В США и Европе есть компании принимающие заказ на печать визиток, буклетов и листовок только онлайн, такие как Vistaprint.com с оборотом более 1 млрд. долларов, Moo.com с невероятной динамикой роста и целый ряд более мелких, но достаточно успешных с финансовой точки зрения компаний (например Overnightprint.com, Printrunner.com и.т.п).
Несмотря на бум электронной коммерции, в России компании, которые примеряют западную Web2Print модель для российского рынка, пока не добились крупного успеха.
Имея опыт работы в Web2Print на западном и российском рынке, я попробую выделить основные факторы, препятствующие бурному развитию приема заказов онлайн:
Онлайн интерфейс (Web2Print) при заказе визиток сам по себе не является конкурентным преимуществом для клиента. Люди, получающие удовольствие от создания собственной визитки – это скорее нишевой рынок. Большинство людей предпочтут доверить создание макета профессионалам и задать вопросы менеджеру при размещении заказа.
Конкурентным преимуществом западных онлайн-принтеров является цена. Низкие цены достигаются за счет создания эффективного процесса принятия заказа: отсутствия стоимости создания макета, исключения процедуры согласования, автоматизации передачи в печать, а так же за счет массового производства. По сути, вместо 500-600% процентной наценки они делают 200-300% наценку на себестоимость печати, что при больших объемах и малых операционных расходах выражается во внушительные цифры.
Для того, что бы добиться низких цен и массового производства онлайн-принтеру нужно уметь привлечь большой трафик на свой сайт и убедить клиента купить (и купить много, чтобы оправдать затраты на привлечение клиента). Западные онлайн-типографи – это матерые компании в электронной коммерции, которые в первую очередь умеют продавать онлайн и содержат огромный штат программистов, маркетологов и аналитиков. В цифрах это можно описать так: для стандартной продажи в 30 долларов, стоимость изготовления и доставки – менее 10 долларов. 20 долларов тратится на рекламу, а прибыль берется из повторных продаж. Выживет тот, кто умеет эффективно потратить 20 долларов рекламного бюджета и заставить клиента купить несколько раз.
Несмотря на то, что на российском рынке присутствуют хорошие Web2Print программные решения, обычная типография, создавшая или купившая такое решение, вряд ли сможет привлечь достаточное количество трафика через онлайн каналы, чтобы создать конкурентное преимущество в виде низкой цены и иметь сколько-нибудь ощутимую прибыль. Добиться успеха с большей вероятностью смогут компании, имеющие хороший опыт в электронной коммерции и рассчитывающие на тысячи заказов в месяц.
Однако перед компаниями электронной коммерции, рассчитывающими на тысячи заказов и организующими централизованное массовое производство, встает вопрос доставки, который является сильным блокирующим фактором. Российские доставочные компании и почта проигрывают европейским по стоимости или срокам в разы. В цифрах это выглядит следующим образом: в Европе стоимость изготовления комплекта визиток примерно 60 рублей, стоимость доставки для крупного ритейлера: 30-40 рублей! Поэтому печатать централизовано и доставлять – выгодно.
В России стоимость изготовления комплекта визиток составляет приблизительно те же 60 рублей, а вот стоимость доставки даже внутри одного города – 150-250 рублей. Доставка между городами курьерскими компаниями обходится значительно дороже: 300-400 рублей. При этом на мой взгляд, основной рынок для онлайн-принтера лежит вне Москвы и Санкт-Петербурга, так как в этих городах есть высокая концентрация оффлайн-типографий. Тарифы почты России на пересылку визиток тоже превышают 150 рублей, а сроки и сервис почты заставляют клиентов отказаться от такого способа доставки. Таким образом, конкурентное преимущество онлайн-принтера в цене скрадывается стоимостью доставки, а сроки доставки и привычка рынка к оперативной полиграфии дают преимущество обычным типографиям, выполняющим заказ день-в-день или на следующий день.
Итак, модель онлайн-типографии с централизованной печатью, приносящая миллионы долларов в США и Европе, с большой вероятностью провалится в России и во многих других странах. Причина этого – уникальность экономической среды США и Европы с точки зрения логистики.
На мой взгляд, модель можно адаптировать для Российского рынка избавившись от централизованной печати, но сохранив эффективность процессов принятия заказа – то, что мы стараемся сделать в "ЛемонПринт". А именно, использовать Web2Print решение и опыт в электронной коммерции для привлечения клиентов и автоматизированного принятия заказов онлайн и в стандартизированной форме направлять заказ в типографию-партнер в непосредственной близости к заказчику – в его городе или даже районе. Стандартизированная форма заказа и гарантии со стороны принявшей заказ онлайн-компании (назовем ее брокером), позволят типографии-исполнителю не тратить время и ресурсы на согласование заказа, прием оплаты и ведение клиента, а значит предложить значительно лучшие цены для клиентов, пришедших по каналу Web2Print.
На сегодняшний день, для типографии такая форма сотрудничества не будет являться основным источником дохода из-за низкой маржинальности и сравнительно небольшого объема заказов в данном городе или районе. Но такое сотрудничество принесет дополнительные обороты и поток клиентов в типографию плюс небольшую дополнительную прибыль по продуктам, которые обычно для типографии убыточны (визитки).
В будущем, возможно, рынок придем к тому, что все стандартные продукты: визитки, листовки, календари - будут заказываться через онлайн-брокера, оставив типографиям время и ресурсы для работы с высоко-маржинальными уникальными заказами.