Zoom
Самые очевидное изменение, которое коснулось каждого — это глубокое проникновение технологий, позволяющих вести дела удаленно. Назовем их словом zoom, хотя общаться можно в MS Teams или WhatsApp — не важно. Важно, что бизнес был вынужден обходиться не только без гольф-полей, ресторанов, конференций и выставок для обсуждения проектов, но и без непосредственного контакта вообще. Я лично последние месяцы принимал участие в нескольких сложных, многораундовых переговорах которые, по понятиям до 2020 года, просто немыслимо было вести, не оказавшись в одной комнате. И ничего — где то ударили по рукам, где-то продвинулись, но нигде не отложили до момента, когда необходимо встречаться вживую. Понятно, так у всех. Другими словами, это уже новая норма. И даже если вдруг завтра вирус сгинет как сон, как утренний туман — к старой норме будет не откат, а так, слабенький отскок дохлой кошки. Сама идея бизнес-туризма стремительно стала архаичной. Вдруг, всего за год, костюм, галстук и визитка стали почти такой же архаикой как смокинг, трость и пенсне.
Важно, что бизнес стал гораздо маневреннее. И все ваши клиенты, которые делали бизнес на старой реальности, либо переизобретут себя — и изменят потребности, в том числе в полиграфической продукции — либо пробегут по радуге. Вот чего не будет точно — не будет как раньше. Речь не обязательно про авиакомпании или отели — рестораны и модные бренды тоже несут колоссальные убытки. Что деловой костюм, что вечернее платье надевать некуда.
E-commerce
Второе по очевидности, но первое по важности изменение — тектонические сдвиги в формате торговли. Еще в 2019 г основную массу еды я раз в неделю покупал в огромном магазине. Потому, что там есть живая форель — да и вообще в разы больше выбор, чем в магазине за углом. При этом в большом магазине —дешевле. Довольно часто ходил в рестораны. В 2020 я не был в том магазине ни разу. В ресторане — раза три. Основная еда — специализированная доставка, блюда не повторяются месяц как минимум. Всякие хлеб да фрукты — магазин за углом. Технику-электронику я и раньше покупал в Сети, в отличие от одежды, но в 2020 году я был в магазине одежды или обуви один раз — сдал не подошедшую пару ботинок, купленную онлайн. Ну и да, заодно купил другие ботинки.
Традиционный торговый формат brick-and-mortar в состоянии агонии. Он, конечно, не умрет весь, но рыночная доля сократится принципиально. Для нас в полиграфии очень важно, что в электронной торговле принципиально иной взгляд на бизнес и иные приоритеты. Расстояние теряет свою значимость. Время, наоборот, становится кардинально ценнее. Электронная коммерция, click-and-mortar, крайне динамична. Это быстро переналаживаемый бизнес. Упрощая, можно сказать, что товарные запасы — зло, они съедают деньги. Риски, точнее управление ими, вообще важнейшая часть. Можно вырасти в разы и даже на порядки, нащупав золотую жилу — стеклянного потолка нет. И можно проиграть все то же почти на ровном месте.
Не вызывает удивления, что такой же ДНК электронный бизнес ожидает и от своих контрагентов. Приятно приводить собственные позитивные примеры, но здесь уместнее будет негативный. Для довольно большого проекта идет поставка — полтора десятка 40-футовых контейнеров. Почти все приходят вовремя. Несколько опаздывают на неделю. А один — на два месяца. Бизнес-процесс построен так, что без наличия всех контейнеров следующий этап невозможен. Два Месяца Потери Темпа.
Agile
Выше были, по большому счету, цитаты из Капитана — вы можете прочитать их везде. Но обратите внимание на слова-реперы: маневренность, динамичность, быстрота переналадки — слова достаточно чужеродные для традиционного производства. Это цифровые слова, характерные для производства цифрового. И не удивительно, что в самом цифровом из цифровых производств, производстве программного обеспечения, они, напротив, в ходу уже 20+ лет. Всё это значения слова agile. А еще — проворный; быстрый; живой; сообразительный; беглый; поворотливый; подвижной; юркий; расторопный; шустрый; резвый; лёгкий на подъём.
Риски сейчас и в обозримом будущем высоки как никогда, будущее мало предсказуемо. Длительный производственный цикл просто опасен. Думается, тем, кто выбирает между выйти-из-бизнеса и переопределить-себя, именно к слову agile надо присмотреться. Не так чтобы сейчас лучшее время для этого — лучшее было 20 лет назад, — но лучшее из возможных сейчас. Agile Manifesto был создан, как уже говорилось, для другой области — разработки софта, — но сам факт того, что в бурлящем котле информационных технологий, где все меняется по нескольку раз в год, сами принципы устояли на протяжении 20 лет говорит о многом. Весь наш мир скачком стал очень и очень цифровым, и здесь в реале нам придется учиться у людей "вирта". Приведу без комментариев Agile Ценности в каноническом переводе на русский, благо они универсальны:
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
- Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
- Сотрудничество с клиентом важнее согласования условий контракта.
- Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Таким образом, не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева.
Принципы гибкой разработки более конкретны. Возможно некоторые из них больше чем другие заточены именно на программную разработку. Так что какие из них подходят под ваш бизнес — придется разбираться предметно. Например, вряд ли на протяжении всего цикла создании полиграфического продукта нужно ежедневно работать с заказчиком. Все же наш продукт гораздо проще современного софта. Но все же погуглите и Agile принципы. Они позволяют увидеть каков он — новый мир.
P.S. Кстати, вы заметили сколько раз выше встречалось выражение цифровая печать? Ни одного. Потому, что речь о цифровом мире, цифровом производстве и довольно странно было бы уточнять насколько масло — масляное.
P.P.S. Да, и пожелание под елочку!...
Используйте Эффект Розенталя во благо! Помните, что ваше отношение к действительности формирует ее. Сохраняйте оптимизм — ведь за пессимистом никто не пойдет.