Видеть в кадре абсолютно пустой Canon Customer Experience Center в Поинге (Германия) было несколько непривычно, но первое впечатление быстро сгладили знакомые лица, встречавшие гостей в предыдущие годы. Приветственное слово — у начальства! Петер Вольф (Peter Wolf), отвечающий в Canon Europe за продажи и сервисное обслуживание высокопроизводительного печатного оборудования, напомнил, что Future Book Forum — не просто одно из многих мероприятий, но платформа, объединяющая издателей, типографии и поставщика печатных и IT решений в лице Canon. Ее ключевая ценность — это международное сообщество, члены которого могут обсуждать специфичные бизнес-вопросы, а также генерировать новые идеи, которые так или иначе трансформируют их бизнес, делая его более эффективным. Да и всю индустрию в целом.
На это заявление незамедлительно откликнулся постоянный ведущий Future Book Forum, профессор бизнес-школы IE Business School и автор книги Gamechangers Питер Фиск (Peter Fisk), сменивший просторную сцену демозала на студию в Лондоне. Изменения — один из любимых коньков Питера, которого он незамедлительно оседлал, сделав акцент на том, что этот год не только ускорил изменения, начавшиеся ранее, но и запустил новые. С ним согласился “адвокат технологий”, основатель и генеральный директор компании Full Stop Свен Фанд (Sven Fund), добавивший, что очень важно управлять изменениями на большой скорости — это сложно, но необходимо.
2020-й в книгоиздании?
Страшно, трудно, непривычно, но с перспективами — в целом такой вывод можно было сделать после первого доклада, с которым выступил консультант в области издательского бизнеса Марк Аллин (Mark Allin), опросивший перед форумом более сотни своих коллег-книгоиздателей. Изменения у большинства их них схожи: исключение личных встреч и мероприятий, переход на удаленную работу, появление новых рабочих инструментов (Zoom, MS Teams, социальные сети и др.), сложности с разделением личного и профессионального… И все это на фоне падения продаж, разрушения цепочек распространения книг и неопределенностью, которая до сих пор преследует нас из-за пандемии COVID-19.
Впрочем, там где случаются проблемы, можно найти и возможности — приснопамятный китайский иероглиф, конечно, вспомнили и здесь. Первая хорошая новость — в кризис стали больше читать. Школьники и студенты, запертые на карантин, а также их переведенные на удаленку родители обеспечили впечатляющий рост продаж книг (до сотен процентов): в первую очередь, учебной и профессиональный литературы, но также и любимых книг, до которых раньше не доходили руки. Основной спрос, конечно, пришелся на цифровой контент, но и печатная книга, по словам Марка, остается невероятно жизнеспособной. В то время, когда книжные магазины стояли закрытыми, всех спас Amazon, принимавший заказы и исправно поставлявший продукцию своим клиентам.
К счастью для индустрии — издатели по-прежнему выполняют важную социальную функцию в нашем обществе. Мы живем в эпоху информационного шума и многочисленных фейков, которые раздражают и утомляют тех, кто предпочитает потреблять качественный контент. Именно такие читатели являются благодарными клиентами издательств, которые не снижают планку качества.
Найджел Ньютон (Nigel Newton),
генеральный директор издательства Bloomsbury Publishing“Наша миссия — вдохновлять, информировать и образовывать читателей!”
Еще одно заметное изменение, которое наконец-то (Марк этому очень радовался) произошло в пандемию — это активный выход издателей в социальные сети, построение прямых коммуникаций со своими читателями и прямые продажи. И здесь красной нитью прошла мысль о том, что именно цифровые технологии — в широком смысле этого слова — станут фундаментом дальнейшего развития издателей.
Хесус Баденес (Jesús Badenes),
генеральный директор издательства Grupo Planeta“Сейчас во время пандемии стало более релевантным и очевидным для нас, что технологии играют ключевую роль в соединении контента с читателем. И это будет продолжаться”
Конкретизируя этот тезис, издатели отметили, что по их мнению очень важно собирать и обрабатывать данные о привычках и предпочтениях своих читателей, и на основе этой аналитики планировать дальнейшие шаги по выпуску и продвижению новых книг.
Петер Краус фон Клефф (Peter Kraus Vom Cleff),
президент федерации европейских издателей (Federation of European Publishers)"Мы изменимся! Сознательно или нет, но изменится способ использованиями нами цифровых инструментов в работе с читателями и партнерами. Это будет основное изменение… Нужно использовать интеллектуальные данные и аналитику, а также сохранять нашу страсть к книгам"
Полиграфическим технологиям также нашлось место в высокотехнологичном издательском будущем. Необходимость печатать столько сколько нужно и тогда когда это нужно, экономия на складских площадях, минимизация рисков нереализации товара и сопутствующих затрат на утилизацию — все это делает цифровую печать все более привлекательным вариантом. Также издателям интересна концепция распределенной печати, когда книга не доставляется заказчику с соответствующими затратами времени и денег, а фактически производится как можно ближе к нему. Ну и конечно же, при этом должны использоваться экологически чистые материалы! Есть читатели, для которых этот аспект очень важен.
Немного цифр
В процессе подготовки к Future Book Forum был проведен опрос аудитории. Вот что спрашивали организаторы и что отвечали издатели.
Как повлияла на ваш бизнес пандемия COVID-19?
- Продажи упали — 75%.
- Продажи выросли — 8%.
Пандемия COVID-19 ускорила изменения в вашем бизнесе?
- Да — 87%.
- Нет — 10%.
Что изменилось в книжном мире?
- Переход на цифровой формат работы (удаленка) — 39%.
- Переход на покупки в интернете — 33%.
- Печатные книги стали более важными — 15%.
- Сдвиг в сторону цифровых форматов — 12%.
Основные вызовы, вставшие перед книгоиздателями?
- Сбои в работе ритейлеров — 35%.
- Падение продаж — 25%.
- Разрыв цепочек поставок — 21%.
- Новые форматы работы внутри компании — 19%.
В каких издательских категориях будет наблюдаться наибольший рост цифровых форматов?
- Учебная литература — 59%.
- Книги на бизнес-тематику — 20%.
- Lifestyle — 12%.
- Художественная литература — 8%.
Что является новыми источниками дохода для издателей?
- Новые форматы книг — 48%.
- Подкасты — 26%.
- Видео/фильмы — 16%.
- Инструменты/игры — 9%.
Основные преимущества цифровой печати в книжном производстве?
- Возможность эффективной малотиражной печати — 63%.
- Минимизация рисков — 17%.
- Возможность персонализации — 10%.
- Сокращение затрат — 8%.
- Повышение качества — 2%.
Какие практики вы продолжите использовать после пандемии?
- Видеоконференции вместо путешествий (при возможности) — 39%.
- Удаленная работа из дома — 33%.
- Более тесная работа с другими организациями — 28%.
Какие темы прошедших Future Book Forum были для вас наиболее интересными?
- Разработка новых бизнес-моделей — 42%.
- Переосмысление концепции книги — 19%.
- Анализ стратегий роста — 18%.
- Формирование клиентских сообществ — 13%.
Как меняются потребительские предпочтения в пандемию и что это значит для издателей?
С таким докладом выступили Ник Моррис (Nick Morris) и Рейчел Аусли (Rachel Ousley), основатель и заместитель директора британской компании Canvas8, которая исследует поведение потребителей на различных рынках.
Сначала речь пошла об очевидном — о “странном, страшном и обескураживающем” 2020 годе, в котором смешались пандемия, природные катаклизмы, политическая нестабильность и прочие негативные события. Люди во всем мире очень устали и теряют терпение. Им хочется верить, что все это закончится и мы вернемся к нормальной жизни — как минимум к той, которая у нас была до пандемии, — но, к сожалению, в глобальном масштабе ситуация весьма далека от “той” нормы. Очевидно, что вторая волна пандемии стала сильнее первой, но ситуация начнет улучшаться только после того, как нам удастся победить вирус или нейтрализовать его влияние на человека, а это произойдет случится в лучшем случае через несколько месяцев. И только тогда мы сможем начать привыкать к новой “нормальности”.
Где же мы находимся сейчас?
Рейчел Аусли полагает, что большинство компаний Европы уже прошли стадии “отрицания” (denial) и “беспокойства” ( аnxiety) и сейчас находятся на стадии “адаптации” (adjustment). И лишь некоторые — преимущественно в Китае — аккуратно вступают в зону “переоценки” (re-evaluation), после которой наступит “новая реальность” (new normal), представляющая собой пост-кризисное состояние относительной социальной стабильности.
К счастью для издателей в течение пандемии книги не только никуда не исчезли, но наоборот — стали одним из ее атрибутов по всему миру. В мае 2020 года газета The Guardian писала, что 41% британцев стали читать больше, чем до кризиса. Ник Моррис убежден — это потому, что книги обеспечивают “интеллектуальный авторитет”, а также являются центральным элементом “исследовательского механизма” человека.
По мнению специалистов Canvas8 рост интереса к чтению обусловлен изменениями в мире, в первую очередь, пандемией, и как следствие изменившимся поведением потребителей. В компании выделили три перспективные модели поведения человека, на которые имеет смысл ориентироваться издателям. Их назвали Analogue action, Curious quiet и Cultural processing.
Analogue action
В процессе приспособления к “перемешанной реальности”, возникшей после локдаунов, люди стали использовать технологии для обогащения своих привычек чтения в оффлайне. Термин “технологии” в данном случае следует понимать максимально широко — это и гаджеты, и социальные сети, и онлайн-магазины и e-commerce… The Gardian пишет, что 38% потребителей попробовали новый “цифровой опыт” с момента начала пандемии и это хорошая новость для издателей, так как он стал промежуточным шагом на пути читателей к более активному чтению традиционных книг. Можно сказать, что люди заново открыли удовольствие от чтения, что подтверждается цифрами. Например, книжное издательство Bloomsbury зафиксировало самую высокую полугодовую выручку с 2008 года!
Ник Моррис,
основатель и управляющий директор Canvas8“Не бойтесь цифры и онлайн-сервисов. Они дополняют традиционную книгу, но не заменяют ее. Люди ищут в онлайне новые возможности для чтения, в том числе с бумаги”
Например, американская платформа Bookshop.org предоставила независимым продавцам книг возможность создавать собственные онлайн-витрины, которые как бы имитируют посещение книжного магазина, большинство из которых закрылись в пандемию.
Другой интересный проект реализовали Bookstore и кафе Wild Detectives, запустившие Book a Trip. На этом сайте любой желающий может ввести интересующее его направление для путешествия (например, “Москва”), после чего сайт перекинет посетителя на страницу, где можно заказать бумажные книги, посвященные указанной локации.
Читательские онлайн-клубы, некоторые из которых насчитывают сотни тысяч участников, также стимулируют продажи в том числе бумажных изданий.
Curious quiet
Суть данной модели поведения заключается в том, что люди используют книги для удовлетворения своего любопытства, а также понимания сложных вещей. Им требуется руководство, вне зависимости от того, повышают ли они уровень своей квалификации, занимаются самоанализом, или пытаются понять суть расизма в свете недавних событий в США.
Во время пандемии был отмечен всплеск распространения фейков на темы, связанные с пандемией, и в поисках объективной информации люди обратились к книгам научного содержания, как к источнику проверенной информации.
Cultural processing
Суть третьей модели поведения заключается в том, что перед лицом неопределенного будущего люди используют креатив, чтобы постигнуть меняющийся мир. Другими словами, когда факты не дают полной картины происходящего, они начинают моделировать ее c помощью литературной фантастики. При кризисных явлениях люди могут начинать заниматься смыслообразованием — изыскивать факты и придумывать им объяснения.
Контент, меняющий жизнь людей
После теории наступило время практиков. Первой выступила Клэр Макленнан (Claire MacLellan), главный операционный директор международной медиакомпании Future plc. Это один из старейших издательских стартапов в Великобритании у истоков которого стоял Крис Андерсон, известный также как основатель популярнейших конференций TED talks.
История Future — это история профессионализма, диверсификации и географической экспансии. Когда-то компания была чисто журнальным издательством. В начале 2000-х она запустила популярные сайты Techradar.com и GamesRadar.com, посвященные, соответственно, технологиям и играм. С 2016 года в жизни компании начался этап приобретений других бизнесов, среди которых были крупные компании с многолетней историей и внушительной аудиторией — например TI Media, подразделение Time Inc. Они обеспечили Future дополнительные источники дохода и выход в новые тематические сегменты. Тогда же компания начала активно расти в онлайн-сегменте.
Клэр Макленнан,
главный операционный директор Future plc
"Как нам удалось обеспечить настолько быстрый рост? Все дело в том, что мы меняем жизнь людей с помощью контента, который мы предоставляем в /печатных/ журналах, онлайн, а также в рамках мероприятий. Главное для нас — быть экспертами в своем сегменте. У нас глубокая связь со своей аудиторией. Мы делимся знаниями и опытом, мы упрощаем жизнь людей, а сейчас это особенно важно, потому что на фоне COVID-19 и множества проблем по всему миру нам удалось связаться со своей аудиторией по-новому. Нам удалось по-новому радовать людей в эти непростые времена".
Сейчас Future plc принадлежит 244 бренда по всему миру. Когда Клэр Макленнан пришла в компанию ее рыночная капитализация составляла 36 млн фунтов. Сегодня — более миллиарда.
В компании всегда рассматривают инновационные возможности. Спрашивают себя — как по-новому работать со своими аудиториями, какой продукт необходимо предоставить потребителям далее? То же самое произошло и с наступлением пандемии COVID-19, только к привычным вопросам добавился еще один — как можно полностью изменить то, чем мы занимаемся, чтобы оставаться в этом бизнесе? “Никто не знал, как удастся работать в этих условиях”, — вспоминала Клэр.
Первым делом более 2000 сотрудников были переведены на работу из дома. Это было непросто, особенно с учетом покупки TI Media со штатом более 800 человек, которых нужно было сделать частью Future. И делать это пришлось в виртуальном режиме!
Все оффлайн-мероприятия Future — а это большая часть бизнеса Future в США и Великобритании — также отправились в онлайн. На момент презентации их посетило почти 100 тыс. человек и Клэр очень гордится этой цифрой.
С печатными изданиями тоже пришлось “что-то делать”. Магазины закрылись, международная дистрибуция забуксовала… Пришлось честно сообщить об этом аудитории и вести ее за собой в онлайн — туда, где сайты, страницы в социальных сетях, рассылки и т.п. Как следствие, в апреле 2020 года сайты проектов Future совокупно посетило 350 млн человек, а количество просмотров достигло 6,5 млрд.
Клэр Макленнан,
главный операционный директор Future plc"Мы часто говорим о том, что наши аудитории формируют сообщество, частью которого мы являемся. Сейчас как никогда важно формировать сообщества в рамках вашей организации. В эпоху COVID-19 сообщества и аудитории подверглись мощному воздействию, и нам нужно понять на уровне отдельных людей, что именно им нужно, как мы можем их поддержать, чем порадовать и как обеспечить доступ к тому, что у них было раньше".
Диверсификация бизнеса сыграла важную роль в жизни Future. Еще несколько лет назад компания издавала журналы и получала основную прибыль от рекламы и подписки/продажи. Сегодня же около трети выручки дают продажи в онлайне. Столько же приходится на онлайн-рекламу. При этом в компании постоянно ищут способы адаптации бизнес-модели к возможным изменениям, чтобы не зависеть от одного источника дохода. Есть идеи, которые должны выстрелить уже совсем скоро…
Прямые взаимоотношения с читателями
Приятным сюрпризом для участников Future Book Forum стало продолжение сотрудничества его организаторов с авторитетным изданием Financial Times (FT). В 2018 году на форуме впервые выступил директор по цифровым технологиям FT Том Беттс, а в 2020-м к трансляции подключились его коллеги из подразделения FT Strategies, которое занимается стратегическим консультированием, в том числе в области издательских проектов. — управляющий директор Тара Ладжумоке (Tara Lajumoke) и глава департамента Развитие бизнеса и Новые проекты Харриет Райт (Harriet Wright).
В целом консультанты подтвердили тезисы о том, что издательский бизнес чувствует себя хорошо. Спрос на книжную продукцию остается стабильным, а продажи за последние пять лет выросли на 20% достигнув пика в 2019 году. В 2020-м основная часть продаж перешла в онлайн, но печатная книга все еще пользуется спросом у читателя.
В FT Strategies убеждены, что сейчас — лучшее время для налаживания прямого взаимодействия с читательской аудиторией. Тому есть три причины.
Изменение поведения потребителей. Пандемия привела к тому, что значительная часть личной и профессиональной жизни переместилась в онлайн. С точки зрения развлечений наглядным подтверждением может служить пример стримингового сервиса Disney+, который всего за два месяца показала рост, для достижения которого его конкуренту Netflix понадобилось семь лет. Доступный видеоконтент, поставляемый по запросу, переживает бурный рост и отвлекает внимание потребителя от книг, поэтому издателям следует озаботиться вопросами цифрового взаимодействия со своей аудиторией, чтобы иметь возможность предложить альтернативу.
Развитие инновационных “контентных” стартапов. На рынке успешно развиваются контент-компании, предлагающие непривычные для традиционных издателей, но популярные услуги. Например, аудитория сервиса коротких пересказов Blinkist выросла до 6 млн. Bookmate, предоставляющий доступ к книгам с мобильных устройств, имеет более 3 млн подписчиков. Кроме того, развиваются инновационные каналы продаж книг, например, Bookshop, о котором упоминалось ранее. Все это — отличные примеры выстраивания прямых взаимоотношений с аудиторией.
Традиционные каналы сбыта и риски. Крупные оффлайн магазины еще до пандемии переживали непростые времена, но в карантин им пришлось переводить продажи в онлайн, где они сразу оказались в тени Amazon, который давно построил отличный сервис и теперь контролирует взаимоотношения с клиентами, контент и информацию. Впрочем, пример Financial Times, которые имеет более миллиона платных подписчиков, показывает, что издателям не следует опускать руки в борьбе за аудиторию на виртуальном поле боя.
В FT давно заметили признаки того, что прежняя издательская бизнес-модель начинает разрушаться, а экономика качественной журналистики ощущает “повышенное давление”. В компании понимали необходимость изменений, которые позволили бы обеспечить стабильные поступления, максимально независимые от экономических условий. Таковыми являются, например, доходы, полученные напрямую от читателей.
В настоящее время у FT сейчас 1,3 млн платных подписчиков и компания больше зарабатывает на цифровом формате и подписке, нежели на печатных изданиях и рекламе. Последние 4 года выручка увеличивается примерно на 15% в год, а прибыль растет даже быстрее. Из-за карантина FT достигла годовых показателей по подписчикам всего за три месяца.
Что стало фундаментом такого успеха?
Прежде всего — смена приоритетов. Клиентами FT сегодня являются не рекламодатели, а читатели. Некоторое время назад издание начало выстраивать прямые взаимоотношения со своей аудиторией. Сначала вложилось в исследование их потребностей, предпочтений, моделей поведения и проч. с целью предложить максимально релевантный и качественный контент в оптимальном формате. Затем начался переход на прямые продажи физическим и юридическим лицам, которых удалось убедить в том, что выгоднее платить напрямую FT, получая взамен качественную журналистскую работу. Также FT сделала значительные инвестиции в технологии, которые являются сегодня ее конкурентным преимуществом. В штате FT появились специалисты по работе с данными, аналитики, интернет-маркетологи… Но самое важное — это эффективный сбор, анализ и использование данных, полученных напрямую от читателей. Это критично необходимо для бизнеса, который получает доход напрямую от своих клиентов.
Еще один кирпичик в фундаменте успеха FT — единая миссия всей организации, какой бы сложной она ни была. В FT были организованы т.н. «группы миссий» — автономные команды, работающие на стыке подразделений, в которых есть представители отделов маркетинга, продуктов, технологий, публикаций, аналитики... Все они работают сообща для выработки решений стратегических задач и разрешения конфликтов.
Тара Ладжумоке,
управляющий директор FT Strategies"Десять лет назад мы не могли даже представить, что у нас будет 1,3 млн читателей, с которыми мы установим «прямую связь». Тогда это представлялось чем-то несбыточным, но мы не побоялись перемен и получили тот результат, который имеем сейчас. Мы абсолютно уверены, что подобных перемен можно достичь во всей издательской отрасли".
По мнению Тары книгоиздание не является исключением, а время для изменений и налаживания прямых связей с читателями сейчас вполне подходящее. Да и необходимые технологии всем доступны. Многих пугают глобальные изменения и требуемые инвестиции, но стоит вспомнить, что какие-то активы и наработки у издателей уже есть: бренд, идеи, читательские аудитории. Можно проанализировать их и начать с малого — например, предложить тот же контент в новых форматах.
Чего точно НЕ стоит делать, так это придерживаться стандартного алгоритма создания книг, уверена Харриет. Новые технологии демократизировали талант. Люди легко находят в онлайне людей, которым интересна их работа или творчество. Издателям стоит подумать о том, как позволить аудитории получить именно тот контент, в котором она заинтересована, о том, как работать с разнообразными создателями контента, историями, авторами, работа с которыми в иных условиях не была бы возможной. Это очень перспективные возможности, которые появились благодаря технологиям.
Эффективное трио
В целом на Future Book Forum был заметен явный крен в сторону издателей, но, как мы уже писали в предыдущие годы, это неспроста. В Canon уверены, что именно издатели являются инициаторами изменений в полиграфическом производстве, которые затем подхватывают типографии. При условии, конечно, что у них есть для этого технические возможности.
Вот три кейса, которые наглядно демонстрируют этот тезис.
Grupo Planeta и Liberdigital:
уменьшение срока вывода продукта на рынок
Grupo Planeta — крупнейшая издательская группа на испаноязычном рынке. Компании принадлежит сеть книжных магазинов в Испании, а также онлайн-магазин с глобальной дистрибуцией. Управляющий директор книжного подразеления Хесус Баденес дель Рио (Jesus Badenes del Rio) рассказал, что одной из задач, стоящих перед компанией, была минимизация времени, которое проходит с момента заказа до дистрибуции. Конечно, на рынке есть цифровые типографии, предлагающие оперативную печать по-требованию, но основная проблема заключалась в том, что это касалось стандартизированных продуктах, тогда как издательство хотел больше гибкости с точки зрения выбора форматов, бумаг и вариантов скрепления.
В 2019 году на Future Book Forum состоялось знакомство специалистов Grupo Planeta с представителями типографии Grupo Gómes Aparicio, которая в 2014 году запустила отдельный бизнес по цифровой печати книг Liberdigital Impresion Digital и первой в Испании установила промышленную рулонную струйную печатную машину Canon ProStream.
Имея в своем распоряжении и офсет, и цифру, типография активно работает с издателями, предлагая им оптимальный вариант производства, который может быть привязан в том числе к каналу дистрибуции. Например, основной тираж, который отправляется в магазины, печатается офсетом, а различные допечатки, печать по-требованию или малотиражная печать изданий из “длинного хвоста” выполняется на цифре. Таким образом, типография снимает все ограничения для издателя — он может заказывать то что нужно, когда нужно, в строго нужном количестве — и все это с идентичным качеством и без удорожания. Таким образом достигается очень короткий срок вывода продукта на рынок, что очень важно для Grupo Planeta. Тем более это важно в эпоху пандемии, когда ситуация непредсказуемая.
Хесус Баденес дель Рио,
руководитель книжного подразделения Grupo Planeta"В пандемию для нас сильно выросла важность электронной коммерции, а все онлайн-магазины хотят получить книги максимально быстро и с высоким качеством. Также очень важны альянсы (с Canon — Прим. ред.). Очень важны технологии, которые дают нам необходимую гибкость и возможность выпускать продукцию в требуемом качестве".
John Wiley & Sons и CPI Group:
управление жизненным циклом продукта и минимизация складских запасов
Издательство John Wiley & Sons занимается выпуском печатных и электронных книг в Великобритании, а также выступает в роли дистрибьютора для других издательств. Одна из задач, которую компании пришлось начать решать некоторое время назад — управление складскими запасами c целью снижения рисков нереализации товара и оптимизации затрат. По словам старшего директора по глобальной дистрибуции и логистики John Wiley & Sons Марка Вандевена (Mark Vandeven) цифровая печать была очевидным решением, но требовалось также обеспечить клиентам удобный сервис вне зависимости от того, заказывают ли они книги из наличия или их нужно изготовить
Выручила типография CPI Group, которая печатает книги и журналы и занимается их дистрибуцией по всему миру. Для цифровой печати она выбрала рулонную струйную машину Canon ColorStream. Управляющий директор STMA & Colour в CPI UK Элисон Кэй (Alison Kaye) отметила ее простоту в работе, а также минимальное количество отходов и высокий показатель uptime. При этом она добавила, что в цифровой печати по требованию высока стоимость администрирования каждого заказа, поэтому важно рассматривать производственное оборудование в связке с IT-решениями. Специалисты CPI Group и John Wiley & Sons разработали решение, которое позволило интегрировать производственную составляющую типографии в распределительный центр издательства. Благодаря этому, заказчик может сформировать сборный заказ (что-то берется из наличия, что-то нужно изготовить из онлайн-каталога), после чего заказ печатается в течение 24 часов и отправляется клиенту единым грузом.
Hatje Cantz + Livonia Print:
эксперименты быстро и недорого
Завершал мероприятие небольшой, но любопытный кейс фотографа и дизайнера Макса Зидентопфа (Max Siedentopf). Будучи запертым дома во время локдауна, он запустил в социальных сетях “руководство по выживанию” под названием Home Alone, в котором люди со всего мира собирали разные забавные способы скоротать время на карантине.
После того как количество инструкций перевалило за сотню, Макс решил оформить их в печатную книгу и обратился за помощью в издательство Hatje Cantz, которое специализируется на выпуске книг по искусству. Его проект-менеджер Ричард Виктор Хагеманн (Richard Viktor Hagemann) рассказал, что специфика таких изданий предполагает довольно долгий срок подготовки и офсетную печать, а в случае с проектом Макса критично важно было выпустить книгу как можно быстрее, пока тема была актуальной. Это логично привело заказчика к цифровой печати — данную услугу им оказала латвийская типография Livonia Print, которая является обладателем нескольких рулонных и листовых ЦПМ Canon, в том числе VarioPRINT i300, а также собственной платформы, позволяющей типографии снизить стоимость администрирования заказов, а издателям самостоятельно размещать заказы когда им удобно.
Поскольку издательство не очень понимало как будет продаваться эта необычная книга во время пандемии и закрытых магазинов, заказанный первый тираж был относительно невелик. Разошелся он всего за две недели, после чего была заказана допечатка. Ее выполнили за несколько дней (включая доставку).
Послевкусие
Субъективно, Canon Future Book Forum — одно из наиболее интересных и, если можно так сказать, фактурных мероприятий в полиграфии. Организаторы очевидно инвестируют немалые человеческие и финансовые ресурсы в его подготовку, что положительно сказывается на качестве. Доказательство тому — сотни топ-менеджеров издательств и типографий, посещающих мероприятие каждый год, в том числе из России, Напомним, что в прошлом году Поинг посетила делегация издательской группы «Эксмо-АСТ» во главе с ее совладельцем Олегом Новиковым. Интервью с ним, подготовленное по итогам поездки, можно почитать здесь.
Единственное, что хотелось бы пожелать организаторам — чуть больше внимания уделять полиграфии. Действительно хорошо, что на мероприятии нет презентаций продуктов Canon (есть масса способов получить эту информацию за рамками форума), но было бы интересно узнать о новых инсталляциях ЦПМ компании в книжных типографиях и о том, как они выстраивают свои отношения с издателями в эпоху перемен. Будем надеяться, что в следующем году таких докладов будет больше.