Уж если действительно говорить об эффективности, то очень интересным является показатель прибыли или обьема продаж на один квадратный метр занимаемой площади. Полиграфический бизнес отчасти ограничен производительностью (пропускной способностью) оборудования, а также наличием достаточного количества производственных площадей. Аренда играет весомую роль в структуре затрат, а сложность с подбором площадей необходимой конфигурации, и их расположение, могут непосредственно влиять на конкурентное преимущество компании.
Что начали делать компании в первую очередь в кризис 2008–2010 года? Сокращать сотрудников, сокращать занимаемые площади и менять свое месторасположение, стараясь балансировать между затратами и целесообразностью. Мы уже говорили о продажах и прибыли на одного сотрудника. Вот и еще одна единица измерения "целесообразности" относительно площади.
В бизнес-языке есть понятие lean production/manufacturing, что переводится как бережливое производство, где затратная часть оптимизирована, т.е. "ничего лишнего". Я встречал также понятие lean office – экономный офис. Но, в русском языке, с моей точки зрения больше подходит термин "поджарый". Он наиболее точно отражает состояние в котором всегда должен находится бизнес, который действительно обеспечивает интересы большинства стейкхолдеров (stakeholders, заинтересованные лица – акционеры, сотрудники, топ-менеджмент, клиенты, поставщики, партнеры и т.д.).
Действительно всё просто! Мы видим на сколько адекватно мы используем наши производственные площади. Площадь это деньги. Мы можем отказаться от аренды каких либо невостребованных площадей, перераспределив мощности. Или расширить нашу рабочую территорию, нагрузив ее определенным образом. Понятным для нас, из этих цифр, становится адекватность использования наших производственных мощностей с точки зрения обьема продаж и прибыли, которую генерирует Ваша компания.
Показатель может быть использован для сравнения с конкурентами (продажи на 1 кв. метр), так как обьем продаж и размер площадей достаточно просто узнать.
Конечно, данный показатель должен использоваться в комбинации с другими для получения полного представления об эффективности бизнеса.
Справка
Алексей Иваненко – председатель совета директоров российской ГК «КОМЛАЙН» (Разработка новых стратегий и моделей бизнеса в издательском деле, полиграфии и упаковке. Поставка технологических решений для печати. Консультирование и обучение. Офсетная и цифровая типографии.). Получил высшее полиграфическое образование, закончил аспирантуру. Имеет степень Executive МВА в Kingston Business School (London) по направлению стратегический менеджмент. Работает над докторской диссертацией PhD в области стратегического управления в медиа-индустрии в Queen Mary University of London. Участвовал в разработке и руководстве более чем 40 проектами по созданию типографий с нуля. Читает курс лекций в Московском государственном университете печати. Периодически проводит семинары и тренинги, а также индивидуально работает с десятками российских и зарубежных компаний.