В начале марта крупнейшие производители цифровых печатных машин публично отреагировали на «ситуацию в Украине».
Canon, Konica Minolta и Ricoh опубликовали на своих сайтах заявления о приостановке поставок любой продукции в Россию.
Найти подобное заявление на сайте НР не удалось, хотя западные издания — например, Bloomberg — пишут, что компания приняла такое же решение.
Xerox официально молчит (на момент публикации).
Продажи нового оборудования в России сегодня мало кого волнуют, но все хотят понять как печатать дальше на том, что уже установлено, после того как на складах поставщиков закончится тонер и необходимые запчасти. Такие вопросы поступали в том числе к нам в редакцию, поэтому мы «сделали несколько звонков». Это были не официальные запросы — на них сейчас не отвечают — поэтому дальнейшая информация без имен.
Прямо сейчас внятного ответа на мучающий всех вопрос ни у кого нет.
Ни в представительствах, ни в компаниях-дистрибьюторах не могут четко объяснить как будут завозиться расходники. И будут ли вообще. Отрасль впервые оказалась в ситуации, которую невозможно было не то что предсказать — тогда можно было бы заранее разработать "аварийный" план действий, — но хотя бы даже предположить. Краткосрочный план — поддержать существующих клиентов и продавать складские запасы, исходя из среднемесячного объема потребления каждым конкретным клиентом. По крайней мере, на словах декларируется именно такой подход. Дальше — поиск возможных способов привезти в Россию материалы и запчасти.
Не исключено, что кому-то удастся наладить каналы поставок через страны, которые не ввели санкции и с которыми у нас сохраняется существующая логистика и финансовые связи. Возможно, там будут открыты представительства или созданы компании-посредники, которые будут принимать товар от производителя и потом переправлять его в Россию. В этом контексте хорошей новостью можно считать тот факт, что некоторые производители в принципе готовы отгружать товар своим партнерам, но только не напрямую. Для кого-то это может быть рабочий вариант, но вряд ли его удастся реализовать быстро.
Очевидно, что типографии будут самостоятельно искать и пытаться привозить расходные материалы и запчасти. Вряд ли кто-то из поставщиков будет запрещать им это делать, учитывая невозможность выполнять свои обязательства по клик-контрактам. Здесь хорошая новость в том, что сервисные службы поставщиков работают и оказывают своим клиентам посильную помощь.
Чисто теоретически, возможна нормализация "ситуации" и возобновление работы с Россией. На эту мысль наводит тот факт, что все компании использовали в своих релизах слово suspend (приостановить), а не cease или stop (прекратить, остановить). Как приостановили, так и возобновить могут, но здесь останется другая проблема — разорванные логистические и финансовые цепочки между Европой и Россией. Так что даже если компании будут готовы отгружать продукцию в Россию, ехать она будет все равно не напрямую, что приведет к удорожанию продукции и увеличении сроков поставки.
На данный момент ситуация такая. Будем следить за развитием событий и сообщать по мере поступления новой информации.
Если кому-то есть что сказать — пишите здесь в комментариях или присылайте официальные заявления. Опубликуем!
Максим Мережко,
главный редактор PrintDaily.ru