Павел Юрченко дал свое первое интервью в статусе совладельца компании CHE.T , в котором подробно рассказал о реализации в Украине проекта по производству полиграфической химии. В самом начале беседы он подчеркнул, что речь не идет о разбавлении концентратов или наклейке своих этикеток на чужие продукты, а также отмел любые предположения о работе с китайскими компаниями. Главный приоритет, которого придерживается CHE.T – производство качественной продукции по доступным ценам.
Павел, как вообще пришла идея уйти с позиции замдиректора «Полиграфических систем» и заняться производством расходных материалов?
Наверное, у каждого человека в жизни наступает момент, когда хочется радикально сменить род занятий, образ жизни и мышления, и заняться чем-то абсолютно незнакомым. Я много лет занимался продажами полиграфического оборудования, но несколько месяцев назад решился попробовать что-то новое.
Но почему именно расходники? Ведь полиграфический рынок, особенно сегмент офсетной печати, мягко говоря, переживает не лучшие времена, и сегодня мало кто верит, что он хотя бы вернется на докризисиные показатели. Наверняка можно было попытать счастья в какой-то более перспективной нише...
Нужно заниматься тем, что ты знаешь и умеешь. К сожалению, я знаю только полиграфию. Мои прежние знания, увы, уже не актуальны.
А кто вы по специальности?
Я программист, но фактически никогда им не работал. Вся моя жизнь связана с полиграфией. В 1998 г. я начинал карьеру в компании «ЯМ Украина». Затем перешел в «Сильвер Полиграф», а позднее, после ее объединения с «Даталюкс Принт» – в «Полиграфические системы». Сначала был менеджером по продаже оборудования, затем руководителем отдела оборудования и заместителем директора компании.
Конечно, можно было пойти учиться, но в моем возрасте хочется работать, а не садиться за парту.
C другой стороны, наш проект по расходным материалам – это тоже, в каком-то смысле, обучение. В процессе работы всплывает огромное количество нюансов, о которых раньше, будучи поставщиком, я даже не задумывался. Например, какую можно использовать тару, где ее заказывать и т. д.
Расскажите подробнее, как происходило воплощение идеи в жизнь?
Идея запустить собственное производство расходных материалов появилась у меня достаточно давно. Несмотря на то, что я долго занимался продажами оборудования, я всегда интересовался расходными материалами и за время работы наладил хорошие связи с рядом европейских производителей полиграфической химии.
Примерно полгода назад меня познакомили с представителями европейской компании, которая специализируется на разработке и лицензировании рецептуры полиграфической химии. Такой себе бизнес наоборот. Эта компания не интересуется производством. Ее конек – разработка формул, их корректировка в зависимости от пожеланий клиента и сопровождение производства.
Мы договорились о разработке для нас рецептуры четырех продуктов – концентрата увлажнения, проявителя для термальных CtP-пластин, силиконовой эмульсии для рулонной печати и смывки.
Ну а дальше – дело техники. Зарегистрировали компанию CHE.T, собрали необходимое оборудование, наладили поставки сырья из Европы и приступили к выпуску первых партий продукции.
Всего на реализацию проекта ушло 4 месяца.
Где расположено производство?
В г. Хмельницкий. Александр Билык является моим партнером по проекту CHE.T
Каковы его расчетные производственные мощности?
На данный момент мы можем выпускать до 5 тонн продукции в день. Без сомнения, этого более чем достаточно на первое время.
В каких объемах будет отгружаться химия клиентам?
В основном – в канистрах и бочках объемом 20 и 200 л. Крупным клиентам сможем отгружать в кубовых контейнерах.
По какой схеме ведутся расчеты с лицензиаром?
Сначала мы разово заплатили за формулу, а теперь покупаем у этой же компании ключевые компоненты для каждого продукта, которые она производит – это их ноу-хау. К счастью, эти компоненты занимают очень маленькую долю в составе готового продукта.
Предположу, что ваш европейский партнер в прошлом создавал рецептуры для кого-то из ваших конкурентов...
Верно. В Украине представлена химия западных производителей, которые, как и мы, заказывали разработку формул у этой компании.
То есть эти материалы получаются абсолютно идентичными?
Примерно на 95%.
Насколько заметна пятипроцентная разница, если говорить об эксплуатационных свойствах продукта, цене и других параметрах?
Давайте спросим об этом у наших клиентов где-то через 1–2 месяца. Я уверен, что это будем самый объективный ответ.
Эта европейская компания может разрабатывать рецептуру любых материалов?
Почти. У нее широчайший ассортимент вспомогательной химии для разных способов печати. Собственно, именно по рекомендации специалистов этой компании мы начинаем бизнес с выпуска тех четырех продуктов для офсетной печати, о которых я говорил выше.
Что будет дальше?
Давайте пока не будем загадывать. Планы, есть, но о них чуть позже.
Какое сырье будет использоваться на вашем производстве?
Качественное! Часть сырья мы импортируем из Европы. Часть – покупаем в Украине. Воду готовим сами. Для контроля местного сырья заканчиваем создание лаборатории контроля качества.
К какому классу вы относите свою продукцию, если оценивать по цене и качеству?
Конечная цена зависит от типа продукта. Некоторые из них примерно на 30% дешевле европейских, другие – находятся в том же ценовом диапазоне.
Что касается качества, то мы будем бороться за то, чтобы оно было как минимум не хуже европейского. Это не означает, что я не уверен в качестве наших продуктов. Но громкие заявления лучше делать после всестороннего тестирования, а оно еще продолжается.
Как реагировали полиграфисты на предложение взять на тестирование малознакомый продукт, да еще и сделанный в Украине?
В Украине есть много полиграфистов, которые давно знают меня лично, и я благодарен им за то, что на начальном этапе у меня не возникло проблем с тем, кому продать материалы на тестирование.
Есть десятки клиентов, которые готовы тестировать наши продукты, и ни один из них не отказался попробовать из-за того, что материалы сделаны в Украине.
При этом хочу подчеркнуть, что тесты проходили и идут на крупных полиграфических производствах.
Тем не менее, пока я работаю с людьми, которых хорошо знаю, а им достаточно моего заверения в том, что продукт качественный. Что будет дальше – время покажет.
Но ведь остается много людей, которых вы лично не знаете или знаете недостаточно хорошо. Если они начнут сомневаться в качестве отечественной химии, как будете убеждать?
С помощью сертификатов Fogra, которые мы планируем получить в течении следующего месяца. Все необходимые документы и материалы уже переданы Fogra для сертификации. В частности, они будут означать, что наши продукты надежно работают на оборудовании Heidelberg, KBA и manroland. Надеюсь после этого основная масса вопросов исчезнет, и клиент проявит больше готовности работать с нами.
Ну и, конечно, рассчитываем на успех первых тестов и сарафанное радио.
Как формируется ценовая политика?
Никто не ждет, что украинская химия должна быть на 30-40% дешевле, чем европейская. Достаточно разницы в цене порядка 5% в меньшую сторону.
В Украине есть несколько компаний, которые на территории страны выпускают некоторые виды полиграфической химии, завозя концентраты и разбавляя их водой. В чем принципиальные отличия вашего подхода?
Мы завозим в Украину не концентраты, а отдельные химические вещества, которые смешиваем на нашем производстве.
Самый большой недостаток нашего бизнеса заключается необходимости тщательного контроля качества входящего сырья, произведенного в Украине. Для этого мы и сделали лабораторию контроля качества.
Основным же преимуществом является меньшая себестоимость продукции. Кроме этого мы более оперативны, мобильны и гибки в сравнении с европейскими производителями.
Вы наверняка знаете, что один и тот же продукт по-разному взаимодействует с разными материалами. Один и тот же проявитель пластин может плохо работать с этими пластинами и хорошо с теми. Часто причиной этого бывает незначительная разница в каких-либо параметрах химии. Крупные поставщики не стремятся подгонять их под каждого клиента, выпуская однотипную продукцию. Мы же можем производить на территории Украины продукт специально под заказчика. Никто из наших конкурентов этого сделать не может, так как возят стандартные, скажем так, «усредненные» концентраты.
Но для этого нужны специалисты...
У нас есть квалифицированный химик, профессор, который уже имеет солидный опыт работы в полиграфии. В частности, вместе с Александром Билыком он налаживает линию по производству термоклея, расположенную в Хмельницком.
Собственный R&D отдел планируется?
Без сомнения! Но мы не можем сделать все сразу и сейчас.
Каков объем инвестиций в проект?
Цифру не назову, но надеюсь, что уже до конца года мы выйдем в плюс. Хотелось бы высказаться более уверенно, но в Украине слишком много подводных камней. В частности, никто не знает, как завтра будет вести себя наше государство.
Выход на зарубежные рынки есть в планах?
Уже получили предложение от наших ближних соседей развернуть у них подобное производство (смеется)...
На какую долю украинского рынка вы претендуете?
Сначала и пяти процентов будет достаточно, а вообще за год планируем занять 30% в соответствующих нишах.
Не слишком ли смелые планы?
В Италии 8 производителей, которые занимаются таким же бизнесом. Кто-то работает только локально, некоторые – продают свою продукцию за границу. По сравнению с итальянцами в Украине этот рынок пуст, так что потенциал есть.
Не боитесь, что клиенты начнут осаждать вопросами и претензиями вследствие наличия производства под боком?
Теоретически все возможно, но мы выбрали наименее конфликтные продукты, так что надеемся, что проблем не будет.
Планируете как-то сотрудничать с производителями оборудования и расходников или локальными поставщиками?
Пока нет.
Название компании что-то означает?
Выбирали название, которое бы звучало для западных партнеров и отражало суть деятельности. В итоге взяли Chemical Technologies и сократили до CHE.T.
images/content/CHET_Logo.jpg