Такого понятие как демпинг - в полиграфии нет!

Несколько последних лет одной из главных проблем отрасли считают ценовой демпинг. Но так ли страшен черт, как его малюют?

Роман ПолянинМнения

Роман Полянин,
заместитель директора по производству
типографии «Бумажный змей» (Киев, Украина)

 

По моему глубокому убеждению, понятия демпинга, которому сейчас уделяется так много внимания, в сфере оказания полиграфических услуг вообще не существует. Объясню.

Это явление можно рассматривать в чистом виде только тогда, когда игроки рынка ставятся в совершенно равные по отношению друг к другу условия, то есть к примеру, выпускают одну и ту же продукцию определенным объемом и с одними и теми же затратами на производство. Вот если две компании продают один вид бумаги, но одна из них – на 20% дешевле причем эта цена получается даже ниже так называемой отпускной, то это можно назвать демпингом, поскольку обе они находятся в равных условиях (таможенные выплаты, транспортировка и т. д. обходятся им в одинаковые суммы).

Изготовление же полиграфической продукции имеет очень много составляющих, которые, на первый взгляд, не относятся непосредственно к производственному процессу, но играют не последнюю роль в формировании отпускной цены. Аренда, выплаты по кредитам или лизингу, капитальное строительство или ремонт, заработная плата – расходных статей очень много. А ведь часто бывает, что у типографии, помимо управляющего, есть еще и владелец, который хочет получать со своего предприятия ренту. Или производственный цех находится достаточно далеко за городом, и на плечи типографии ложатся еще транспортные расходы.

А у кого-то, помимо печатного цеха, работает штат дизайнеров, специалистов по допечатной подготовке и т. д. (это, плюс к затратам на зарплату, содержание офиса, офисной техники и пр.). Другие же в это время не тратятся на собственных менеджеров и сотрудничают с рекламными агентствами (такие себе «предприятия-принтеры»): никаких лишних расходов, на входе – подготовленный заказ, который следует только на печать, и на выходе клиент получает готовую работу. Естественно, расценки у такого предприятия будут ниже, но ведь это далеко не демпинг – просто отсутствие дополнительных затрат.

Еще одна ситуация, когда игроки рынка любят покричать о демпинге и нецивилизованных методах работы, – появление новой небольшой компании. К примеру, паренек начал печатать конверты, у него небольшой объем, он справляется своими силами или привлекает лучшего друга. Они арендуют маленькую комнатку где-то в подвале, далеко от центра, печатают на убитом Ro­ma­yor'е, сами находят клиентов, сами светят формы, сами отвозят заказ на собственной старенькой машине. Естественно, цена у них при этом значительно ниже рыночной. Что, и тут пресловутый демпинг? Конечно, нет. Ведь через какое-то время нарабатывается клиентская база, объемы вырастают, и подвала с Ro­ma­yor'ом оказывается мало – приходится докупать технику, нанимать персонал... И вот в этот момент возникает дилемма: то ли тебе расти дальше (что, несомненно, повлечет за собой рост твоих цен), то ли остановиться и остаться с первоначальными затратами, стоимостью услуг и минимальной прибылью...

Рассмотрим и третий вариант. У каждого полиграфического предприятия существует базовая группа клиентов, которые помогают ему заработать деньги. Но есть и другие: друзья, одноклассники, просто «нужные люди», для которых типография может делать заказы не только с минимальной прибылью или в ноль, но даже в минус. И это также не будет демпингом, потому что в результате компания получит бонус в виде хорошего отношения к себе.

А кто из руководителей не отдавал приказа максимально снизить цену, чтобы привлечь нового заказчика? Считать ли это демпингом? Думаю, речь идет скорее о рекламной акции, скидке на первый заказ. А многие используют этот ход не только разово, но и в течение какого-то периода работы с новым клиентом. Например, полгода-год делают его заказы с нулевой наценкой. В результате клиент перестает обращать внимание на цену, привыкает к качеству и исполнителю, и вот тут-то типография начинает постепенно (почти незаметно) повышать стоимость печати и свою рентабельность. Это элементарная работа на перспективу.

Представьте себе, что какое-то ваше оборудование недозагружено. Неужели не возьмете на него заказы, которые не принесут вам максимальной прибыли, но спасут от простоя производственные участки? А ведь некоторые борцы за справедливость и это назвали бы демпингом!

Итак, я считаю, что демпинг – это когда все производство работает в минус, но в то же время продукция выпускается, зарплаты платятся и т. д. и т.п. Если предприятие свой товар или услугу продает по заниженной цене, его право работать себе в минус или в ноль. Только вот я сильно сомневаюсь, что кто-либо в Украине сегодня может себе позволить подобную благотворительность. Значит, видимо, проблема демпинга все-таки надумана и не настолько актуальна, чтобы говорить о ней буквально на каждом углу.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.