Для предпринимателя и руководителя занятых развитием своего бизнеса важно отчетливо представлять следующие вещи:
• где компания находится сейчас (анализ текущего состояния и возможностей),
• куда она хочет прийти (определение целей),
• как туда попасть (стратегия),
• как мы будем оценивать свое движение по заданной траектории к поставленной цели и эффективность предпринимаемых усилий (управление эффективностью).
Без этих опорных точек сложно рассчитывать на обоснованность управленческих решений. Очень часто из-за этого возникают разногласия между собственниками (акционерами) и наемными сотрудниками, руководителями и подчиненными.
Я обычно привожу такой пример. Предположим, собственник бизнеса ставит наемному руководителю следующую задачу – через 12 месяцев ты должен заработать для меня миллион. Ясно, что эту задачу можно выполнить по-разному:
1. развивать бизнес, наращивать ресурсы и конкурентное преимущество, и заработать к концу года миллион.
2. выжать все что можно из оборудования и из людей, демпинговать, не вкладывать в развитие и тоже принести в конце года миллион.
Цель достигнута в обоих случаях. Собственник получил свой миллион, а руководитель свои бонусы. Но, разница в двух этих подходах колоссальна. В первом случае на следующий год, на основе развитой инфраструктуры и преимуществ, возможно поставить план, например, в 2 миллиона, а во втором вся компания превращена в руины, и что-бы ее восстановить понадобится потратить миллион. Этот случай с долей допущения взят из реальной практики.
При постановке целей и контроле промежуточных этапов ее достижения не должно быть не ясности и разночтений между собственником и менеджером, руководителем и подчиненным. Это одна из главных проблем при передаче бизнеса в управление, разработки планов развития, постановки задач, делегирования полномочий, достижения задуманного. Доверия явно не достаточно. Все контролировать тоже не возможно. Что же делать? Как убедится в том, что компания на правильном пути, инвестированный капитал работает эффективно, руководители и сотрудники выполняют все как положено?
Поиск правильной комбинации показателей эффективности работы предприятия (KPI или Key Performance Indicator) – один из самых важных в вопросов, имеющий непосредственное отношение к вопросу оценки состояния и перспективы развития бизнеса. Именно с помощью данных показателей, рассматриваемых в динамике, можно в каждый момент времени определить растет ваш бизнес, падает или находится в вялотекущем состоянии, какие управленческие решения эффективны, а какие нет.
Существует сотни различных показателей эффективности. Я приведу в блоге те, которые по моему мнению наиболее просты для отслеживания и, в тоже время эффективны.
Справка
Алексей Иваненко – председатель совета директоров российской ГК «КОМЛАЙН» (Разработка новых стратегий и моделей бизнеса в издательском деле, полиграфии и упаковке. Поставка технологических решений для печати. Консультирование и обучение. Офсетная и цифровая типографии.). Получил высшее полиграфическое образование, закончил аспирантуру. Имеет степень Executive МВА в Kingston Business School (London) по направлению стратегический менеджмент. Работает над докторской диссертацией PhD в области стратегического управления в медиа-индустрии в Queen Mary University of London. Участвовал в разработке и руководстве более чем 40 проектами по созданию типографий с нуля. Читает курс лекций в Московском государственном университете печати. Периодически проводит семинары и тренинги, а также индивидуально работает с десятками российских и зарубежных компаний.