Как это работает?
Струйные головки наносят каждая свой цвет на нагретый до 120 градусов ремень переноса. После этого вода выпаривается и формируется «пирожок» толщиной 0,5 мкм, который состоит из частиц пигмента размером десятки нанометров, взвешенных в «пластике». Утверждается, что за счет крохотного размера частиц они осуществлено лучше поглощают свет, что позволяет экономить краситель. Перенос уже сухого «пирожка» с ремня на бумагу осуществляется под давлением.
Вообще-то это здорово напоминает печатный процесс HP Indigo с той лишь разницей, что нанесение жидкой краски на промежуточный носитель выполняется не электрографическим, а струйным способом. Отсюда следует два вывода.
Первый: свойства отпечатков должны быть похожи. Так что до drupa я охотно верил в декларируемое высокое качество и широкий цветовой охват. А вот устойчивость к истиранию на "трудных" материалах хотелось бы пощупать руками. Например, к чему будет приклеиваться «нанопирожоку» при печати на мелованной бумаге? Только к слою мела. И что помешает с ним же отслаиваться?
Второй вывод - про патенты. В сумасшедшем современном мире судятся за защищенный жест движения пальцем по экрану смартфона или соотношение сторон экрана. Удивлюсь, если ни у кого из обладателей патентов на печатные технологи не возникнет вопросов к нанографии.
Расходники. Их расход и стоимость
Прежде всего в нанографии используются чернила в палитре CMYK и других цветах. Представляют собой концентрат, разводимый водой в самой печатной машине. Вода фильтруется и деионизируется в ней же. Упаковка для чернил пластиковая. На вид – 10-15 кг, коллапсируемая ("гармошкой"). Утилизируется аналогично пластиковым бутылкам.
Появление белой краски возможно, упаковку с ней даже показывают, но, IMHO, ожидать кроющих красок при толщине слоя 500 нм – весьма смело.
Изнашивающиеся части
В машине используется ремень переноса, заменяемый пользователем. Его срок службы должен составить 500 тыс. листопрогонов. Достигнутый срок не сообщают. Хотя, на мой взгляд, и 500 тыс. не так много. При заявленной скорости 12 тыс. отт./ч, ремень придется менять каждые 42 часа.
Что касается печатающих головок, то сейчас это пьезоголовки с разрешением 1200 dpi. Однако, утверждается, что подойдет и «пьезо» и «термо». Разработка собственных головок не планируется, тогда как ремень и чернила выпускает Landa Corporation.
Себестоимость печати
Ответы на самые важные вопросы – про деньги – расплывчатые. Ланда ожидает "самую низкую в индустрии стоимость отпечатка" и "самую низкую стоимость владения". Упоминались планы внедрить покликовую модель оплаты, но лишь мельком.
На стенде представители Landa Corp. не сказали сколько стОит копия. Есть слух про евроцент за А4 4+0, не знаю насколько достоверный. С другой стороны это не самое главное, так как до выхода машин на рынок полтора года минимум.
Что получится в реальности пока неясно. Представляется, что по модели реальной себестоимости нанография окажется ближе всего к промышленной струйной печати. К таким машинам как HP Inkjet Web Press, Kodak Stream или Oce ColorStream. Там три основных составляющих: краска (причем относительно дешевая), быстроизнашивающиеся части (прежде всего, головки) и амортизация машины. Что будет с краской непонятно. С одной стороны, ее нужно меньше, с другой - она специальная, а значит более дорогая. Быстроизнашивающиеся части должны быть дороже: головки те же, но ремень «уникальный». Амортизация – примерно одинаковая.
Стоимость оборудования
Ланда заявил, что нанографические машины будут стоить примерно столько же, сколько офсетные аналогичного класса. Это, в общем-то, естественно. Транспорт бумаги, габариты, производительность – похожи. Снова по слухам - грубо полтора миллиона долларов за B2, два с небольшим – за B1.
Качество печати
Еще до начала drupa очевидцы, включая самого Ланду, упоминали некоторые дефекты. Дефекты, препятствующие немедленной коммерциализации машин, но планируемые к устранению за оставшиеся до нее полтора года (минимум). Лично я ожидал увидеть, прежде всего, бендинг, то есть полосатость, особенно хорошо заметную на ровных светлых плашках и маскируемую на ярких, богатых мелкими деталями сюжетах. При этом я понимал, что даже если бендинг действительно будет - это не приговор. При доводке машин его вполне можно довести до приемлемого уровня.
На практике же, то есть на стенде Landa Corp., качество печати можно было изучать только по специально отобранным сюжетам и экземплярам, которые висят на стенах под стеклом, неплотно к ним прилегающим. По этой причине рассмотреть их в лупу не получилось, но и невооруженным глазом было видно просто чудовищное полошение на всех образцах.
Кроме полошения обнаружилось несовмещение порядка миллиметра. Если честно, более чем за два десятилетия в полиграфии я ни разу не видел столь удручающего качества печати, хотя разных предсерийных альфа-бета образцов повидал немало. Обычно производителю удается подобрать сюжет, а потом выбрать из сотен один-два отпечатка, которые хорошо смотрятся. Здесь, похоже, тоже выбирали. Потому, что свежий, из машины, отпечаток показывали только издали.
Про «царапнуть ногтем», к сожалению, тоже пришлось забыть. Прижатые к стенке сотрудники стенда говорят о том, что давать в руки образцы строжайше запрещено. Все это производит довольно гнетущее впечатление. Я понимаю, что любая новая технология в пеленках качества не дает. Но обычно ее доводят до сколь-нибудь приличного состояния перед тем, как людям показывать. Ведь депозиты клиентов уже принимают!
Поговорил с несколькими российскими полиграфистами на стенде. Впечатление у них похожее. В общем, не исключаю, что это можно довести до продаваемого состояния. Но, боюсь, не за объявленные 18 месяцев. На прошлой drupa уже показывали множество предсерийных машин, включая Fujifilm, Screen и пр. Четыре года назад их качество было несравнимо выше, чем у Ланды сейчас, и, тем не менее, производители не продавали машины все эти годы.
Также можно вспомнить историю Indigo. Тот же Ланда, а затем и HP потратили годы на «вылизывание» конструкцию машины, чтобы получить сегодняшнее превосходное качество печати.
Сфера применения
Заявлена - коммерческая печать и упаковка тиражами от единицы до тысяч листов формата B1. В будущем возможна адаптация технологии для офисной техники. Но вряд ли она найдет применение в секторе широкоформатной печати из-за наличия ремня переноса.
Таким образом, под прицел нанографии попадает практически вся тонерная и струйная печать и львиная доля продукции, отдаваемой на листовой офсет.
Что же получится на самом деле - будет определено реальной себестоимостью. Производство нанокраски Ланда оставляет себе. Продажи пойдут напрямую и через партнеров, производящих печатные машины. Монопольная модель производства и дистрибуции скорее говорит в пользу достаточно дорогой краски. С другой стороны, если печать не будет действительно дешевой - нанография умрет не родившись, что для Ланды не вариант. Но даже если представить себе, что нанокраска будет очень дешевой - остаются головки и ремень.
И, наконец, производители современной цифровой печати вряд ли будут безучастно наблюдать за развитием ситуации. Если (и когда) появится действительно новое по цене предложение по стоимости копии – им придется изыскивать резервы для удешевления своего предложения. А вот это - благо для полиграфии в целом.
Когда планируется коммерциализация нанографических машин
Заявлено - не ранее конца 2013. Я бы не ожидал ранее, чем через 4-5 лет.
Как будут продавать в Европе
Во-первых, напрямую. Ланда говорит о заключении в первый же день десятков протоколов о намерениях, сопровождаемых внесением депозита. За время выставки он ожидает сотен частично оплаченных предзаказов.
Во-вторых, через партнеров, которым лицензирована технология. К объявленным Komori, Heidelberg и manroland sheetfed вскоре планируется добавить еще множество.
Монополию на производство чернил Ланда оставит себе, продажи – разделит с этими партнерами.
Головки не упоминаются, но можно ожидать множества разных вариантов и моделей.
Какое влияние может оказать нанография на рынок цифрового печатного оборудования и полиграфических услуг
Сие тайна великая есть. Я подождал бы информации о реальной цене копии. А ждать, боюсь, придется год-два. Если она окажется близкой к современной с HP Indigo или Xerox iGen - нанография умрет не родившись. Если в разы ниже - я бы ожидал контригры со стороны HP и Xerox, снижения стоимости цифровой печати в целом. Нанографии достанется сегмент средних тиражей и малых, но множества в смену. Насколько большой - зависит от уровня стоимости копии. Если еще ниже – на порядок и больше – то рынок будет полностью переопределен.
И тем не менее, какие возможны варианты?
Первый вариант – ничего не изменится.
Второй – рынок и услуг, и железа в целом выиграет. Полиграфия станет более гибкой и конкурентоспособной. Ланда утопит производителей цифры-аутсайдеров и съест часть маржи у лидеров.
Третий вариант представляется мне невероятным. Если случится мрачное чудо и современная производственная база устареет как копья против винтовок – разорится львиная доля существующих типографий. Лизинговые компании получат назад не стоящее ни гроша железо, и не дадут больше на полиграфию денег вообще. Это никому не надо. Да и не получится даже при наличии злой воли. Даже если наночернила раздавать даром, себестоимость головок и амортизация машин не позволят настолько сильно опустить себестоимость. Так что реалистичный сценарий - где-то между первым и вторым.
И это вселяет надежду. Устоявшееся оборудование цифровой печати, которое построено на технологиях конкурентоспособных сегодня, через четыре-пять лет сможет конкурировать с первой волной нанографических машин. Его производители спать в хомуте не будут. Цифровых же экзотов в сложившейся ситуации покупать можно, только если они дают что-то принципиально положительное по деньгам. Офсет как таковой выживет, но может быть отодвинут в еще более длинные тиражи. Нанография придет через два года (как обещают) или через четыре-пять (уверен – не раньше), а насколько мощно – увидим, когда узнаем цену копии.