Михаил Авраменко, технический директор, книжная типография «Буки Веди» (Москва)
Бренд «Буки Веди» появился на полиграфическом горизонте полтора года назад. За последние несколько месяцев дела компании стремительно идут в гору — типография полностью обновила печатный парк, перейдя на профессиональную цифровую технику (сегодня на предприятии установлено 7 цифровых машин), серьезно модернизировала парк послепечатного оборудования и даже успела переехать, удвоив тем самым производственные площади. Решение специализироваться на цифровом производстве книг малыми тиражами вылилось в рентабельный и весьма перспективный проект. Какова причина его бурного развития: удачное стечение обстоятельств или новый тренд в книгоиздании? Об этом мы поговорили с техническим директором типографии «Буки Веди» Михаилом Авраменко.
Производство книг цифровым способом «Буки Веди» осваивать с нуля не пришлось — за плечами этого коллектива 10-летний опыт работы в полиграфии. Некогда это была небольшая типография, работающая на ризографах. Когда настало время расширять производство и переходить на более технологичный способ печати, руководству пришлось принципиально решить, по какому пути развивать производство. В отличие от большинства полиграфических компаний, ушедших в офсет, Михаил принял решение в пользу цифровой печати. Здесь и инвестиции в оборудование в разы меньше, чем в офсетном производстве, и исключен целый этап по изготовлению печатных форм, да и скорость обработки заказов намного выше. Единственная проблема: в то время стоимость профессиональной цифровой техники была несоизмеримо высокой, и это делало ее недоступной для большинства начинающих свой бизнес полиграфистов. Поэтому самым оптимальным вариантом на тот момент стало приобретение цифровых принтеров. Около семи лет на них печатали книги и пособия для учебных заведений, научные монографии, авторские издания. Для такой печатной продукции, содержащей в основном текстовую информацию, требования к качеству полиграфического исполнения не слишком высоки. Отсутствие фотографий и серых плашек, требующих передачи полутонов и градаций серого, позволяло легко справляться с заказами на черно-белую печать. За годы типография обросла внушительным количеством печатных аппаратов?— 4?цветными и 13 принтерами для черно-белой печати и необходимым пооперационным оборудованием для изготовления твердого переплета, термоклеевого скрепления и книг в мягких ламинированных обложках. Однако изменившаяся в последние годы ситуация на книжном рынке кардинально повлияла и на развитие самой типографии.
Почуяв перемены...
«В 2010 г. произошло резкое падение книжного рынка — по разным оценкам, от 30 до 45%, — рассказывает Михаил Авраменко. — Будучи тесно связанными с книжным бизнесом, мы как производители острее ощутили потребности издателей в снижении тиражей. К сожалению, это неизбежная мера: если продолжать выпускать книги тиражами 3000–5000 экз., то распродать их возможно будет только через несколько лет, а это слишком длинный срок возврата инвестиций, если вообще можно об этом говорить с учетом издержек на складирование и естественное устаревание изданий, уменьшение их продажной стоимости. Поэтому задача вполне очевидная — начать изготавливать книги малыми тиражами. Однако вопрос в следующем: потребности на рынке существуют, а кто их будет удовлетворять? С одной стороны, есть крупные книжные производства, но их инфраструктура не позволяет выпускать небольшие тиражи книг с низкой себестоимостью. С другой?— существует ряд мелких типографий с простым набором послепечатного оборудования, которые могли бы изготовить мелкий тираж, но при этом никто из них не гарантирует должного качества исполнения интегрального, твердого переплета или КБС. При таком раскладе сил на рынке у нас возникла задумка создать мини-полиграфкомбинат, который будет ориентирован на качественное изготовление книг, но при тиражах до 1000 экз.».
Иными словами, для создания нового бренда «Буки Веди» сложились весьма благоприятные условия: во-первых, сама ситуация в книгоиздании подсказала направление, в котором нужно двигаться, а во-вторых, сегодня на рынке появилось доступное по цене цифровое оборудование, обеспечивающее надлежащее качество печати, и которое, как говорит Михаил, «не стыдно показать клиентам».
Производители, услышьте нас!
Реализация проекта «Буки Веди» началась весной 2011?г., однако этому предшествовали долгие переговоры с производителями печатного оборудования. Добиться от них понимания, по словам Михаила, получилось не сразу. Как он пояснил, ситуация выглядела следующим образом?— на рынке реально сформировалась потребность в печати книг малыми тиражами, при этом отчетливо просматривалось, что такая тенденция сохранится и в дальнейшем. Решить эту задачу возможно, в частности, с помощью цифровой печати, что предполагает растущий спрос на цифровую технику. Однако основная проблема в том, что ценовая политика поставщиков оборудования зачастую завышена и выстраивается с учетом максимального использования возможностей машины, а не с точки зрения уменьшения стоимости оттиска для конечного заказчика, что было актуально на тот момент.
«Мы общались со всеми ведущими производителями цифровой техники, просчитали все возможные варианты, однако только в компании Konica Minolta нас смогли услышать. Пожалуй, это единственный производитель, который проявил гибкость и пошел на своего рода эксперимент, предложив оптимальное решение в области печати малотиражных книг. Для нас самым важным была готовность производителя в конечном итоге вывести печать на доступный для клиента уровень. Иными словами, через определенное количество оттисков стоимость отпечатка должна иметь тенденцию к снижению. И в этом отношении мы нашли понимание у Konica Minolta», — рассказывает Михаил.
В типографии «Буки Веди» работает несколько цветных цифровых печатающих устройств Konica Minolta.
Развитие по восходящей
В августе этого года в «Буки Веди» была запущена первая для типографии машина Konica Minolta bizhub PRO C6501 для полноцветной печати. Довольно быстро на нее удалось перевести все заказы. Как отмечает Михаил Авраменко, «новая машина выдавала отличное качество с приличной скоростью». Кроме того, на этой же машине начали выполнять цветопробу, чтобы гарантировать заказчику утвержденное им качество отпечатка в тираже. «Вскоре загрузка машины выросла настолько, что выводить цветопробы стало невозможно — необходимо было либо останавливать тираж, что в принципе неприемлемо, либо ждать окончания его печати, но при этом понятие срочности цветопробы теряло всякий смысл, — рассказывает Михаил. — Так что покупка второй полноцветной машины не заставила долго себя ждать». В начале октября новая Konica Minolta bizhub PRESS С6000 уже была запущена на производстве. Это позволило распределить заказы — крупные тиражи печатались на bizhub PRO C6501, а мелкие работы и цветопроба? выполнялись на bizhub PRESS С6000. В процессе модернизации пришлось задуматься над переоснащением и послепечатного парка. «Буки Веди» приобрела более серьезную термоклеевую машину Heidelberg, две резальные машины, ниткошвейный аппарат и более скоростной ламинатор.
Объемы типографии за несколько месяцев изрядно увеличились. Поэтому уже через месяц, в ноябре, здесь запустили новенькую Konica Minolta bizhub PRESS С8000. «В структуре наших заказов довольно много работ на плотной бумаге,?— говорит Михаил. — Сложность цифровой печати в том, что зачастую скорость машин при использовании плотных материалов падает. На машине bizhub PRESS С8000 этого не происходит. Мы можем выполнять крупные заказы на плотных бумагах без потери скорости?— это и изготовление книжных обложек, и печать подложек для календарей, одно из новых для нас направлений. Большое преимущество именно этой машины в том, что благодаря встроенному денситометру поддерживается стабильность цветопередачи. Это особенно важно при длинных тиражах. Скажем, при печати заказа в 30 тыс. листов печать начинается при одних климатических условиях, а заканчивается при других, что может влиять на искажение цвета, здесь же происходит автоматическая корректировка на заданные параметры печати».
Развитие типографии «Буки Веди» идет по сильной восходящей. И не только в плане цветной печати. Совсем недавно здесь установили уже третью черно-белую машину Konica Minolta bizhub PRO 1200Р. За месяц она выполнила около 1 млн отпечатков А3. Сегодня типография изготавливает 25–30 заказов в день, но потенциал еще достаточно большой. В «Буки Веди» уверены в перспективном росте заказов. И сегодня здесь предпринимаются шаги для того, чтобы эти заказы «взять». Недавно офис и производство «Буки Веди» перебазировались в новое помещение. Более того, в ближайших планах значится расширение производства: покупка как печатных машин, так и послепечатного оборудования, в частности, для клеевого скрепления.
Инвестиции типографии «Буки Веди» в оборудование служат воплощению той задумки, ради которой этот проект получил свое развитие, — сделать производство одного экземпляра книги доступным по цене. «Некоторые утверждают, что «цифра»?— это эксклюзивно. Но мы придерживаемся другого мнения. Если существует потребность в цифровой печати, нужно использовать ее возможности. Основная наша задача сегодня заключается в том, чтобы найти технологичный способ производства. Именно благодаря этому можно в значительной степени снизить себестоимость издания для заказчика. Сегодня в отрасли остается еще много вопросов, по большей части технологических, которые предстоит решить — это и изучение поведения различных видов бумаг при запечатывании цифровым тонером, и необходимость в автоматизированном послепечатном оборудовании для малых тиражей, и наличие управленческих решений. Только глобальный подход позволит в итоге добиться реального снижения стоимости готовой книги. К сожалению, большинство разработок направлены на изготовление крупных тиражей, а те, что нужны нам, пока не получаются бюджетными. Однако постепенно все эти задачи решаются. А в плане цифровой печати мы для себя решение уже нашли», — отметил Михаил Авраменко.
Читайте также
- Традиции и «цифра»: противостояние или интеграция?
Александр Лисогорский, «Р-Мастер» (Москва) - Успешный «цифровой» проект, или Как создать фотопродукцию, не выходя из дома
Евгений Могилевский, «Фото-дома» (Ростов-на-Дону). - Чтобы продавать оборудование, нужно говорить с клиентом на одном языке
Владимир Дудников, InitPress Digital (Москва) - Заведите «цифру», или Верный способ повысить лояльность клиентов
Владимир Масликов, «ТволиМедиа» (Москва)