Роман Полянин,
заместитель директора по производству
типографии «Бумажный змей» (Киев, Украина)
По моему глубокому убеждению, понятия демпинга, которому сейчас уделяется так много внимания, в сфере оказания полиграфических услуг вообще не существует. Объясню.
Это явление можно рассматривать в чистом виде только тогда, когда игроки рынка ставятся в совершенно равные по отношению друг к другу условия, то есть к примеру, выпускают одну и ту же продукцию определенным объемом и с одними и теми же затратами на производство. Вот если две компании продают один вид бумаги, но одна из них – на 20% дешевле причем эта цена получается даже ниже так называемой отпускной, то это можно назвать демпингом, поскольку обе они находятся в равных условиях (таможенные выплаты, транспортировка и т. д. обходятся им в одинаковые суммы).
Изготовление же полиграфической продукции имеет очень много составляющих, которые, на первый взгляд, не относятся непосредственно к производственному процессу, но играют не последнюю роль в формировании отпускной цены. Аренда, выплаты по кредитам или лизингу, капитальное строительство или ремонт, заработная плата – расходных статей очень много. А ведь часто бывает, что у типографии, помимо управляющего, есть еще и владелец, который хочет получать со своего предприятия ренту. Или производственный цех находится достаточно далеко за городом, и на плечи типографии ложатся еще транспортные расходы.
А у кого-то, помимо печатного цеха, работает штат дизайнеров, специалистов по допечатной подготовке и т. д. (это, плюс к затратам на зарплату, содержание офиса, офисной техники и пр.). Другие же в это время не тратятся на собственных менеджеров и сотрудничают с рекламными агентствами (такие себе «предприятия-принтеры»): никаких лишних расходов, на входе – подготовленный заказ, который следует только на печать, и на выходе клиент получает готовую работу. Естественно, расценки у такого предприятия будут ниже, но ведь это далеко не демпинг – просто отсутствие дополнительных затрат.
Еще одна ситуация, когда игроки рынка любят покричать о демпинге и нецивилизованных методах работы, – появление новой небольшой компании. К примеру, паренек начал печатать конверты, у него небольшой объем, он справляется своими силами или привлекает лучшего друга. Они арендуют маленькую комнатку где-то в подвале, далеко от центра, печатают на убитом Romayor'е, сами находят клиентов, сами светят формы, сами отвозят заказ на собственной старенькой машине. Естественно, цена у них при этом значительно ниже рыночной. Что, и тут пресловутый демпинг? Конечно, нет. Ведь через какое-то время нарабатывается клиентская база, объемы вырастают, и подвала с Romayor'ом оказывается мало – приходится докупать технику, нанимать персонал... И вот в этот момент возникает дилемма: то ли тебе расти дальше (что, несомненно, повлечет за собой рост твоих цен), то ли остановиться и остаться с первоначальными затратами, стоимостью услуг и минимальной прибылью...
Рассмотрим и третий вариант. У каждого полиграфического предприятия существует базовая группа клиентов, которые помогают ему заработать деньги. Но есть и другие: друзья, одноклассники, просто «нужные люди», для которых типография может делать заказы не только с минимальной прибылью или в ноль, но даже в минус. И это также не будет демпингом, потому что в результате компания получит бонус в виде хорошего отношения к себе.
А кто из руководителей не отдавал приказа максимально снизить цену, чтобы привлечь нового заказчика? Считать ли это демпингом? Думаю, речь идет скорее о рекламной акции, скидке на первый заказ. А многие используют этот ход не только разово, но и в течение какого-то периода работы с новым клиентом. Например, полгода-год делают его заказы с нулевой наценкой. В результате клиент перестает обращать внимание на цену, привыкает к качеству и исполнителю, и вот тут-то типография начинает постепенно (почти незаметно) повышать стоимость печати и свою рентабельность. Это элементарная работа на перспективу.
Представьте себе, что какое-то ваше оборудование недозагружено. Неужели не возьмете на него заказы, которые не принесут вам максимальной прибыли, но спасут от простоя производственные участки? А ведь некоторые борцы за справедливость и это назвали бы демпингом!
Итак, я считаю, что демпинг – это когда все производство работает в минус, но в то же время продукция выпускается, зарплаты платятся и т. д. и т.п. Если предприятие свой товар или услугу продает по заниженной цене, его право работать себе в минус или в ноль. Только вот я сильно сомневаюсь, что кто-либо в Украине сегодня может себе позволить подобную благотворительность. Значит, видимо, проблема демпинга все-таки надумана и не настолько актуальна, чтобы говорить о ней буквально на каждом углу.