Восстановление рынка обеспечено развивающимися странами
FINAT, европейская ассоциация производителей самоклеящейся этикетки, сообщила в своем отчете, что в 2010 спрос на самоклеящиеся этикеточные материалы продолжил свой рост. Общий объем продаж в прошлом году исчисляется суммой в 5,7 млрд м2, что означает увеличение спроса на 11,4% по сравнению с 2009 и на 3,5% по сравнению с 2007 г. Рекордно низкие показатели были зарегистрированы в середине 2009, в разгар кризиса, но за 2010 год объему продаж в этой отрасли удалось вернуться к докризисному уровню.
В основе таких изменений – увеличившееся на 9,5% потребление рулонных этикеточных материалов с бумажной основой. На их долю приходится 70% от общего количества самоклеящихся этикеток. А сегмент аналогичных материалов на пленочной основе (ПЭ, ПП и т.д.) оправился еще быстрее. Здесь зафиксирован рост на 15,3% по сравнению с предшествующим годом. Таким образом, пленочные продукты увеличили свою долю на европейском рынке самоклеящихся материалов с 15% в начале десятилетия до 22,5% в 2010 г.
Географически на повышение общего спроса повлияли в первую очередь восточные и южные регионы Европы (включая Турцию). Здесь потребность в самоклейке возросла соответственно на 20,6% и 13%. Особенно отличились Турция, Россия, Болгария и Румыния, где годовой прирост превысил 20% – знак стремительного экономического развития. В странах с более зрелыми рынками спрос увеличился на 4,5 – 8,5%.
Однако, оптимизм членов FINAT был приглушен из-за изменения условий на сырьевом рынке. С января 2010 до января 2011 цена на древесную массу возросла на 20–25%, а стоимость смол, лежащих в основе полиэтилена низкой плотности, полипропилена и PET, увеличилась на 25–35%. Полимеры, необходимые для производства клеящего вещества, стали дороже на 65–75%. Похожая ситуация и у поставщиков краски. В ряде случаев цены на нее выросли на 30%. В то же время удорожание неочищенной нефти, вызванное нестабильностью в арабском мире, привело к увеличению транспортных расходов. Тем не менее, игроки рынка самоклеящихся этикеток, вдохновленные успешными продажами, продолжают позитивно оценивать перспективы данного сектора.
images/content/self-adhesive-labels.jpg