Первая в России цифровая печатная машина HP Indigo press 7000 заработала не в Москве. И даже не в Санкт-Петербурге. Местом ее прописки стал Екатеринбург, где расположено «Депо рекламной печати «Локомотив». В 2009 году его директор Максим Спасский решил, что пришло время переходить с офсета на цифру, и сделал семизначную инвестицию в машину, которая «запала» ему в душу еще в начале 2000 во время посещения одной из полиграфических выставок.
Подобную авантюру российский рынок воспринял неоднозначно. Кто-то сдержанно пожимал плечами, говоря «Посмотрим...». Кто-то откровенно крутил пальцем у виска... Сам же Спасский за первые два месяца выдал на гора около 800 000 кликов и был преисполнен радужных ожиданий. Во время нашей первой встречи, которая состоялась в сентябре 2009 г., он рассказывал о планах продать офсет, установить еще одну НР Indigo press 7000 и запустить web2Print-систему для приема заказов через Интернет.
На том и попрощались....
Пожать руки снова получилось только в конце мая 2011 г.
Долгий разговор в офисе у Спасского не был легким. Но за него хочется сказать спасибо. Во-первых, компании «НИССА», которая согласилась организовать встречу в Екатеринбурге. Во-вторых – Максиму, который стал одним из очень немногих директоров на моей памяти, не пытавшихся сделать хорошую мину при плохой игре.
Хотел строить рынок под себя,
а пришлось подстраиваться под рынок
Максим, полтора года назад из тебя позитив бил ключом. Планы были наполеоновские. Энтузиазм – поражал воображение. Удалось сохранить настрой?
Энтузиазм никуда не делся. А вот планы сильно разошлись с реальностью.
Изначально я планировал зарабатывать на производстве высококачественной печатной продукции малыми тиражами и видел своим конкурентным преимуществом высокое качество печати HP Indigo. Как показало время, это было ошибочное предположение. Оказалось, что в Екатеринбурге мое качество избыточно и не востребовано. На рынке есть множество маленьких тонерных машин, которые печатают хуже и дешевле. Но при этом их продукция успешно продается. Я хотел строить рынок под себя, а вместо этого пришлось подстраиваться под рынок.
Второй просчет касался тиражей. Изначально я ориентировался на работы в районе 500 экз. На практике же оказалось, что уже на двухстах экземплярах я пересекался с малым офсетом, цены в котором уронили настолько, что мне приходилось работать ради работы: я обеспечивал клики, производитель машины получал свои деньги, а я оставался в нуле.
Ну а дальше по нам ударил форс-мажор.
Как ты понимаешь, малотиражка – это вал маленьких заказов, которые невозможно принять и обработать «офсетным» методом – то есть силами менеджеров. Поэтому, я договорился с НР о поставке Web2Print-системы SmartStream Director. Сначала у меня запустили ее демо-версию, которую мы доработали и протестировали. Но когда встал вопрос, о запуске полноценного продукта выяснилось, что фирма, разработавшая движок для этой программы (не НР), находится в предбанкротном состоянии и поставка невозможна. Ее благополучно реанимировали, но, например, русификации системы нет до сих пор.
А как же 800 000 кликов на оттиске и обещания выйти на миллион еще до конца 2009 г.?
Тогда мы печатали очень много квитанций с переменными данными и, естественно, – тиражи были намного больше двухсот экземпляров. В значительной мере именно они обеспечили нам такие впечатляющие показатели в первые месяцы после запуска машины. Я надеялся, что количество таких работ вырастет после вступления в силу Закона О защите персональных данных с 1 января 2010 г. Однако его отложили на год, а сам рынок как-то непонятно для меня... закончился.
Пожалел, наверное, что связался с НР?
С чего вдруг? В случае с софтом произошли форс-мажорные обстоятельства, которые, увы, иногда встречаются. В остальном – неудачи обусловлены моими ошибками и несбывшимися прогнозы.
Возможно, это неправильно с точки зрения бизнеса, но я влюблен в машину. Железо – просто супер. Она до сих пор вызывает у меня благоговейный трепет, и я только что не целую ее, когда захожу в цех.
Что касается сервиса «НИССА» и НР, то он сильно вырос за год. Сегодня он не просто хороший, а великолепный. А это, согласись, дорогого стоит, когда мы говорим за машину, которая создает твоему бизнесу основное конкурентное преимущество.
Как отреагировали в НР и «НИССА» после того, как стало понятно, что машина больше стоит, чем работает?
Так как должны реагировать партнеры. Платежи у меня, естественно, просрочены, но машина, как ты видишь, никуда не делась и никто не чинит мне препятствий в ее эксплуатации. Наоборот, в прошлом году активно консультировали и искали вместе со мной пути решения проблемы.
В прошлом году после того, как я понял, что идея с малотиражкой себя не оправдала, у меня наступил тяжелый период. Заказов мало. Долги растут. Здоровье подводит...
Однако, на тот момент в проект было вложено около 2,5 млн. долл., а при таких инвестициях нельзя встать, сказать «ну, не получилось» и выйти в дверь. Можешь поверить, что моя мотивация была и остается на самом высоком уровне.
Тогда мы начали совместно искать решение, и примерно к августу прошлого года у меня сформировалось понимание того, чем и как я буду заниматься в будущем.
Выяснилось, что в Екатеринбурге мне практически нечего печатать кроме персонализированных фотокниг. Для этой продукции высокое качество печати HP Indigo не просто оправдывает себя. Оно необходимо. Этот рынок действительно имеет хороший потенциал, но прошло полтора года, прежде чем я смог убедиться в том, что здесь действительно можно заработать денег.
Почему так долго?
Потому что на HP Indigo 7000 нужно делать порядка 1 000 000 кликов ежемесячно. Если перевести это в количество фотокниг, то получится объем, который невозможно привлечь и запустить в производство силами менеджеров по продажам, как в офсете. Отсюда следует вывод, что заказчики должны приходить сами через сайт и сдавать готовый к печати pdf-файл.
Для этого нужно соответствующее программное обеспечение, которого мы долго не могли найти.
Я перепробовал несколько готовых продуктов, но выяснил, что они мне не подходят. Не хочу называть имена, но однажды тестировал софт, который, не обладая сколь-нибудь впечатляющим функционалом, стоил более 20 000 долл. Некоторые компании, которые его используют, насколько мне известно, печатают не более 50 книг в месяц при средней цене одной книги порядка 3000 руб. (чуть больше 100 долл. – Прим. автора). Несложно подсчитать, сколько будет окупаться такая программа.
В таком случае выгоднее посадить дизайнера, чтобы он вручную верстал альбомы в InDesign...
Так да не так. Этот путь развития годится только для старта. По мере роста объемов возникают проблемы с персоналом, логистикой... Нужно все автоматизировать. Ну и конечно книга которую верстает дизайнер для заказчика не может стоить 3000 рублей, а это уже премиальный сегмент и здесь нет вала.
Я вообще считаю, что бизнес фотокниг – это бизнес больших цифр. А делать хорошие книги на промышленном уровне можно только на хорошем брендовом оборудовании. Кустарное производство – это скорее генерация убытков, чем прибыли.
И как ты поступил с софтом?
Сначала я долго не мог понять с чего начать. Ходил на Blurb.com, Smilebooks.com, Lulu.com и понимал, что ТАК нам не сделать, хотя бы потому, что нет достаточно времени.
А потом, в один прекрасный день через какой-то немецкий сайт я вышел на разработчиков ПО из Белоруссии. С коллегами мы изучили их продукт и решили, что он нам подходит.
О ком речь?
Это модульная издательская платформа. Она называется IntexSoft и состоит из трех основных модулей: сайта, на который попадают потенциальные клиенты, CRM-системы для управления заказами и бесплатного фоторедактора, который клиент скачивает с сайта себе на компьютер для самостоятельной верстки фотокниги.
Благодаря этому продукту мы получили законченное web2print- решение, причем итоговым звеном в цепочке является оплата заказа, тогда как у некоторых конкурентов следует предложение «Позвоните нашему менеджеру».
Это в корне неправильно. Общеизвестно, что в ритейле есть непреложный закон: три ступеньки вверх – минус 15% клиентов, подвал – минус 60%. В нашей «кухне» действует что-то похожее: операция в Интернете должна заканчиваться покупкой, иначе количество клиентов будет стремиться к нулю. Тем более, что оплата через Интернет становится все более распространенной и люди уже не так боятся расстаться с деньгами, как несколько лет назад.
Не страшно было экспериментировать с абсолютно незнакомым продуктом?
Так у меня не было выбора. Срочно нужен был рабочий продукт, а белорусы достаточно быстро и профессионально внесли в свое ПО нужные нам изменения на старте и продолжают совершенствовать его в процессе нашей работы. Фактически, в «Локомотиве» стоит единственный в России работающий продукт IntexSoft, который реально помогает зарабатывать.
В чем особенность IntexSoft?
Самое главное – это наличие CRM-системы. В ней есть конфигуратор продуктов, позволяющий менять параметры книг, ценовую политику, формулы расчета и многое другое. Все изменения сразу отображаются на сайте и в клиентских фоторедакторах.
Также в CRM-систему заложена возможность реализации ко-брендинговых программ, позволяющих стимулировать партнеров их к тому, чтобы они приводили клиентов, получая за это бонусы. Это позволяет развивать проект по принципу сетевого маркетинга.
Например, я могу сделать энное количество карт с промокодом для партнера. Эти коды заносятся в базу. Когда от этого партнера ко мне приходят заказы, я делаю учет и выплачиваю бонусы тем людям, которые приносят мне работу.
Работающий пример можешь привести?
У нас в городе есть заведение, которое доставляет суши на дом. Сейчас они привозят своим клиентам заказы плюс наши карты с промокодом. Клиент может скачать программу, сделать фотобук, оформить заказ, и со следующей доставкой еды на дом ему привезут готовую фотокнигу.
Таких партнерских программ у нас около 50. В числе партнеров – ВТБ 24, «Ситибанк», «Райффайзен» и многие другие.
Впечатляет...
Мы тщательно отбираем партнеров. Они должны соответствовать качеству нашей продукции, которая неофициально признана лучшей в России.
Как это, «неофициально признана»?
Мнение профессионалов на форуме HP Community 2011, прошедшем в марте этого года.
Ты фокусируешься только на высококачественных продуктах. Дело в марже или есть другие причины?
Я считаю, что фотокнига – это продукт, который должен служить десятилетиями. Представь себе, ты печатаешь книгу, посвященную рождению ребенка, а через три года она начинает рассыпаться, выцветать и т. п. Это же нонсенс. В фотокниге не может быть мелочей. Она должна делаться на совесть и именно такого подхода мы придерживаемся у себя. Проверить, конечно, пока невозможно, но я уверен, что в этом отношении нареканий со стороны клиента не будет.
И в чем заключается ваш качественный подход?
Ну, например, качество печати на HP Indigo – вне конкуренции.
Думаю, что конкуренты с тобой охотно поспорили бы на этот счет...
Пусть спорят с моими клиентами. Не хочу никого обидеть, но в конечном итоге, именно они делают конечный выбор и голосуют кошельком.
Кроме качественной печати мы ламинируем пленкой каждую страницу фотокниги, что придает ей очень впечатляющий вид. Хотя должен признать, что ламинирование – это больше технологическая необходимость. Классный внешний вид стал приятным бонусом.
Также мы переплетаем книги вручную.
С одной стороны - дорогущая цифровая машина, способная выдавать миллион страниц в месяц, а с другой – ручной переплет? Как-то несерьезно.
А ты посмотри на это с точки зрения клиента. Вдумайся: «Ваша книга шьется вручную». Иголкой и ниткой. Стежок к стежку. Она никогда не распадется. Она будет служить вечно. Это можно использовать как сильный маркетинговый ход. Проведи параллели с эксклюзивными авто, у которых присутствует значительная доля ручной сборки. Почему никому не приходит в голову критиковать производителя за это?
А ручной постпресс не захлебнется от обилия работы?
Наши «бабушки» (в самом лучшем смысле этого слова) могут делать до 100 альбомов в день. Так что запас прочности у нас еще очень большой.
Местный владыка нас даже благословил недавно – богоугодное дело делаем
Кто у вас формирует клиентскую базу по фотокнигам?
Изначально мы думали, что в основном будем работать в основном с профессиональными фотографами, а на практике получилось, что мощный пласт заказчиков – это люди, имеющие серьезные увлечения или хобби, которые наконец находят материальное воплощение в виде книг. Например, один из наших клиентов всерьез увлекается историей российской армии – он уже пять иллюстрированных книг у нас сделал.
Еще один мощный пласт клиентов – это небедные домохозяйки, которые имеют массу свободного времени и хотят похвастаться перед подружками фотографиями, сделанными во время отпуска где-нибудь в Доминиканской Республике.
Немало заказов приходит из B2B-сектора. У меня заказывает фотокниги сеть стоматологических клиник. Только это не личный фотоальбом директора, а маркетинговый материал. Просто он оформлен не как буклет, а как настоящая книга, отпечатанная на хорошей бумаге, с переплетом и яркими иллюстрациями.
Недавно, кстати, отпечатали неплохой объем для церкви. Местный владыка нас даже благословил недавно – богоугодное дело делаем.
Ты совершенно правильно написал в своем блоге, что кроме традиционных B2B и B2C рынков есть еще B2B2C-рынок. Книгу может заказать сын в подарок маме, а она потом показывает ее на работе и приносит заказы от компании, в которой работает.
Но ведь книга по истории российской армии – это не совсем фотокнига. Этот пример, наверное, ближе к самиздату, а это несколько другой рынок...
Я не вижу ничего плохого в том, что фотокниги тянут за собой другие вещи. Те же книги для самиздата. Но я согласен, что это не одно и то же, и такие продукты логичнее продвигать в рамках отдельных направлений. Мы, скорее всего, пойдем по этому пути. Сегодня у нас есть направление по фотобукам, которое называется Locobook. Есть направление, в рамках которого изготовляется корпоративная айдентика – Locoprint. Думаю, что в обозримом будущем сделаем отдельный бренд и под самиздатовские книги.
Какие еще заказы тянут за собой фотокниги?
Ты знаешь, у меня ощущение, что многие даже не подозревают, насколько многогранен этот бизнес.
Например, у одного из наших банков фотоархив начинается примерно с 2001 г., когда они начали снимать на «цифру». А все, что было сделано до этого – пылится где-то в коробках. Думаю, они заплатят хорошую цену тому, кто оцифрует этот бумажный архив и приведет его в порядок.
Кроме этого я знаю людей, которые обладают богатейшими семейными фотоархивами. Но они не систематизированы. Вот скажи мне, сколько может стоить память, если воплотить ее в виде фотокниг?
Какими путями к вам попадают заказы?
Разными. Я бы хотел, чтобы все заказы приходили по Интернету и автоматически проходили по всем звеньям технологической цепочки. Технически это возможно, но фактически мы получаем через Интернет лишь около половины заказов. Клиенты почему-то хотят приехать ко мне в офис и поговорить. Наверное, это какая-то многолетняя привычка, которая сегодня доставляет мне немало хлопот, и забирает очень много времени.
Но есть же, наверное, случаи, когда люди просто не могут разобраться в программе? Как вы с такими клиентами работаете?
Просим их просто загрузить все фотографии в рабочий кабинет. Наш дизайнер делает макет, а заказчик его удаленно утверждает.
Как по твоему можно заставить людей работать через Интернет? И возможно ли это вообще?
Только миссионерской деятельностью, постоянно рассказывая и показывая, делая упор на ту радость, которую они получат от совместного просмотра с родными фотокниг, и добрые воспоминания, которые они переживут с ними заново!
Какие регионы ты обслуживаешь?
Пока работаю в основном на Екатеринбург, но держу в голове, что рядом находится еще три крупных по нашим меркам города.
Недавно, кстати, договорился с DHL и получил от них хорошую скидку на доставку моих альбомов заказчикам.
Как тебе удалось?
А я им показал, сколько денег мы вкладываем в рекламу, рассказал о существующих партнерских программах и озвучил планы. Этого оказалось достаточно.
Отправили фотокнигу президенту Финляндии по почте и вскоре получили ответ на email: «Большое спасибо за отлично выполненную работу». Мы были в шоке!
Как ты продаешь свои услуги?
Ооо.... Это отдельный разговор. Главное, что я понял в самом начале – невозможно на словах убедить человека купить фотокнигу, если он никогда раньше ее не видел. Мне нужно брать образец, ехать к заказчику и только после того как он ее пощупает и поцокает языком от восхищения, я могу получить заказ.
Так что основная моя работа сейчас заключается в пропаганде. Я встречаюсь с фотографами, бизнесменами, чиновниками и массой других людей и пытаюсь убедить их, что фотокнига – это отличный подарок, который они могу сделать себе или близким.
Но ведь это крайне медленный процесс. Ты можешь потратить полдня на поездку и убеждение, а получишь лишь пару книг в производство.
Смотря кого убеждать и с какой целью.
Не так давно я долго оббивал пороги администрации, рассказывая про фотокниги. Никто меня не слушал. А потом случилось открытие памятника в честь 80-летия Бориса Ельцина, на которое приехал президент Медведев. Организаторы под это дело искали что-то необычное для подарка, и тут подвернулся я со своими книгами. В итоге три моих фотографа отсняли церемонию открытия и встречу президента с губернатором. В 12:35 они залили фотографии на сервер, а в 13:35 готовую фотокнигу положили Медведеву на стол. Сначала я сделал 5 штук. Через 15 мин отдал еще пять своих. Вечером попросили допечатать еще 15 экземпляров. Всего я сделал около 40 экземпляров этой книги.
Также мы печатали фотокнигу для президента Финляндии. Точнее, мы делали альбом фоторабот Димы Лошагина с фестиваля Pori Jaz. Потом посмотрели, а там на нескольких фотографиях присутствует президент Финляндии. Мы узнали адрес и отправили экземпляр ей по почте. Можешь представить мое изумление, когда на email пришел ответ: «Большое спасибо за отлично выполненную работу. Поздравляем с праздником весны». Мы были в шоке.
А Медведев прислал письмо?
Увы, но наш губернатор благодарность объявил
Книги для президентов это здорово, но это, наверное, все-таки редкие имиджевые акции...
Не обязательно, хотя имидж для нас тоже очень важен.
Могу привести другой пример. Не так давно я предлагал напечатать персонализированные книги для выпускников одной из наших гимназий. Сначала было сплошное противостояние. Люди не понимали, за что они должны платить деньги.
Чтобы решить эту проблему мне понадобилось найти одного нужного человека в родительском комитете и сделать ему одну книгу в подарок. И все. Лед тронулся. Как только человек взял книгу в руки, все вопросы отпали, и они разместили заказ для целого класса. И это при том, что каждая книга стоила порядка 4000 руб.
Я, кстати, не только отпечатал фотокниги для этой гимназии. Мы договорились о том, что со следующего года начнем учить детей работать в нашем фоторедакторе.
Стратегический ход?
А почему нет? Я считаю, что рынка печати фотокниг в России еще нет, и я его всеми силами формирую.
Я дам детям небольшие бонусы, а они смогут самостоятельно делать фотокниги маме и папе на дни рождения.
Надеюсь, именно это столкнет рынок с места.
Ты должен давать партнерам возможность зарабатывать вместе с тобой. Только тогда у тебя будут заказы
Сколько ты тратишь в месяц на продвижение?
Страшно сказать – порядка 600 000 рублей (чуть больше 20 000 долл.). И большая часть этой суммы идет на изготовление образцов.
Я уже говорил, что в моем случае товар нужно сначала показать, а только потом предлагать купить. Поэтому приходится печатать очень много книг на раздачу и тщательно выбирать кому подарить.
Какие-то статусные вещи я делаю бесплатно или с большой скидкой, но в обмен хочу получить мощное продвижение от получателя.
Например, профессиональным фотографам мы даем скидки до 40%, но за это обязываем их поделиться впечатлениями о работе с нами в социальных сетях, форумах, своих блогах и на других популярных площадках.
А какова средняя цена книги и какой объем вы делаете в месяц?
Обычная книга у нас стоит 2500–3500 руб. (90–125 долл.) Но есть клиенты, которые заказывают эксклюзивные работы и за 5000 (180 долл.), и за 10 000 руб. (360 долл.).
Что касается объемов, то в августе 2010 года мы печатали 50 фотокниг в месяц. Сейчас выпускаем порядка 400.
А где находится точка безубыточности?
Для нас – это 700 книг в месяц. Я думаю, что мы выйдем на такой показатель к ноябрю 2011 г.
Есть какая-то специфика в формировании цены на фотокнигу?
Есть, и, как мне кажется, достаточно важная. При условии, что я печатаю 700 книг в месяц, на производство приходится порядка 35% затрат. Может показаться, что я как сыр в масле катаюсь, но это не так. Здесь важно помнить, что в отпускную цену фотокниг нужно обязательно закладывать затраты на печать образцов, а также скидки для партнеров, которые будут обеспечивать тебя заказами. Ты должен давать партнерам возможность зарабатывать вместе с тобой. Только тогда у тебя будут заказы.
С учетом этого, какой заработок остается у тебя?
Не более 25–30%.
Тяжело вообще заниматься фотокнигами?
Я тебе так скажу: я никогда в своей профессиональной деятельности не получал столько благодарностей и не испытывал столько положительных эмоций как сейчас. Работая в офсете, я себя чувствовал как старая, вышедшая в тираж проститутка. Она пытается себя продать, но ей мало кто интересуется. А сейчас я реально дарю людям радость, и они отвечают мне словами благодарности. 5 марта мы даже завели специальную книгу, в которой клиенты оставляют свои отзывы о работе с нами.
Сейчас - сложное время. У людей – множество проблем, поэтому мало кто из нас пожалеет вменяемую сумму денег на то, что принесет радость.
Мы часто забываем о счастливых моментах в своей жизни. Цифровые снимки, на которых они запечатлены, «пылятся» на жестких дисках. А фотокниги дают возможность мысленно вернуться к радостным событиям в жизни и по-новому испытать хотя бы частичку тех эмоций. Я именно это всем и объясняю. Ты же видел книгу благодарностей у меня? Найди еще хоть одну типографию, где есть книга отзывов клиентов с таким количеством позитива.
Слушай, ну ты даже меня уже почти сагитировал сделать у тебя заказ...
(Смеется). Давай я тебе вместо ответа такой анекдот расскажу:
Встречаются два друга-бизнесмена. Один грустный, а второй от счастья просто светится. Грустный его и спрашивает:
- Что такой счастливый?
- Да вот, слона себе купил!
- Ну и что?
- Как что? Дети от него в восторге – он их на спине катает в школу и из школы, на хоботе поднимает на второй этаж. В саду дорожки поливает. Да еще и дом охраняет – кто ж полезет, увидев слона? На работе занимаюсь только делом, по поводу дома голова не болит. Да и вообще, с появлением слона дела в гору пошли.
Друг задумался, а потом и говорит:
- Слушай, продай мне его, а?
- Да ты что? Как это «продай»? Да слон – это мое ВСЕ! Не могу!
- Мы ведь с тобой друзья. В детском садике на одном горшке сидели. Продай! За большие деньги продай! По дружбе...
Согласился тот продать слона за очень большие деньги. Проходит месяц. Встречаются друзья снова, а тот, что слона купил, похудел килограмм на 10, под глазами синяки от бессонницы, да и сам чернее тучи. Продавший слона его спрашивает:
- Что случилось?
- Да слон этот, будь он не ладен...
- А что слон?
- Весь дом разломал, сад изничтожил, дети его боятся, спать по ночам невозможно – трубит проклятый. Соседи жалуются. Дома вонь жуткая. Жена ушла... любовница – тоже. Деньги кончаются. Делом заниматься некогда – только и успеваю чинить то, что этот проклятый слон ломает.
Друг головой покачал и говорит:
- Нет, брат, с таким настроением ты слона не продашь.
То есть ты просто хороший оратор?...
Нет, не просто. Я сам верю в эту идею, и это дает мне возможность хорошо продавать. Более того, моя вера помогает мне заряжать окружающих. В фильме «Начало» Леонардо ДиКаприо сказал: «Самый страшный вирус – это идея». И мне своей идеей – в хорошем смысле – удалось заразить немало людей.
Кроме того – я не один. Есть много людей, которые желают мне добра. HP и «НИССА» очень сильно желают мне добра и очень хотят, чтобы у меня все получилось (смеется).
Я все время где-то свечусь: где-то печатаюсь, где-то даю комментарии, где-то кого-то фотографирую... Я постоянно занимаюсь пропагандой того, что я делаю. Я уже давно никому не дарю ничего иного кроме фотокниг и подарочных сертификатов, и люди благодарны мне за такие подарки.
Наверное, мне по жизни везет на людей, которые в меру своих возможностей помогают мне в бизнесе.
В заключение, что скажешь? Какой урок извлечен из последних полутора лет работы?
Я был человеком с офсетным мышлением, который взял мощную цифровую машину и вдруг понял, что продавать ее услуги так же как раньше он не может. Я, конечно, предполагал, что будет непросто, но не подозревал, что работать будет НАСТОЛЬКО сложно.
Все мои текущие проблемы связаны с непониманием этого вопроса в то время, когда я покупал машину. Но себя ругать бесполезно. Ситуация изменилась. Когда мы с тобой встречались в прошлый раз, были свежи воспоминания о «жирном» 2008 г. и все ждали, что вот-вот закончится кризис и все снова станет хорошо. Но теперь-то мы понимаем, что ТАК хорошо уже никогда не будет.
Я немного обобщу сейчас, но все же... Автомобили в свое время заменили лошадей. Но ведь остались клубы, конные школы и все такое. Да, их стало намного меньше, но при этом они приобрели оттенок некой элитарности. В книжном сегменте происходит, примерно, то же самое. Бумажных книг становится меньше. Но в гаджеты и электронную форму уходит обычное чтиво, а хорошие книги, которые остаются на бумаге, становятся высококачественным, эксклюзивным продуктов. Это могут быть энциклопедии, подарочные книги, иллюстрированные фотоальбомы и, конечно, фотокниги.
Плохая фотокнига не нужна никому. Это продукт, который должен служить десятилетиями. Это персонализированный подарок, в котором очень велика эмоциональная составляющая.
Так что я обращаюсь ко всем тем, кто интересуется рынком производства фотокниг: «Присоединяйтесь, и давайте вместе дарить людям радость»!
... и зарабатывать на этом?
Ну, разумеется (смеется).
СПРАВКА
Максим Спасский, директор Депо рекламной печати «Локомотив» (Екатеринбург)
Родился 21 сентября 1969 г.
Образование высшее
Стаж в полиграфии 24 года
Женат, дочери 20 лет, сыну 8 лет
Хобби компьютеры, модели Warhammer
Любимый афоризм
«Какой самый живучий паразит? Бактерия, вирус, кишечный глист. Мистер Кобб, хочет сказать "ИДЕЯ". Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавится от нее уже практически НЕВОЗМОЖНО. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове». Мистер Кобб (герой Леонардо ДиКаприо в фильме «Начало»)
Депо рекламной печати «Локомотив» (Екатеринбург) основано в 1991 г.
Услуги/продукция цифровая печать персонализированных фотокниг и малотиражной продукции
Штат 37 человек
Площади 600 метров (в собственности)
Оборот/объемы производства по направлению цифровой печати – около 1 500 000 рублей.
Оборудование
допечатное: фиолетовая СtP-система Heidelberg Prosetter 74 с проявочным процессором Glunz&Jensen /Raptor 68/ Silver (серебросодержащие пластины), копировальная рама SACK и проявочный процессор Glunz&Jensen Inter Plater 66
печатное: четырехкрасочная листовая офсетная машина Heidelberg Speedmaster SM 74, семикрасочная цифровая офсетная машина промышленного класса HP Indigo press 7000
послепечатное: одноножевая резальная машина WOHLENBERG 76 и 92 Cut-tec, ламинатор Formica Foliant 520, листоподборочно-брошюровочная линия Duplo System 5000 (4 башни по 10 лотков, автоматический брошюровально-фальцевальный модуль DBM-500, модуль фронтальной подрезки блока DBM 500 T, стапелеукладчик DBM-500STR), термобиндер C.P.Bourg BB3002, автоматическая линия по навивке металлической пружины ЛБ-700, фальцевальная машина Duplo 1000, каттер Duplo 645 Pro.