Невероятные показатели, или как FlyerAlarm удается печатать до 17 тыс. заказов в день?

Александр АмангельдыевПро бизнес

Невероятные показатели, или как FlyerAlarm удается печатать до 17 тыс. заказов в день?

В силу своей профессиональной деятельности у нас есть возможность посещать типографии в самых разных городах и странах, знакомиться с их опытом работы. Довольно часто после посещения зарубежных типографий остаются вопросы, связанные с организацией их бизнеса, а озвученные руководством компаний экономические показатели зачастую кажутся недостижимыми.

В декабре прошлого года нам довелось побывать в типографии FlyerAlarm, объединяющей под общим брендом 10 типографий по всей Германии. Представителям российской делегации в компании рассказали о приемах и методах своей работы и предоставили цифры, связанные с бизнесом. Однако у отечественных полиграфистов эти показатели вызвали некоторое недоверие.

Мы решили вникнуть в специфику бизнеса данной типографии и убедиться, насколько предоставленные цифры реальны и возможно ли в принципе выстроить работу полиграфического предприятия так, чтобы добиваться высоких показателей печати.

Впечатляющие цифры

Под торговой маркой FlyerAlarm скрывается сервис по сбору и исполнению полиграфических заказов. Компания уверяет, что обрабатывает за один рабочий день до 17 тыс. заказов! Цифра не просто впечатляющая — она кажется абсолютно нереальной. Даже с учетом того, что в группу FlyerAlarm входит 10  типографий (чтобы удобнее было распределять заказы на печать как можно ближе к получателю), выходит, что каждая типография должна выполнять до 1700 заказов в день. В это верится с трудом. Поэтому попробуем разобраться в вопросе подробнее.

Для нашей оценки возьмем часть информации, которую нам предоставили на предприятии. В 10 типографиях FlyerAlarm работают 29 печатных машин (к слову, в типографии, которую мы посетили, установлено 5 печатных машин большого и сверхбольшого формата). Общий годовой объем производства в деньгах всех типографий группы составляет 160 млн евро. Компания специализируется на выполнении простых заказов — визиток, бланков и, в первую очередь, флаеров — малоформатных листовок для массового распространения (что следует из названия группы типографий). Средний тираж продукции — 250–500 экз., хотя немало тиражей в районе 100 шт. Например, вся группа типографий печатает в день до 4 млн визитных карточек, а общий объем достигает, как уже было сказано выше, 17 тыс. заказов в день.

В процессе посещения типографии сформировался ряд вопросов, которые вызывали, на первый взгляд, сомнения в достоверности. Попытаемся их сформулировать, а затем на них и ответить.

  • Как удается обработать за день такое большое количество заказов, используя всего 29 печатных машин? Получается, что на одну машину приходится около 600 заказов в день. И это при том, что при посещении типографии мы не обнаружили суеты и спешки, работа шла вполне спокойно, если не сказать лениво.
  • Сколько же бумаги нужно переработать, принять и отгрузить? К типографии должны непрерывно подъезжать и отгружаться трейлеры с бумагой и продукцией. А этого мы не заметили: за время нашего посещения во дворе стоял всего один трейлер, с которого сгружали бумагу.
  • За какое время нужно выполнить печать заказа, чтобы успеть за день изготовить те самые 600 заказов, которые приходятся на одну печатную машину? Если считать «в лоб», то при 24-часовой работе на один заказ нужно тратить не более 2,5 мин. И это на машинах большого формата!
  • Насколько реально получить годовой оборот в 160 млн евро на дешевой малоформатной продукции?
  • Как доставить клиентам такое количество заказов в день и как это администрировать?

FlyerAlarm

Это фотография одного из печатных листов сборного тиража флаеров. Наглядно видно, что на одном листе умещается примерно 30–32 разных заказа. Некоторые из них размещены на листе по 2, 3, а какие-то и 5 раз. Таким образом, регулируется тиражность. Отпечатав типовые 200 листов, можно получить тиражи продукции в 200, 400, 600, 800 и 1000 экз. Белое поле в середине листа означает, что продукция односторонняя (изображение расположено на обороте)

Сборный тираж

И все же попробуем углубиться в вопрос. Способ, которым типография пользуется для изготовления продукции, называется «печать сборными тиражами». Один флаер — продукция малоформатная, на обычном офисном листе А4 их может разместиться от 1 до 4 шт в зависимости от типа. А на листе печатной машины большого формата — до 30 шт. При этом в типографии, в которой мы побывали, из пяти машин три были сверхбольшого формата 140х164 см, и на листе такой машины успешно размещается уже до 120 флаеров. Смысл печати сборными тиражами состоит в том, что на одном листе размещаются до 120 разных флаеров, то есть до 120 разных заказов (!). А при совмещении печати флаеров и визитных карточек на одном листе может быть и больше разных заказов. В типографии нам сказали, что считается вполне нормальным, когда на одном листе размещается около 60–80 заказов, а в ряде случаев их число может доходить до 150 на одном листе при среднем тираже 300 экз.

В результате ситуация меняется кардинально. Типографии на одной машине нужно отпечатать вместо 600 разных заказов всего 10–15 сборных листов в день, каждый из них с двух сторон, средним тиражом 300 экз., что не составляет большого труда. На это способна практически любая типография, в том числе и в России. Именно поэтому в FlyerAlarm работали вполне спокойно.

На предприятии работают самые современные печатные машины, оснащенные системами автоматической приладки и настройки краскопереноса за первые 35–50 листов. В итоге 50-й и далее лист считается продаваемым. Разумеется, в типографии много и других заказов, когда на одном листе размещается существенно меньше разных заказов. Более того, есть и многостраничная продукция, которая требует спуска полос в один или даже несколько печатных листов. Но даже в этом случае большой проблемы с исполнением заказов не будет. Полностью автоматизированная приладка на машине большого формата требует не более 10 мин, печать 300 экз. — еще пару минут. Таким образом, за час можно легко отпечатать 4 листа, то есть 2 полноценных больших спуска с двух сторон. Впрочем, в типографии есть и восьмикрасочные машины, что еще больше упрощает задачу. За восемь рабочих часов печатник способен на одной машине отпечатать до 16 полных листов, на которых может быть размещено до 1200 типовых заказов, а на пяти увиденных нами печатных машинах — до 6 тыс. заказов за это же время. На всех машинах группы FlyerAlarm — до 35 тыс. заказов (!). Так что до предельно возможной производительности группе типографий еще очень далеко. Они могут отпечатать весь свой дневной объем заказов (17 тыс.) за полсмены.

Теперь попробуем разобраться, сколько на это нужно бумаги? Тираж типового флаера в 300 экз. на бумаге 150 г/м2 весит около 1 кг. Если распределить все заказы поровну, то типографии нужно печатать на пяти машинах около 3000 заказов в рабочий день. Проще говоря, переработать 3 т бумаги. С учетом приладки и возможного брака возьмем 4 т бумаги. По меркам многих типографий, даже российских, это очень скромный объем материала. Весь объем бумаги легко перевезет один средних размеров грузовик или три «газели». Поэтому большого количества транспорта мы там и не видели.

Далее попробуем посчитать самую сложную часть — финансовую. При обороте типографии в 160 млн евро за год на один рабочий день приходится около 440 тыс. евро. А если разнести это на число заказов, то на каждый типовой заказ приходится по 22–25 евро. То есть условный комплект флаеров тиражом 300 экз. должен стоить заказчику не более 25 евро. Кажется, что это не очень много, и при изучении цен на полиграфическую продукцию в Германии аналогичное изделие окажется несколько дороже, примерно 35–40 евро. Средняя цена по России за аналогичный продукт также окажется несколько выше 25 евро (беглый анализ показывает цену примерно в 35–45 евро). Впрочем, и у нас есть типографии, которые могут уложиться в те самые 23–25 евро, хотя есть и те, которые готовы запросить и около 100 евро. Что же получается: типография в Германии работает себе в убыток? Отнюдь. Использование технологии печати сборными тиражами позволяет снизить себестоимость продукции в разы. Подробнее в справке ниже. Мы точно не можем знать, какова себестоимость изготовления флаера в типографиях FlyerAlarm, но если руководствоваться рассуждениями, приведенными в справке, то себестоимость составляет примерно 10–15 евро при типовом тираже. Еще какую-то сумму нужно заложить на резку и упаковку (около 2–3 евро). Таким образом, общая себестоимость комплекта флаеров вряд ли превысит 17–19 евро. Так что у типографии очень неплохая норма прибыли (больше 20%). Конечно, нужно еще часть денег добавить на фиксированные затраты, доставку тиража и т. д. Тем не менее расклад вполне правдоподобен. Типография может уверенно работать на низкой себестоимости, выдавая на рынок продукцию в среднем на 20–30% дешевле других типографий. Это обеспечивает большой поток заказов.

Наконец, последний вопрос — как доставлять и администрировать такой объем заказов? Все предельно просто: заказчик, присылая заказ в типографию, сам вводит адрес доставки. Его нужно лишь распечатать и разместить на упаковке тиража. Два–три раза в день приезжает грузовичок из «Почта Германии» и забирает продукцию. Дальше ответственность по доставке тиража лежит на транспортно-логистической компании.

Таким образом, ничего принципиально сложного и фантастического в типографии нам не показали. Самое интересное находится в головной компании FlyerAlarm, которая собирает многие тысячи заказов в день, формирует спусковые листы большого формата и отправляет их по типографиям своей группы. Все это делается при помощи мощной системы web-to-print, автоматической системы формирования спусков, развитой системы учета и администрирования и других IT-технологий. Плюс к этому используется ряд интересных технологических решений, упрощающих работу печатников и специалистов по послепечатным процессам. Всего этого нам, к сожалению, не показали, но некоторые зачатки процесса автоматизированного сбора заказов и подготовки их к производству довелось видеть в других типографиях, кое-что удалось выяснить в частной беседе. Попробуем поговорить об этом в следующих номерах журнала.


Себестоимость печати при сборных тиражах

Для примера возьмем печать на машинах формата 70х100 см. Такие машины в России существуют в большом количестве, имеется опыт их использования, а финансовые вопросы их эксплуатации вполне понятны. В настоящее время стоимость приладки на такой машине составляет в районе 120–150 евро, а один листопрогон стоит около 2 евроцентов. Для двусторонней печати нужно две приладки (или «одна с небольшим», если печатать «своим оборотом»). Так что, если печатать флаеры по одному, разложив их на листе, продукция окажется очень дорогой. На листе формата 70х100 см разместится около 16–20 типовых флаеров, то есть указанный в статье тираж в 300 экз. можно отпечатать, используя 15 листов бумаги и две приладки. Плюс, не менее 60 листов на приладку и выход на цвет. Стоимость такого тиража окажется никак не меньше 300 евро (или 160–180 евро при «своем обороте»), что можно считать запредельной ценой.

Другое дело, если все 20 флаеров на листе будут разными. Понадобится несколько больше бумаги (300 листов на тираж плюс 60–70 на приладку) и чуть больше денег на листопрогоны (15 евро). В результате каждый флаер обойдется всего в 16–17 евро. Несоизмеримо с традиционной технологией печати! При использовании «своего оборота» удастся напечатать 10 флаеров, и они окажутся чуть дороже 17–19 евро.

При уменьшении формата печатной машины падает и стоимость приладки, но не линейно. К тому же усложняется размещение флаеров на листе. На листе формата 36х52 см удастся разместить лишь 4 типовых флаера, а приладка будет стоить около 40–50 евро. То есть флаер даже при печати сборным тиражом окажется дороже того, который отпечатали на машине большого формата. Аналогичная зависимость существует и при увеличении формата печати. Чем больше лист, тем больше разных флаеров можно на нем разместить, и тем дешевле они получатся. При удвоенном листе 70х100 см (то есть 100х140 см) уже уместится не 2х20, а 44 флаера. Именно поэтому типографии, входящие в группу FlyerAlarm, используют машины сверхбольшого формата.

EMAIL-РАССЫЛКА PRINTDAILY.RU

Один-два раза в неделю.
Без спама!

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.