Основной темой неформального мероприятия стало ценообразование в украинской полиграфии
Снова пятничным вечером 18 марта собрались руководители типографий, компаний-поставщиков оборудования и материалов и, естественно, журналисты профильных изданий. Второе заседание Клуба полиграфистов, инициаторами создания которого снова выступили типография «Джой» (бывшая «СЭЭМ») и компания «ЯМ Интернешнл», прошло, как и раньше, в неформальной беседе и комфортной обстановке круглого стола.
На этот раз компаний, пожелавших принять участие в этом добровольном собрании, оказалось больше – типографии «Джой», «Спринт Украина», «Формула 1», «Макрос», «Салютис», «Оранта», «Адеф Украина». Отечественных дилеров оборудования и материалов «представляли» «ЯМ Интернешнл» и «САН Принт». В общей сложности участие в мероприятии приняло порядка 20 человек.
Вступительное слово от имени организаторов взяла директор типографии «Джой» Юлия Иващенко, которая отметила, что главное отличие Клуба от всех подобных инициатив в том, что его организаторы основную свою задачу видят не в составлении регламентов, программ и планов его существования, а в проведении реальных практических мероприятий, полезных для каждого из участников, а через них и для рынка в целом. Именно поэтому основной темой второй встречи Клуба стал животрепещущий вопрос ценообразования и, соответственно, проблема демпинга.
Ценообразование и демпинг
Прежде всего, присутствующие сошлись на том, что определить понятие демпинга непросто, поскольку не существует единых правил игры.
Но, тем не менее, именно производители печатной продукции оказываются в самом невыгодном положении. Поскольку с одной стороны, поставщики бумаги, договорившиеся-таки между собой, а также некоторые продавцы расходных материалов работают с ними по 100% предоплате, наотрез отказываясь проводить оплату хотя бы рассроченными платежами. С другой стороны, заказчик, требуя отсрочку своих платежей, в лучшем случае, до момента отгрузки готовой продукции, а то и на 2–3 месяца после, выкручивает типографиям руки, ставя их на грань выживания.
Причем во втором случае зачастую виноваты сами полиграфисты – мало кто из заказчиков представляют себе производственные проблемы печатников – начиная с поставок расходников и заканчивая техническими моментами. То же самое можно сказать о банках и лизинговых структурах, работающих с типографиями. Печатная отрасль слишком закрыта для окружающих – и в этом ее основная проблема. Руководители предприятий отмечали, что при постоянных систематических разъяснительных беседах с заказчиками и партнерами-неполиграфистами работать становится значительно проще – все они начинают понимать необходимость введения хотя бы частичной предоплаты заказа и даже постепенного роста цен на печатную продукцию и готовы это принимать как необходимость при неизменном качестве и соблюдении сроков печати у постоянных партнеров.
С другой стороны, зачастую наличие посредников между заказчиком и типографией также снижает рентабельность работы последней, поскольку агентство-посредник, стремясь получить как можно больший процент, «выбивает» из предприятия максимальные скидки и бонусы.
Еще одной причиной демпинга постепенно становится простой расчет владельцев полиграфической техники: потери от полного простоя оборудования иногда могут быть выше, чем печать продукции с нулевой рентабельностью и даже работы в минус. Вот и пытаются такие предприятия во что бы то ни стало заполучить заказчика.
Ну а кроме всего прочего, в условиях ожесточения государственной политики и налогообложения отечественных предприятий, может сложится ситуация невозможности поиска законодательных лазеек для выживания предприятий. То есть платить придется всем и за все. Это, конечно, приведет к отмиранию некоторой части недобросовестных игроков рынка, но стоит ли надеяться только на чудо?
Как с этим бороться?
В результате присутствующие руководители компаний сошлись во мнении, что в данной ситуации нельзя уже сидеть, сложа руки. Ведь рентабельность отрасли неуклонно падает. Тиражи печатаются в лучшем случае с минимальной выгодой для предприятия. А ведь в случае, к примеру, незамеченного вовремя брака и необходимости перепечатки тиража, эта выгода способна превратится в огромный минус (маржа полиграфпредприятия на заказе уже не покрывает даже половину затрат на расходные материалы, см. таблицу).
Предложений оказалось немало.
Прежде всего, говорили некоторые участники мероприятия, вполне возможно, что кое-кто из компаний, конкурирующих на рынке исключительно заниженной ценой, делают это «не со зла», а от незнания всех финансовых процессов и механизмов изготовления печатной продукции. Проще говоря, не умеют просчитывать реальную стоимость заказа, основываясь только на стоимости расходников и работы и забывая о множестве других нюансов – коммунальных платежах, амортизации, аренде и т.д. Поэтому возникло предложение собрать инициативную группу в количестве 3–5 человек, директоров типографий, и объездить с дружественным визитом хотя бы ряд киевских предприятий-демпингаторов, имена которых хорошо известны в полиграфических кругах.
Ситуацию, скорее всего, облегчило бы разделение рисков по изготовлению тиражей с поставщиками бумаги и расходных материалов. А для этого стоило бы почаще приглашать их на подобные встречи, честно работать по проплатам и опять завоевывать в их глазах утраченный кредит доверия к типографиям.
Кроме того, буквально каждому серьезному предприятию отрасли стоит продолжать постоянную разъяснительную работу с партнерами и заказчиками, о чем уже говорилось выше. И тогда через какое-то, причем достаточно непродолжительное время, можно будет перейти к реализации следующего предложения.
Присутствующие вынуждены были признать тот факт, что даже если десяток серьезных полиграфпредприятий договорятся о повышении цены на свою продукцию, это вряд ли поможет – средняя цена на рынке останется неизменной, и заказчики могут соблазниться более низким ценовым предложением. Поэтому, возможно, стоит подготовить и распространить через СМИ и целевую рассылку открытое письмо инициативной группы с предложением одновременного повышения цены (к примеру, на фиксированный процент) в один и тот же день и час.
Справедливости ради стоит отметить, что последнее предложение встретило здоровый скепсис, как минимум, у половины присутствующих, посчитавших, что договориться всем игрокам рынка не удастся никогда – всегда найдутся те, кто сделает по-своему. И даже в случае наличия у отрасли твердого «костяка» предприятий, диктующих рынку свои условия, вопрос ценообразования останется здесь камнем преткновения. Разве что в отрасли появятся 5-10 «олигархов», скупят весь отечественный печатный бизнес, сядут за стол переговоров и окончательно поделят сферы влияния, заказчика и, как результат, решат вопрос с ценообразованием и демпингом.
Домашнее задание
Чтобы не рассматривать вопрос ценообразования «на пальцах» еще на предыдущей встрече руководители получили домашнее задание – просчет нескольких вариантов тиражей. Вот на одном из этих примеров и «тренировались» все присутствующие.
Заказ: листовая продукция форматом А4, бумага плотностью 150 г/м2, тираж – 20 тыс. листов.
Исполнение:
Типография |
Формат оборудования |
Стоимость материалов (с бумагой), грн |
Стоимость бумаги, грн |
Стоимость работы, грн |
Общая стоимость печати тиража, грн |
Типография А |
А2 |
3415 |
2925 |
1435 |
4850 |
Типография Б |
А2 |
3150 |
2650 |
1450 |
4600 |
Типография В |
А1 |
3440 |
3000 |
2560 |
6000 |
Типография Г |
А2 |
3500 |
2943 |
1740 |
5240 |
Типография Д |
А3 |
2800 |
2600-2700 |
2600 |
5400 |
А2 |
1920 |
4720 |
Принятые выводы: типографии, участвовавшие в просчете, находятся приблизительно в одном и том же ценовом сегменте, а скачок стоимости в случае Типографии В обусловлен форматом установленного оборудования, которое, в целом, невыгодно использовать для печати такого заказа. Кроме того, значительное влияние на стоимость тиража, как и предполагалось изначально, оказывает стоимость бумаги (отличие даже в 300 грн существенно в данном случае).
Кроме того, участниками обсуждения было отмечено, что в сегменте листовой печати наиболее жесткая конкуренция наблюдается именно в формате А2. Поэтому здесь и следует, по мнению игроков рынка, искать корни демпинговой проблемы. Тогда как в сегменте первого формата ситуация прозрачнее и проще, хотя в последнее время стремление некоторых игроков забрать А2 заказы на полноформатные машины приводит к ужесточению проблемы и здесь.
Другие вопросы
После короткого перерыва на суши напряжение первой половины встречи, когда речь шла о наболевшем ценовом вопросе, стало постепенно спадать, и речь зашла о технических и организационных вопросах.
Руководители типографий говорили о необходимости объединяться для решения разных вопросов выживания предприятий в сложных посткризисных условиях и ужесточении налогового давления. Кооперация во всевозможных ее видах – вот выход из положения. Причем разговоры были далеко не голословные – практически каждый участник внес конкретные предложения. У одного простаивают складские площади, и он готов ими поделиться. Другие готовы сотрудничать по отдельным операциям и процессам. Третьи нашли точки соприкосновения в возможности совместной покупки постпресс-оборудования.
Кроме того, присутствующие готовы открыто делится информацией и обсуждать возникающие вопросы. Так, на этот раз разговор зашел о том, как определять брак на производстве и кто должен нести за него материальную ответственность. Присутствующие рассказывали, как эти вопросы решаются на их производствах и что в данном вопросе требует улучшений. До сих пор единственным официальным документом, регулирующим вопросы брака в полиграфии является инструкция, разработанная еще в 1964 г. и до сих пор даже не пересмотренная. Т.е. все споры, возникающие между типографией и заказчиками и даже сотрудниками самого предприятия решаются каждый раз индивидуально и по взаимным договоренностям. В результате, и печатник, и заказчик может аппелировать фразами вроде «а на другом производстве совсем по-другому», что зачастую принуждает руководителя типографии отступать даже если он полностью уверен в своей правоте.
Учитывая все это, было высказано предложение объединить усилия по разработке классификации брака, его объективному определению, разработке индексов и т.п., возможно, даже с последующим его внедрением во всей отечественной полиграфической отрасли.
Также большинство присутствующих заинтересовала история внедрения и применения автоматизированной системы управления производством, которая сейчас успешно работает в типографии «Спринт-Украина». Практические вопросы Виктору Сидоренко по функционированию отдельных узлов АСУП и системы в целом, а также просьбы наглядно продемонстрировать ее работу показали, что многие руководители уже давно задумываются о внедрении подобных систем на своих предприятиях. Поскольку считают (и директор «Спринт-Украина» убедил их в этом на своем практическом примере), что таким образом они смогут получить более детальную картину функционирования каждого звена своего предприятия, его успехов и «узких мест».
Таким образом, мероприятие показало готовность руководителей полиграфических предприятий в большинстве вопросов работать открыто и прозрачно (интересный момент: две типографии обнаружили, что обслуживают одного и того же заказчика, и были готовы сесть все вместе за стол переговоров с целью выработать общую ценовую политику), формировать политику отрасли, совместно решать целый ряд вопросов. И это уже большой шаг вперед. Как и то, что подобные добровольные встречи директоров типографий становятся доброй традицией – следующая встреча уже назначена на вторую половину апреля.
images/content/YAM-Int.jpg