Позитив против страхов - Printdaily

Позитив против страхов

Интервью с учредителем типографии «Циферблат» Максимом Румянцевым — основателем типографии «Любавич», ныне молодым писателем.
Максим Мережко    •   Про бизнес   •   2022.07.26
Максим Румянцев
Максим Румянцев

— Максим, вы, наверное, потираете руки от удовольствия, что продали типографию «Любавич» до всех нынешних событий?

— Меня уже троллили коллеги – мол, я – ведьма: откуда то знал, что будет пандемическая истерика, потом спецоперация, и успел сбежать из активного бизнеса. Не поверите, но, когда началась заваруха, даже мелькали мысли вернуться в активный бизнес. Это же особый драйв - упоение в бою и бездны мрачной на краю! Но, правда, потом это желание боя рассасывается. Возраст, наверное ☺. Хотя остаюсь президентом цифровой типографии «Циферблат» - не участвую в оперативном управлении, но переживаю за все перипетии борьбы. Теперь главное мое поприще – писательство. Сам себе бросил вызов – достигнуть каких-то высот в еще одной сфере. Очень конкурентной, сложной, где спрос также не растет, как и печатном деле.

— О чем пишете?

— Наконец, закончил книгу-автобиографию. Про становление себя как бизнесмена. Казалось, что описать свою жизнь легко. Но пыхтел два года. По мере продвижения к финалу изменилась и концепция книги, и жанр, и даже главные лейтмотивы.

— И какие они?

— Бизнесмены, достигшие успеха, делятся на две неравные части. Одни уверены, что их победы — это результат труда. Таких большинство. Меньшинство (и я в их числе) — считают, что львиную долю успеха обеспечило везение. Это основной посыл. Я его заложил, когда начинал книгу. Захотелось на своем примере показать, что это верная гипотеза.

— А разве не «везет тому, кто везет»?

— Это так, но только частично. Если оглядеться на пройденный путь беспристрастно, то каждый заметит, что то тут, то там обстоятельства оказывались удачными. Не зависимо от собственных телодвижений. Я где-то на десятом году предпринимательства стал замечать, что «оба, как сложилось удачно». И начал наблюдать. Как я вообще попал в полиграфию? Совершенно случайно. Надо было заниматься предпринимательством в 1992-ом году, чтобы прокормить семью — вот и двинулся в бизнес. Тогда работал корреспондентом в заводской многотиражке. Рядом с журналистикой — только печатное дело. Кто же мог предположить, что полиграфия даст свечку в девяностые? Что можно будет без начального капитала достичь успеха? Чистая случайность. Или когда покупал СtР-систему в 2004-ом. Большинство конкурентов считало, что это дорогостоящая блажь, модная штучка — не более. А мне было любопытно, и «Любавич» ввязался в новую технологию. Оказалось, что заказчики моментально сглотнули крючок. Они готовы были переплачивать за СtР-пластины только ради того, чтобы типография взяла на себя ответственность за точность цветопередачи. А при пленочной технологии мы могли отфутболить капризного клиента в репро-студию, где он, якобы, вывел некачественные пленки. Вот этот нюанс — взять ответственность на себя — дал мощный приток заказов. Кто мы мог об этом догадаться? Я не мог. Повезло!

— И получилась теория везения? Можно ее взять как методику?

— Нельзя. Я это понял, пока писал. Вижу, получается этакий учебник с назидательными нотками — «делай как я, и будет тебе счастье». А мне не хочется навязывать свою точку зрения, особенно в таких не «научных» категориях как «везение», «нужное место в нужное время». И я изменил интонацию. Каждый предприниматель должен найти свой собственный стиль, чтобы привлечь госпожу удачу. Я лишь набрасываю варианты и углы зрения. И вкрапляю в текст рассказы из жизни директора, письма сыну, мини-пьесы. А мой главный вывод — вообще касается бизнеса лишь вскользь. Получился не учебник, а роман в жанре фьюжен: совместил несовместимое ☺.

— И все-таки тезисно: как привлечь фортуну?

— Прочтите книгу, подберете свой путь. Я сформулировал тринадцать гипотез. Например, одна — «поступай вопреки». Все предприятия в кризис переходят в оборону, сокращают инвестиции и рекламу. А ты лезь в атаку. Так у меня было в 2009-ом. В «Циферблат» купили Xerox Igen, в «Любавич» — Xerox Nuvera. С одной машиной получилась промашка, зато другая дала прибыль и рост доли рынка. На круг – плюс. У каждого предпринимателя своя нумерология. У меня, например, на одну неудачу – одна удача. Универсальное правило: советую всем позитивный взгляд на свое дело. Вот сейчас директора-полиграфисты разделились на два лагеря. Пессимисты считают, что худшее в отрасли еще впереди, когда закончатся в стране запасы запчастей и импортных расходных материалов. А оптимисты считают, что худшее прошло в марте-апреле, когда непонятно было рухнет ли спрос на печатные услуги или нет?

— И позитивисты побеждают?

— Окончательного ответа у меня нет. Но главное — никто не закрыл дело, спрос на печатную продукцию сохранился. Это главное. Не равномерно по сегментам. В упаковке ситуация лучше, в рекламе — хуже, но в ноль не ушло. Это уже основа для борьбы за победу. Экономика страны выруливает. Сейчас все коллеги говорят, что спад есть, но обычный, летний — без сверх обвалов. Если уж совсем будет плохо с запчастями, можно вернуться к «ромайорам» ☺. Мы в девяностые с них начинали, и все счастливы. Оптимизм притянет к себе и заказы, и решения проблем. Это моя точка зрения. Даже в таком спорном шаге как покупка сейчас новой импортной цифровой машины. Казалось бы — бред сейчас инсталлировать какой-нибудь Xerox. И сложно организационно, но, главное, страшно. Вот там, где кажется страшно — там и нужно водить жалом: подумать, поискать... именно там и скрывается радость побед. Везде можно поймать попутный ветер. Если повезет, конечно. Анализ прошлых кризисов, — а они в среднем происходят раз в пять лет — всегда для любопытных и бесстрашных предпринимателей появляется окно возможностей. Типография «Любавич» и в 1998-ом, и в 2008-ом, и в 2014-ом выходила с ростом бизнеса. Мне интуитивно кажется, что сейчас «окно» особенно распахнется. Кто сам уходит с рынка, освобождает ниши. Ко мне обратились одни поставщики азиатских офсетных красок — просят арендовать площади под склад: собираются расширяться. Здорово!

— Вы верите в нынешний директорский корпус? Что полиграфисты будут искать и найдут такие прорывные сектора рынка?

— Про нынешнее поколение директоров — интересный вопрос. Мы, кто ворвался в бизнес в девяностые в тридцатилетнем возрасте, сейчас постепенно сходим с подмостков истории в зрительный зал. На сцене главную партию играют сорокалетние. Их ряды заметно разреженнее. И совсем не видно «подлеска» — тридцать плюс. Для будущего отрасли нужны «безбашенные» энтузиасты. А когда пробовать и рисковать, как не в молодости? А полиграфия в России из перспективной перешла в разряд «зрелой»: умеренная рентабельность, сложный рынок труда, инертность мышления. Вести бизнес напряженно. К выносливости нынешнего поколения я отношусь скептически. Но с другой стороны, меньше активных конкурентов, значит, больше шансов на удачу для тех, кто рискнул. Надо только веселить Мироздание неожиданными ходами. Оно подскажет куда и когда двигаться.

— Коллеги уже прочли вашу книгу?

— Да, уже есть отзывы. Самый приятный от моего друга, директора тульской типографии «Борус» Миши Тенцера: «Написано как будто про меня! Это история нашего поколения: для меня читать — наслаждение. Книга must have для всех предпринимателей!»

Но больше откликов от среднего поколения — тридцать плюс-минус. Я хотел, чтобы книга «звала в бой» и вроде так молодежь ее и восприняла. Но есть и «критика» со стороны «несогласных» с моими выводами. Это тоже хорошо.

— Вы напечатали тираж?

— Напечатал — как же автор-полиграфист без бумажной книги! Хотя, когда просят подписать, то комплексую. Но основное распространение, конечно, электронно – через "Литрес".

— А почему под псевдонимом?

- Когда набирали первую мою книгу сделали опечатку и перепутали буквы. А мне такой вариант понравился – менее распространенная фамилия получилась. Вот и оставил так. 

Люди
Максим Румянцев
Загрузка комментария ... Комментарий будет обновлен после 00:00.

Оставить свое мнение первым

Войдите, чтобы написать...

Комментарии