронировали гостиницы, понимая, что именно на drupa можно в одном месте посмотреть новинки, узнать о трендах в отрасли и получить массу другой полезной для бизнеса информации.

Cегодня ситуация в корне поменялась. Чтобы получить /почти/ все вышеперечисленно вовсе не обязательно тратиться на поездку и стирать ноги в попытке оббежать несколько десятков футбольных полей (примерная площадь друпы) и все посмотреть хотя бы одним глазком. Новости о событиях в отрасли каждый день приходят в почтовый ящик, а получить исчерпывающую информацию о любом продукте можно в удобное время, не отрываясь от любимого кресла, причем картинка будет четкой, звук прекрасным, а при необходимости локальные партнеры производителя подключатся к трансляции и помогут с переводом. Жизнеспособность такой концепции наглядно продемонстрировали Bobst, Kodak, Koenig & Bauer, Xeikon и другие компании, которые в первую неделю несостоявшейся drupa 2020 провели качественные онлайн-мероприятия с обзором новинок. Некоторые сделали это в студиях наподобие телевизионных, что несомненно сделало мероприятие более.. статусным что-ли.

Вот так проходила онлайн-конференция Xeikon

Конечно, кто-то скажет, что выставки — это столь необходимое живое общение и будет прав, но… действительно ли нужно платить миллион евро с одной стороны, и меньшую, но чувствительную для типографии сумму — с другой за возможность выпить пива в теплой обстановке? Особенно, если дружеское общение не заканчивается подписанием хотя бы письма о намерениях. А ведь именно об этом все чаще говоря участники выставки, отмечая, что народу-то пришло много, только толку от этого чуть.

Ну и будем честны — как много «стартаперов» появляется в полиграфии, чтобы был смысл ловить их на выставках? Рискну утверждать, что немного, и с каждым годом все меньше…А всех остальных практически все поставщики и так прекрасно знают, причем не первый год.

Кризис COVID-19 в контексте полиграфического выставочного бизнеса отличается от предыдущих тем, что участники не жалуются на сложное финансовое положение или дороговизну участия. Вместо этого они открыто говорят, что будут использовать новые форматы коммуникации с клиентами, потому что это стало возможным и потому что они считают их более эффективными.

Например, Bobst в своем пресс-релизе прямо заявил, что количество отраслевых выставок за последние десятилетие сильно выросло, но вместе с этим получили развитие и коммуникационные технологии, позволяющие эффективно делиться информацией с клиентами. И поэтому, компания планирует вывести свои Competence Centers (так называются шоурумы производителя) на новый уровень и предложить существующим и потенциальным клиентам новые способы демонстрации своих решений.

Новый Bobst Competence Center в Швейцарии

Не буду цитировать гендиректора Bobst дословно, но суть его высказывания заключается в том, что компания приступила к виртуализации всех решений, которые находятся в ее Competence Centers, чтобы иметь возможность показать клиенту в онлайне практически все, что может его заинтересовать, снимая, таким образом, ограничения, накладываемые командировками. Также он подчеркнул, что Bobst сокращает свое присутствие на отраслевых мероприятиях и таким образом, значительно снижает вредное воздействие на окружающую среду — еще один неожиданный фактор, который у нас практически никогда не принимается во внимание.

Схожие аргументы выдвинул и другой отказник — Heidelberg — заявивший о своем намерении «инвестировать в виртуальные выставочные технологии, которые сделают коммуникацию с клиентом более индивидуальной», а также сфокусироваться на региональных мероприятиях на растущих рынках и проведении корпоративных мероприятий в своих современных демозалах, которые расположены в Вислох-Вальдорфе (Германия), а также Атланте (США), Шанхае (Китай), Сан-Паулу (Бразилия) и Токио (Япония). В пресс-релизе компании подчеркивается, что демозалы отлично зарекомендовали себя как площадки для презентации техники и заключения сделок, а в год их посещают несколько тысяч клиентов по всему миру.

Одно из мероприятий для клиентов в демоцентре Heidelberg в Вислох-Вальдорфе 

Последуют ли за первой тройкой другие производители и участники drupa? Мы в редакции обсуждали этот вопрос до заявления Heidelberg и сошлись на том, что европейцы скорее всего поддержат, а японские и американские производители вполне могут и «пропустить», но немецкий концерн буквально через несколько дней показал ошибочность наших предположений. В то же время Koenig & Bauer подтвердил свое участие, но нужно заметить, что его глава одновременно является и президентом drupa 2020/2021...

В пользу отказов может говорить тот факт, что множество компаний уже заявили планируемые новинки и, таким образом, получается, что завлечь в Дюссельдорф чем-то принципиально новым у них вряд ли получится — слишком мало остается времени. А вот для оценки эффекта от участия и возможного отказа времени как раз предостаточно!

Уже очевидно, что COVID-19 будет оказывать влияние на нашу жизнь еще какое-то время, и тот же Heidelberg вполне логично отмечает, что в 2021 году выставка drupa будет не такой, как раньше. "Введение ограничений на перемещения по миру, жестких санитарных норм существенно уменьшит число гостей и затруднит коммуникацию. Не исключено, что из-за организационных сложностей не будет выставочных павильонов с традиционными экспозициями и множеством гостей", — говорится в официальном пресс-релизе компании.

Потеряют ли выставки свой статус площадок для общения клиентов и производителей со всего мира? Если да – только в этом и следующем году или навсегда? Если нет — останутся ли они такими же как раньше или появится некий новый формат выставочной деятельности. Возможно, его придумают не организаторы сегодняшних мероприятий, а производители решений для полиграфии. Быть может, это будет некая улучшенная и расширенная версия Hunkeler Innovation Days, которое практически все считают пусть не очень большим, зато очень эффективным мероприятием?

Вероятно, ответ на этот вопрос будет зависеть в первую очередь от того, насколько успешным станет виртуальное общение первопроходцев с клиентами в 2020–2021 годах. Новшества часто воспринимаются благосклонно, но некоторые из них становятся частью нашей повседневной жизни, а некоторые быстро надоедают и исчезают…

P.S. Спустя буквально пару часов после публикации данного поста пришла новость о том, что японская корпорация Komori также отказывается от участия в drupa 2021!

Комментарии

Войдите на сайт, чтобы принять участие в обсуждении. ВХОД

EMAIL-РАССЫЛКА PRINTDAILY.RU

Один-два раза в неделю.
Без спама!